Р Е Ш Е Н И Е (копия)
Именем Российской Федерации
... Промышленный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой О.И.,
с участием прокурора Чепухова М.Е.,
при секретаре Болдыревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимовой Ольги Александровны о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Максимова О.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в обоснование своих требований указала, что решением Думы городского округа Самара от ... №... были назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на ....
Заявителем в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее - ОИК) были представлены документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва. ... также были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата: подписные листы, содержащие 554 подписи избирателей, сброшюрованные в папку; протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах; первый финансовый отчёт.
... ОИК приняла Решение №... «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Промышленному избирательному округу №... Максимовой Ольге Александровне». Согласно данного решения «в ходе проверки было выявлено 100 % недействительных подписей избирателей». В качестве основания (причины) признания подписей недействительными в итоговом протоколе указан код 3 - лист не уставленной формы, код 4 - нарушены требования о внесении сведений о кандидате. На заседании ОИК ей было пояснено, что под листом неустановленной формы избирательная комиссия подразумевает отсутствие пустой строчки для сведений о судимости в подписном листе.
Заявитель считает, что вышеуказанное решение противоречит Конституции РФ ( ч. 2 ст. 32), и международным актам о правах человека, так как фактически лишает ее быть избранной в органы местного самоуправления, а граждан, проживающих в соответствующем округе г.о. Самара лишает права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, тем самым ограничивая свободу их волеизъявления по формальным основаниям (отсутствие пустых строк в подписном листе). Закон определяет форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению в подписной лист, указания по способу их внесения. Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или не поддержке выдвижения данного кандидата. Считает, что эти характеристики в полной мере присутствуют в ее подписных листах, а присутствие в подписных листах пустых строк не дополняет для избирателя информацию о кандидате. Пустые строчки и подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных. Заявитель в заявлении указывает, что она не судима, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязана. В связи с чем считает, что представленные ею подписные листы полностью соответствуют всем требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», и признавать недействительными 100 % представленных подписей нет оснований.
Кроме того, Максимова О.А. указала, что ОИК неправомерно забраковано 10 подписей избирателей. Имеющиеся точки (лист 4 стр. 1-4), дополнительные элементы букв (лист 56 стр. 1, лист 79 стр.4), допущенные помарки (и т.д.) обусловлены индивидуальными особенностями почерка лиц, осуществляющих сбор подписей. Сведения об избирателях в указанных строках не могли привести к иному прочтению, в связи с чем, заявитель считает, что индивидуальные особенности почерка не могут являться основанием для признания недействительными подписей избирателей. В подписях избирателей, содержащихся на листе 2 в строке 5, на листе 21 в строке 2, на листе 30 в строке 1, на листе 66 в строке 3 — в данных об избирателе вообще отсутствуют какие-либо исправления. Таким образом, рабочей группой правомерно признано недействительными по коду 13 10 подписей избирателей.
Также указывает, что согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от ... признано недействительными по коду нарушений №... (исправления в данных сборщика) 5 подписей сборщика, ввиду того что, по мнению рабочей группы, в них содержатся исправления. Однако, на листе 12 исправления отсутствуют. Помарка в начальной букве фамилии сборщика в виде точки обусловлена особенностью стержня ручки сборщика подписей. Никаких исправлений одного символа на другой, зачёркиваний в сведениях о сборщике не имеется. Все сведения о сборщике на листе 12 написаны четко и без ошибок, не препятствуют их однозначному восприятию и не могут быть признаны недействительными.
Также указала, что из представленных ею подписей избирателей 48 были признаны недостоверными (недействительными) по коду 18,19 основанием для признания этих подписей недостоверными послужила справка Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Самарской области №... от ... ЭКЦ ГУВД Самарской области, что было отражено в оспариваемом решении. Признание Справок ЭКЦ заключениями эксперта прямо противоречит пункту 9 статьи 26 ЗСО №... и пунктам 14-15 Наставлений по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, утвержденных приказом министра внутренних дел Российской Федерации от ... №.... В частности, они не содержат сведений о ходе проведенных исследований, об их заказчике, использованных методиках исследования и о том, что лицо, производившее исследования, предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Более того, сами справки даже требованиям, предъявляемым к «справкам об исследовании», не соответствуют (пункт 42 Наставлений). В них нет описания объектов, представленных на исследование, их упаковки и вопросов, поставленных перед специалистом, проводившим исследование. Выводы экспертов ЭКЦ ГУВД по Самарской области не только ничем не обоснованы, они не соответствуют действительности. Кроме того, она как кандидат не была извещена о проведении проверки подписных листов привлеченными специалистами ЭКЦ ГУВД Самарской области, в результате чего была неправомерно лишена предоставленного законом права присутствовать при проведении проверки подписных листов экспертами, что делает всю процедуру проверки подписей незаконной. В Решении №... Окружная избирательная комиссия указывает, что согласно справки №... от ..., в результате проведенного исследования было установлено, что в числе исследуемых подписей было выявлено 48 недостоверных (недействительных) подписей избирателей - код нарушения 18, 19 (подпись избирателя выполнена им не собственноручно, дата внесения подписи избирателя выполнена не собственноручно), однако данный вывод комиссии противоречит итоговому протоколу проверки подписных листов, врученного ей ..., так как в нем отсутствуют сведения о признании недостоверными 48 подписей на основании почерковедческого исследования. Таким образом, согласно итоговому протоколу признано недействительными по коду №... и 24 - 15 подписей избирателей. Данное количество подписей укладывается в 10 % предусмотренных п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». На основании изложенного, просит суд признать незаконным Решение №... от ... Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Максимовой Ольге Александровне». Обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Максимову О.А. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному
избирательному округу №....
В судебном заседании Максимова О.А. и ее представитель адвокат - Д,, доводы заявления поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Председатель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва С., возражала против удовлетворения заявления в полном объеме, на основании представленного в суд отзыва.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение помощника Прокурора Промышленного района г. Самары, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 1 статьи 39 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. "д" п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия.. .осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ч.1, ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч.2 ст. 36 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
В соответствии с п.11 ч. 10 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата, либо выявления десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено, что решением Думы городского округа Самара от ... №... "О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара" на ... назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара. Вышеуказанное решение вступило в силу со дня его официального опубликования ....
По сведениям, представленным представителем Окружной избирательной комиссии в избирательном округе №16 количество избирателей составляет 25220, необходимое количество подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата 504, максимальное количество подписей 554.
... Максимова Ольга Александровна обратилась в Окружную избирательную комиссию одномандатного округа №16 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее - Окружная избирательная комиссия) с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва в порядке самовыдвижения.
... Максимова Ольга Александровна представила в Окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации ее кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в том числе подписные листы в 1 папке, в количестве 132 листа, содержащие 554 подписи избирателей в поддержку самовыдвижения Максимовой О.А., что подтверждается протоколом об итогах сбора подписей.
... в связи с возникшими сомнениями в достоверности некоторых подписей и действительности сведений о некоторых избирателях Окружная избирательная комиссия направила запросы в Экспертно - криминалистического центр при ГУВД Самарской области о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Максимовой О.А. Ответы на вышеуказанные запросы были получены Окружной избирательной комиссией ...
... рабочей группой был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Максимовой О.А. в соответствии, с которым из 554 подписи проверенных рабочей группой на основании пункта 11 части 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (листы неустановленной формы, нарушение требования о внесении сведений о кандидате) было признано недействительными 554 подписи избирателей, что в процентном отношении составляет 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Максимовой О.В.
Кроме того, согласно итогового протокола недействительными были признаны 10 подписей – код нарушений 13 (исправления в сведениях об избирателях); 5 подписей – код нарушений 24 (исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей).
... Максимова О.А. получила итоговый протокол проверки подписных листов.
Кроме того, 48 подписей признаны недействительными на основании данных справки ЭКЦ ГУВД Самарской области от ... №... - код нарушения 19 (дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно).
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самара от ... №... Максимовой Ольге Александровне отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 на основании п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.
Суд считает, что вышеуказанный отказ является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Максимовой О.А. представлены в окружную избирательную комиссию подписные листы по форме содержащейся в материалах настоящего гражданского дела.
Форма подписного листа указана в приложении №... к Закону Самарской области от 08.06.06 №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" и содержит подстрочный текст о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости.
При обозрении подлинников подписных листов Максимовой О.А., переданных заявителем в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты, судом было установлено, что все указанные подписные листы (132), составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», так как в них отсутствуют предусмотренные приложением № 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).
Доводы Максимовой О.А., о том, что отсутствие в подписных листах указанных выше граф, подстрочного текста и разлиновки, не является препятствием для правильного восприятия содержащийся в нем информации о кандидате (заявитель не судима, следовательно, не должна указывать данную информацию), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов. Форма подписного листа, не является произвольной, ее обязаны использовать все кандидаты, осуществляющие самовыдвижение на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых в Самарской области. Данное требование закона носит императивный характер и альтернативных положений не содержит.
Таким образом, довод заявителя о том что, подписные листы изготовлены в соответствии с требованиями Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», не основан на законе и не может быть принято судом во внимание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Окружной избирательной комиссией правомерно сделан вывод о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Максимовой О.А. изготовлены с нарушением требований ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а поэтому все подписи избирателей, содержащиеся в данных подписных листах, считаются недействительными на основании п. 11 ч. 10 ст. 37 названного закона, следовательно, нарушений закона Окружной избирательной комиссией в признании 100% подписей недействительными не допущено.
Судом также была проведена проверка подписных листов, на предмет наличия недостатков, указанных в итоговом протоколе проверки подписных листов, по основаниям заявленным Максимовой О.А., в результате которой установлено следующее.
В подписном листе 2 строка 5 в ходе проверки ОИК обнаружены исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлен месяц), в подписном листе 4 при проверке ОИК обнаружены исправления в дате подписания листа кандидатом (исправления в месяце), в подписном листе 12 обнаружены исправления в данных сборщика (в указании адреса), в подписном листе 21 строка 2 обнаружены исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлен месяц), в подписном листе 30 в строке 1 обнаружены исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлен год), в подписном листе 56 строка 1 исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлен год), в подписном листе 66 строка 3 исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлено число), в подписном листе 79 строка 4 исправления в дате внесения подписи избирателя (исправлен год).
В ходе изучения подписного листа 2 судом не обнаружено исправления даты в строке 5, дата внесения подписи избирателя читается однозначно как «16.08.2010 года». Из подписного листа 4 видно, что имеются исправления в дате, внесенной кандидатом, между тем, в ведомости проверки указано, что имеются исправления в сведениях об избирателях, исправлений по коду нарушения 13 судом установлено не было. Окружной избирательной комиссией установлены исправления в сведениях сборщика в подписном листе 12, данный факт был установлен в судебном заседании (исправления имеются в указании адреса места жительства сборщика). Также в ходе судебного разбирательства было установлено наличие исправлений в подписном листе 21 в строке 2 (дата внесения подписи) и в подписном листе 30 в строке 1 (дата внесения подписи), в подписном листе 66 в строке 3 (дата внесения подписи), в подписном листе 79 в строке 4 (дата внесения подписи). При изучении подписного листа 56 никаких исправлений в строке 1 судом не обнаружено.
Следовательно, в судебном заседании было установлено наличие нарушений в подписных листах по коду 24 - 5 подписей, по коду 13 – 4 подписи, итого 9 подписей.
Поскольку, решение окружной избирательной комиссии от ... о признании 554 подписей в подписных листах (100% подписей) недействительными признано судом законным, и данное количество подписей не укладывается в 10 % предусмотренных п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», не имеет правового значения оценка установленных окружной избирательной комиссией иных недостатков, обнаруженных в подписных листах №...,4,12,21,30,56,66,79, так как установление судом отсутствия либо наличия указанных окружной избирательной комиссией недостатков, не может повлечь за собой признание решения об отказе в регистрации кандидата незаконным, при наличии самостоятельного основания для отказа в регистрации Максимовой О.А. - выявление 100% недействительных подписей в связи с нарушением формы подписного листа.
Судом также установлено, что на основании справки эксперта №... от ... 48 подписей признаны Окружной избирательной комиссией недействительными по коду нарушения 18,19, так как экспертом установлено, что даты внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно.
Довод заявителя о том, что окружная избирательная комиссия не должна была основывать свое решение об отказе в регистрации кандидата на справке эксперта, так как данная справка не является письменным заключением эксперта, а также Максимова О.А. была лишена возможности присутствовать при проведении экспертом исследования, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица... О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума (пункт 6 статьи 38 Федерального Закона от ... №67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 статьи 38 Федерального Закона от ... №67-ФЗ).
Судом установлено, что копия ведомости и копия итогового протокола Максимовой О.А. вручены своевременно – ..., что не оспаривается заявителем. Также заявитель была ознакомлена со справкой эксперта, что также не оспаривалось в ходе судебного разбирательства Максимовой О.А.
В соответствии с п. 2 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.2006г. 57-ГД Соответствующая избирательная комиссия для проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии... К участию в проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
Поскольку, вышеуказанным законом не предусмотрена форма заключения специалиста, оснований признавать недостоверными результаты исследования, содержащиеся в справке эксперта ЭКЦ ГУВД по Самарской области у суда не имеется.
Поскольку вышеуказанная справка поступила в Окружную избирательную комиссию до дня принятия решения о регистрации кандидата, заявитель была ознакомлена с ее содержанием, следовательно окружная избирательная комиссия на законных основаниях ссылается в решение об отказе в регистрации кандидата Максимовой О.А. на результаты исследования, отраженные в справке ЭКЦ ГУВД Самарской области от ... №....
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Учитывая, что в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения доводы заявителя о незаконности решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №16 от ... об отказе в регистрации кандидатом, суд считает, что заявление Максимовой О.А. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Максимовой Ольге Александровны о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Максимовой О.А.» от ... №..., об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Максимову О.А. кандидатом отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено ....
Председательствующий: (подпись) Никонова О.И.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья:
Секретарь: