Р Е Ш Е Н И Е (копия)
Именем Российской Федерации
... Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой О.И.,
при секретаре Болдыревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Леушкина Алексея Ивановича о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ....
УСТАНОВИЛ:
Леушкин А.И. обратился в суд с заявлением о признании отказа, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № №... от ... в утверждении схемы расположения земельного участка находящегося по адресу: <адрес>, площадью 745,00 кв.м., согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №..., незаконным.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ... обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и огородничества. ... Министерством имущественных отношений по Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ... Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара отказал Леушкину А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка, мотивировав это тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок включается в состав другого земельного участка, о предоставлении которого под цели строительства ходатайствовало в 2006 году юридическое лицо путем подачи заявки в Министерство строительства Самарской области с приложением проекта границ, но по настоящее время земельный участок данному юридическому лицу не предоставлен, проект границ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара утвержден не был.
На основании изложенного заявитель просит признать незаконным отказ департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ... в утверждении схемы расположения земельного участка и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 1, площадью 745,00 кв.м., согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №....
По ходатайству Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований судом привлечено ООО «Рось-С».
Решением Промышленный районный суд г.Самары от ... в удовлетворении требований Леушкина А.И. отказано в полном объеме.
... решение Промышленного районного суда г. Самары судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
В судебном заседании представитель заявителя Ефремов А.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Гусева Ю.С., действующая на основании доверенности, поддержала раннее представленные возражения, просила требования Леушкина А.И. оставить без удовлетворения, также пояснила, что работа по заявке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ведется до настоящего времени, уточняются зоны, в которых находятся земельные участки, испрашиваемые ООО «Рось-С», проводится экспертиза земельных участков, следовательно Департамент архитектуры и строительства г.о. Самары не бездействует. Также указала, что поскольку в Департамента архитектуры и строительства имеется первая заявка ООО «Рось-С», Леушкину А.И. было отказано правомерно. Утверждает, что в ... году ООО «Рось-С» обратилось с новым пакетом документов, с уточнением земельных участков, на которые ООО «Рось-С» претендует, в связи с чем работа по ним началась заново.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Рось-С» Слепцова Н.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявления Леушкина А.И. отказать. Представила в материалы дела письменные возражения, согласно которым: Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара более чем через два месяца с момента обращения Леушкина А.И. за предоставлением земельного участка, в то время как действующим законодательством установлен двухнедельный срок; заявление ООО «Рось-С» с рассмотрения обществом не снималось; Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не мог не отказать в утверждении схемы, так как мероприятия по формированию земельного участка, испрашиваемого ООО «Рось-С», проводятся в течении нескольких лет; Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара должен был принимать решение по аналогии с нормой, регламентирующей предоставление земельного участка (обратившемуся первым); срок в течение которого Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара должен был сформировать земельный участок, испрашиваемый ООО «Рось-С» действующим законодательством не установлен. Также указала, что не имеет значения имеются ли наложения испрашиваемого земельного участка ООО «Рось-С» на другие земельные участки.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Радаева А.А., действующая на основании доверенности удовлетворение заявления Леушкина А.И. оставила на усмотрение суда. Также пояснила, что согласно план-схемы расположения земельного участка, испрашиваемого ООО «Рось-С», земельный участок, на который претендует Леушкин А.И., а также иные земельные участки, поставленные на кадастровый учет, находятся в границах участков, которые просит предоставить ООО «Рось-С».
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности оставила удовлетворение заявления Леушкина А.И. на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, огласив показания свидетеля К. приходит к следующему.
Судом установлено, что ... Леушкин А.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность для ведения садоводства и огородничества, что подтверждается копией заявления (л.д.6).
Испрашиваемый заявителем участок непосредственно прилегает к границам земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, что подтверждается схемой расположения земельного участка в кадастровом квартале №... (л.д.7), а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ... на земельные участки площадью 200 кв.м., 195,4 кв.м., 107,7 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (копии на л.д. 8-10).
Судом установлено, что испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2). Использование данного участка под садоводство соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны. Согласно топографическим материалам и представленным документам данный земельный участок не находится в границах красных линий улиц и не является территорией общего пользования, что подтверждается письмом Департамента архитектуры и строительства г.о. Самары от ... №№...
В соответствие с Постановлением Самарской Городской Думы № 61 от 26.04.2001 «Об утверждении правил застройки и землепользования», разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-2 кроме прочих, являются: выращивание сельскохозяйственных культур-цветов, овощей, фруктов, а также устройство теплиц и оранжерей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленный Леушкиным А.И. вид использования земельного участка соответствует разрешенному виду использования земельный участков в зоне Ж-2.
Согласно ответа Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ... вышеуказанный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов (л.д.13).
Согласно ответа отдела водных ресурсов по Самарской области от ... испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы водного объекта (Саратовского водохранилища).
В соответствии с ответом У п. С. <адрес> от ... вышеуказанных участок в базе данных территориального отдела №... по состоянию на 1992-1998 года не числится.
Из ответа У. С. <адрес> от ... сведения о земельном участке площадью 745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Е. отсутствуют.
Следовательно материалами дела подтверждается, что земельный участок площадью 745,00 кв.м., о предоставлении которого ходатайствовал Леушкин А.И., на момент подачи заявления в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка, был свободен от прав третьих лиц.
... Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение, согласно которому просило утвердить схему расположения земельного участка площадью 745,00 кв.м. по заявлению Леушкина А.И.
... Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара по результатам рассмотрения обращения принял решение о невозможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом квартале (кадастровой карте) соответствующей территории.
... Министерство имущественных отношений Самарской области на основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утвердить схему расположения отказало Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка (л.д.126,127).
Из материалов дела следует, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара ... направил заключение о невозможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (кадастровый квартал №... в связи с тем, что на испрашиваемую территорию было получено обращение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх.№ №... от ...). По данному обращению департаментом ведется работа по формированию земельного участка, которая на момент направления заключения от ... не закончена.
Суд считает, что заключение о невозможности утвердить схему расположения земельного участка по своей сути является отказом, который не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя по следующем основаниям.
Согласно пунктом 1 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.1995 № 94-ГД предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» установлено, что бесплатно в собственность гражданина может быть предоставлен земельный участок для огородничества.
Максимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданина для огородничества составляет, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Закона Самарской области «О земле», 0,5 гектара.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса.
В пункте 4 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации закреплено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» установлено, что исполнительным органом государственной власти полномочным предоставлять земельные участки для целей, не связанных со строительством в городском округе Самара, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Органом, полномочным распоряжаться земельными участками для целей, связанных со строительством в городском округе Самара, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара пояснила, что по настоящее время, департаментом по обращению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области вх.№ №... от ... (на основании заявления ООО «Рось-С» от ... №... о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного <адрес> <адрес> для строительства ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов площадью 3,65447 га) работа по выбору земельного участка не закончена, акт о выборе земельного участка не оформлен, что также следует из отзыва представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно пункта 3.2 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области была приобщена схема, из которой следует, что земельный участок, испрашиваемый Леушкиным А.И., полностью поглощается земельным участком, испрашиваемым ООО «Рось-С». Также из данной схемы видно, что земельный участок, испрашиваемый ООО «Рось-С» включает в себя земельные участки сторонних землепользователей, которые прошли кадастровый учет, то есть являются сформированными.
Между тем, материалами дела подтверждается, что на момент принятия Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара оспариваемого решения, земельный участок, площадью 745.00 кв.м., испрашиваемый Леушкиным А.И. был свободен от прав третьих лиц.
Суд считает, что земельный участок, площадью 745,00 кв.м., испрашиваемый у Министерства имущественных отношений Самарской области, свободен также и от прав ООО «Рось-С», так как доказательства выбора земельного участка уполномоченным органом и оформления соответствующего акта в материалах дела отсутствуют.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара пояснила, что на обращение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх.№ №... ...) Департаментом был направлен ответ, согласно которому, выбор земельного участка, испрашиваемого ООО Рось-С», не может быть осуществлен, так как земельный участок находится в трех зонах, а именно Р-2, Ж-2, ПК-1. Впоследствии, ООО «Рось-С» обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с тремя заявлениями о предоставлении земельных участок дифференцировав их по соответствующим зонам.
Данные обстоятельства свидетельствуют, о том, что по обращению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх.№ №... от ...) Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара фактически было отказано в выборе земельного участка под строительство и ссылка в оспариваемом отказе на данное обращение является неправомерной.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, и, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и подзаконных актов, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 745,00 кв.м., испрашиваемого Леушкиным А.И. не соответствует закону и нарушает право заявителя на рассмотрение его обращения Министерством имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствие со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствие с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании материалов дела, суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо, Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара не доказало соответствие закону принятого решения (отказа) от ... № №...
Между тем, пункт 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Леушкина Алексея Ивановича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ... № №... в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, площадью 745,00 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №...
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ....
Председательствующий: (подпись) Никонова О.И.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья:
Секретарь: