об отмене регистрации в кандидаты в депутаты Думы г.о. Самары



Р Е Ш Е Н И Е (копия)

Именем Российской Федерации

... Промышленный районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Никоновой О.И.,

с участием прокурора Чепухова М.Е.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белашева Александра Игоревича об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самары пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Гусева Александра Алексеевича,

УСТАНОВИЛ:

Белашев А.И. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самары пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Гусева Александра Алексеевича в обоснование своих требований указал, что Гусев А.А. является кандидатом в депутаты Думы г.о.Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18, зарегистрирован решением территориальной избирательной комиссии Промышленного района г.Самары, исполняющей обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от ... №....

После регистрации кандидат в депутаты Гусев А.А. начал свою избирательную кампанию с грубыми нарушениями избирательного законодательства, которые выразились в следующем: в период с ... по ... в избирательную комиссию городского округа Самара поступил ряд жалоб на незаконные действия кандидата в депутаты Гусева А.А.

Жалоба избирателя А. от ..., вх.№№... от ... касалась использования кандидатом Гусевым А.А. для финансирования своей предвыборной агитации денежных средств, помимо средств избирательного фонда кандидата, выразившегося в распространении в период избирательной кампании агитационного печатного материала «Безымянка. За Самару! Гусев. Народный депутат!», не оплаченного из избирательного фонда кандидата, тиражом 2400 экз. Жалоба избирателя О. от ... касалась использования кандидатом Гусевым А.А. финансирования своей предвыборной агитации денежных средств, помимо средств избирательного фонда кандидата, выразившегося в размещении агитационного печатного материала (баннера) «Сказано - сделано! Александр Гусев» на рекламном щите 3x6 метров на пересечении улиц <адрес> Жалоба избирателя Г. от ..., касалась использования кандидатом Гусевым А.А. финансирования своей предвыборной агитации денежных средств, помимо средств избирательного фонда кандидата, выразившегося в размещении агитационного печатного материала (баннера) «Сказано - сделано! Александр Гусев» на рекламном щите 3x6 метров на пересечении улиц <адрес> Жалоба избирателя Г. от ..., касалась незаконного использования кандидатом Гусевым А.А. преимуществ своего служебного положения, выразившегося в обнародовании распространении в период избирательной кампании отчета о выполненной работе (агитационный материал «Безямянка. За Самару» №... от ... «Сказано – Сделано. Отчет руководителя общественной приемной Движения «За Самару!» Гусева А.А.»). Жалоба избирателя Г. от ... касалась незаконного использования кандидатом Гусевым А.А. преимуществ своего служебного положения, выразившегося в обнародовании и распространении в период избирательной кампании отчета о выполненной работе (агитационный материал «Отчет народного депутата А.А.Гусева за период с ноября 2009 г. июль 2010г. оплачен из средств избирательного фонда кандидата, экземпляр в ОИК №18).

Кроме того, имел место факт распространения печатных материалов, установленный органами внутренних дел: ... в УМ №... УВД г. Самары (<адрес>) был составлен рапорт (зарегистрирован в КУСП №...), из которого следует, что ... в 21:00 были задержаны представители Гусева А.А. с распространением незаконных агитационных материалов. По данному факту были опрошены задержанные Г.Г и В., которые пояснили, что распространяли указанные агитационные материалы по просьбе доверенных лиц Гусева А.А. за плату. ... был произведен осмотр места происшествия, о чем был составлен протокол осмотра места происшествия от ..., из которого следует, что в жилом адресу: <адрес> было изъято 45 упаковок - по 260 экземпляров в каждой упаковке - агитационных материалов Гусева А.А., которые были изготовлены с нарушением избирательного законодательства, о чем ... сотрудниками УМ №... УВД г. Самары был составлен рапорт. Данные агитационные материалы содержат информацию об их изготовлении за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Гусева А.А., в том числе указан тираж 2000 экз. Таким образом, общее количество изъятых экземпляров печатной продукции превысило заявленное в самих материалах количество на 11500 экземпляров.

Агитационный материал, изготовленный и переданный избирательной комиссии кандидатом в депутаты Гусевым А.А., аналогичен изъятому органами внутренних дел от .... Согласно представленной Гусевым А.А. Информации, стоимость одного экземпляра указанного агитационного материалы составляет 5 рублей 20 копеек, изъятые 11500 экземпляров составляют (11500х5,2= 59800 рублей). Предельный размер избирательного фонда кандидата составляет 800000 рублей. 5% от 800000 рублей составляют 40000 рублей. Кандидатом Гусевым А.А. на изготовление изъятого органами внутренних дел агитационного материала израсходовано 59800 рублей, что превышает 5%, установленных законом. Заявитель считает, что факт принадлежности изъятого агитационного материала Гусеву А.А. установлен органами внутренних дел: рапортами, опросами задержанных лиц и протоколом осмотра места происшествия.

Считает, что кандидат Гусев А.А. в нарушение законодательства о выборах неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения, кандидатом превышено 5% предельного размера расходования средств помимо средств собственного избирательного фонда.

На основании изложенного, просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Гусева А.А.

В судебном заседании представитель заявителя Ярва Р.М., действующий на основании доверенности, а также адвокат Тележинский В.С., действующий на основании ордера доводы заявления поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №18 по выборам депутатов Думы г.о. Самара пятого созыва Старцева С.В., возражала против удовлетворения заявленных требований, так как представителем истца не представлено доказательств нарушения кандидатом Гусевым А.А. законодательства о выборах.

Представитель заинтересованного лица Гусева А.А. – Кузнецова Е.Н., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении заявления отказать, на основании представленных в суд письменных возражений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Промышленного района г. Самары, полагавшего отказать в удовлетворении требований заявителя, допросив в качестве свидетеля Х., изучив материалы дела, материалы КУСП №... УВД по <адрес> г. о. Самары суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктами б, в пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также подпунктов 2, 3 пункта 6 статьи 82 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: * использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; * неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 1 статьи 39 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 950 "О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара" на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара. Вышеуказанное решение вступило в силу со дня его официального опубликования 17.07.2010 года.

Решением №... от ... окружной избирательной комиссии по Промышленному одномандатному избирательному округу №18 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Белашев А.И.

Решением №... от ... окружной избирательной комиссии по Промышленному одномандатному избирательному округу №18 в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрирован Гусев А.А.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с подпунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.

В соответствии с ч. 2 статьи 33 Федерального закона, ч. 3 ст. 33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»

кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Согласно указанным выше нормам Гусев А.А. приобрел статус выдвинутого кандидата, соответствующие права и обязанности, ... - с момента уведомления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №18 по выборам депутатов Думы г.о. Самара пятого созыва о своем выдвижении и направлении в Окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.

В заявлении Белашев А.И. ссылает на жалобы А. и Г. о том, что Гусев А.А. в нарушение закона распространял агитационный материал («Безымянка. За Самару! Александр Гусев. Народный Депутат!», «Безымянка. За Самару» №... от ...), изготовленный не из средств избирательного фонда кандидата.

Из представленных в материалы дела копий вышеуказанных печатных материалов следует, что они были изготовлены ..., то есть до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Думы г.о. Самары, соответственно до начала избирательной кампании.

Поскольку согласно п. 4 статьи 2 Федерального Закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, печатные материалы «Безымянка за Самару Александр Гусев. Народный Депутат!», «Безымянка. За Самару» №... от ... не могут являться агитационными материалами так как, на день выпуска данных материалов Гусев А.А. не выдвигался в качестве кандидата в депутаты.

Доказательств того, что Гусев А.А. распространял данные печатные издания после начала своей предвыборной кампании, суду представлено не было.

Пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном Законе, а также в Законе Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» понимается: 1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; 2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; 3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; 4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; 5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; 6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом; 7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; 8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (пункт 4 ст. 40, Закон Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»).

Судом установлено, что опубликование отчета руководителя общественной приемной движения «За Самару» в Промышленном районе Гусева А.А. в периодическом печатном издании «Безымянка за Самару» имело место не в период избирательной кампании.

Опубликование отчета народного депутата Гусева А.А. в его печатном агитационном материале было оплачено из избирательного фонда, что подтверждается банковскими сведениями о расходовании денежных средств, находящимся на специальном избирательном счете Гусева А.А., счетом №... от ..., товарной накладной от ..., актом выполненных работ №... от ..., договором на изготовление печатных агитационных материалов от ..., заключенного между кандидатом Гусевым А.А. и О. в связи с чем, не может быть признано использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Довод заявителя о том, что Гусев А.А. разместил агитационный материал в виде баннера и рекламного щита с символикой общественного движения «За Самару» и словами «Сказано-сделано!» за счет денежных средств помимо средств избирательного фонда кандидата, суд не может принять во внимание, поскольку он не подтвержден доказательствами.

Отмена регистрации кандидата является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая может наступать лишь при условии совершения виновных действий самим кандидатом, его представителем либо по его поручению иными лицами.

Суду не представлено доказательств того, что средства, потраченные на изготовление рекламного щита и баннера, были использованы в целях достижения определенных результатов на выборах именно Гусевым А.А., размещались по его поручению.

Кроме того, из фотоснимков баннера и рекламного щита, имеющихся в материалах дела, не следует, что данные печатные издания освещают деятельность Гусева А.А. как кандидата в депутаты Думы г.о. Самары.

Довод заявителя о том, что кандидатом Гусевым А.А. был изготовлен агитационный материал с превышением лимита финансирования установленного законом, судом не может быть принят во внимание, поскольку не подтвержден допустимыми доказательствами.

В ходе проверки вышеуказанного довода судом установлено, что за счет средств специального избирательного счета кандидата Гусева А.А. было изготовлено О. О. 2000 буклетов «Народный депутат» на общую сумму 6101 рубль 70 копеек со стоимостью одного буклета 3 рубля 05 копеек. В материалы дела представителем Гусева А.А. был представлен один экземпляр данного буклета, который изготовлен на глянцевой бумаге и факт его изготовления в О. был подтвержден свидетелем Х., который является директором ООО «Типография ДСМ».

Из материала КУСП УМ №... УВД по <адрес> городского округа Самара №... от ... следует, что ... сотрудниками УМ №... во время патрулирования района на пересечении <адрес> были задержаны гражданки В. и Т. которые распространяли печатный материал «Честная Самара» с недостоверной информацией, у данных лиц были изъяты 93 штуки данного печатного материала. Кроме того, в ходе проверки на техническом этаже <адрес> были обнаружены и изъяты листовки с заголовком «Отчет народного депутата А.А. Гусева» в количестве 11500 экземпляров. В письменном опросе В. указала, что вместе со своей подругой Г.Г ... распространяла листовки и брошюры кандидата в депутаты Александра Гусева. Также В. указала в опросе, что она хранила 40 пакетов с листовками на тех. этаже жилого дома. Гражданка Г.Г в письменном опросе указала, что она ... заговорила с мужчиной (зовут его «Виктор») сидящим в автомобиле ВАЗ 21099 белого цвета №..., который ей предложил за плату распространить рекламно - агитационную продукцию, она согласилась и позвонила своей подруге В. Виктории, у которой они выгрузили 40 упаковок агитационно-рекламной продукции.

В ходе исследования изъятого сотрудниками УМ №... агитационного буклета у вышеуказанных лиц, судом установлено, что он изготовлен на бумаге, иного качества, чем буклет, заказанный Гусевым А.А. и изготовленный О. что подтвердил в ходе допроса свидетель Х.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства не была установлена причинно-следственная связь между действиями В. и Г.Г по распространению буклетов «Народный депутат» в количестве 11500 экземпляров и действиями кандидата Гусева А.А., по ведению предвыборной агитации, поскольку суду не были представлены доказательства, того, что граждане В. и Г.Г, распространяя данные печатные материалы действовали от имени кандидата Гусева А.А., по его поручению, либо с его согласия. Кроме того, заявителем не представленного доказательств, подтверждающих факт знакомства Гусева А.А. либо его доверенных лиц с указанными гражданами, следовательно, считать, что вышеуказанные изъятые печатные материалы принадлежат кандидату Гусеву А.А. и изготовлены им с нарушением законодательства о выборах оснований не имеется.

Ссылка представителей заявителя на знакомство Г.Г и В. с К., который является телохранителем Гусева А.А., также является несостоятельной, поскольку суду не было представлено доказательств того, что К. является телохранителем Гусева А.А., а также посредником между Гусевым А.А. и гражданами Г.Г и В..

Доводы представителей заявителя о том, что Гусев А.А. неоднократно в ходе предвыборной агитации использовал преимущества своего должностного положения, путем использования сотрудников Самарской региональной общественной организации «Движение в защиту прав и свобод «За Самару» также является несостоятельной, по следующим основаниям.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Гусев А.А. является старшим научным сотрудником С.

С ноября 2009 года по июнь 2010 года он руководил общественной приемной в Промышленном районе Самарской региональной общественной организации «Движение в защиту прав и свобод «За Самару», что также не оспаривается сторонами.

Следовательно, Гусев А.А. никогда не являлся руководителем Самарской региональной общественной организации «Движение в защиту прав и свобод «За Самару» и не мог использовать преимущества своего должностного положения, путем привлечения лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы Белашева А.И. о нарушении кандидатом Гусевым А.А. законодательства Российской Федерации о выборах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Белашева Александра Игоревича об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу №18 Промышленного района г. Самары Гусева Александра Алексеевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено ....

Председательствующий (подпись) Никонова О.И.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья:

Секретарь: