Решение по заявлению об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области



Решение (копия)

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Михалкина С.П. об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области,

Установил:

Михалкин С.П. обратился в суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области. В поддержание своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, расположенного по адресу: <адрес>, предполагаемой площадью 101 кв.м. в аренду с целью использования земельного участка — магазин. К своему заявлению он приложил все необходимые документы, а именно: заверенную копию паспорта;

заверенную копию договора купли-продажи модульного здания мини-магазина; заверенную копию разрешения на установку модульного мини-магазина «Хлеб»; заверенную копию акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного в установленном порядке; подлинник заключения ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ о том, что в результате технического обследования установлено, что временный магазин «Хлеб», расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства; план-схема земельного участка, которая предоставляется, в случае если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом участке; уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений об объекте недвижимого имущества, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений об объекте недвижимого имущества (здание, сооружение (временный объект) площадью 101 кв. метров), расположенный по адресу: <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; а также иные документы.

Данное заявление с приложенными документами поступило в Министерство имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю возвращены документы в связи с несоответствием их установленным требованиям. В письме указано, что в соответствии с п.4 приложения к Порядку в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке, либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капительного строительства. В обоснование своих действий министерство сослалось на то, что в представленном к рассмотрению пакете документов отсутствует соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку временного объекта (магазин) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 101 кв.м., либо акт принятия в эксплуатацию данного объекта. Кроме того, в нарушении требований Порядка не представлены сведения о предоставлении до ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Также отмечено, что в предоставленном пакете документов имеются разночтения в части указания площади земельного участка.

Заявитель полагает, что действия министерства имущественных отношений являются незаконными, которые в настоящее время препятствуют осуществлению права на получение в аренду земельного участка. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара». Тем же Постановлением утверждено Приложение № к Порядку, определяющее перечень документов прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка. Согласно п. 2.1. и 2.2. вышеназванного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают заявления по форме, указанной в Приложении №.

В соответствии с п. 2.3. Порядка Министерство проводит проверку представленных документов на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документам заявителю.

Однако ссылка министерства на несоответствии представленных документов установленным требованиям не соответствуют действительности. Так, вместе с заявлением были представлены в соответствии с п. 4 приложения Порядка: заверенная копия разрешение Администрации Промышленного района г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ на установку модульного мини-магазина «Хлеб», по <адрес>, а также заверенная копия акта комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о принятии объекта в эксплуатацию. Требование о представлении сведений о предоставлении до ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отсутствует в утвержденном Постановлением Правительства Порядке.

В соответствии с п. 11 Приложения № заявитель представляет выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемый участок, выданную не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области. Заявителем была представлена выписка об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений об объекте недвижимого имущества (земельный участок, площадью 101 кв. метров), расположенный по адресу: <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что соответствует требованиям п.1 Приложения №..

На основании Указа Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная регистрационная служба переименована в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, на которую возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Тем же Указом Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции которого переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и с ДД.ММ.ГГГГ данное Федеральное агентство прекратило свою деятельность. Таким образом, заявителем выполнены все установленные Порядком требования заявлению и представлены все необходимые документы, а решение министерства о возврате заявления является незаконным.

На основании изложенного заявитель просил суд решение Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предполагаемой площадью 101 кв.м. в аренду, со всеми прилагаемыми документами признать незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять данное заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предполагаемой площадью 101 кв.м. в аренду со всеми прилагаемыми документами к рассмотрению по существу.

В судебном заседании заявитель и его представитель заявительницы по доверенности Кошелева Н.С. требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные описательной части решения.

Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области по доверенности Иванова М.В. в судебном заседании заявление не признала, по мотивам, подробно изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении заявления отказать, считает возврат Министерства обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают заявления по форме, указанной в Приложении №1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Из материалов дела следует, что Михалкин С.П. обратился в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, площадью 101 кв.м., под магазин.

Данное заявление с приложенными документами поступило в Министерство имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю возвращены документы в связи с несоответствием их установленным требованиям.

Согласно пункту 2.3. Порядка министерство проводит проверку представленных документов на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

В соответствии с пунктами 4,11 приложения №2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства. Также, заявитель обязан представить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемый земельный участок, выданную не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что земельный участок заявителем испрашивается под магазин. В обоснование законности установки данного объекта на рассматриваемом земельном участке заявитель ссылается на представленные им в министерство разрешение администрации Промышленного района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ на установку модульного мини-магазина «Хлеб», а также копию акта осмотра объекта потребительского рынка от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно представленному разрешению, ООО «Корн» была разрешена установка на испрашиваемом заявителем земельном участке объекта площадью 21 кв.м. Впоследствии заявителем по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен у ООО «Корн» объект - модульное здание (мини-магазин), находящийся на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 35,60 кв.м. Между тем, судом установлено, что заявителем испрашивается земельный участок площадью 101 кв.м., разрешение на установку объекта на земельном участке заявленной площадью ни в министерство, ни в суд представлено не было. Акт осмотра объекта потребительского рынка, имеющийся в материалах дела, свидетельствует лишь о том, что на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ на выделенном под установку земельном участке по адресу: <адрес>, фактически установлен модульный мини-магазин «Хлеб» и указанным актом объект не был введен в эксплуатацию, на что ссылается Михалкин С.П. в своем заявлении об обжаловании действий министерства.

Кроме того, из представленных заявителем в суд доказательств следует, что испрашиваемая и фактически занимаемая объектом площадь участка составляет 101, кв.м., в связи с чем, суд полагает, что объект, расположенный на испрашиваемом Михалкиным С.П. земельном участке, расположен самовольно, поскольку доказательств подтверждающих законность размещения данного объекта на вышеуказанной площади не было представлено.

Кроме того, из материалов дела и заявления от ДД.ММ.ГГГГ Михалкина С.П. следует, что испрашивался в аренду земельный участок площадью 101, кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер №. Между тем, согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту площадь земельного участка, имеющего кадастровый номер №, составляет 35,6 кв.м., что так же было отражено в письме министерства от ДД.ММ.ГГГГ

Также в пакете документов, приложенных Михалкиным С.П. к заявлению о предоставлении рассматриваемого земельного участка, отсутствуют сведения о предоставлении до ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области. В заявлении об обжаловании действий министерства Михалкин С.П. ссылается на наличие в представленном пакете документов сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных ДД.ММ.ГГГГ В данном случае необходимо отметить, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит сведения о зарегистрированных после ДД.ММ.ГГГГ правах на недвижимое имущество, в связи с чем, не может являться подтверждением отсутствия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, возникших до указанной даты, именно поэтому пунктом 11 Приложения №2 к Порядку предусмотрена обязанность представления сведений о земельном участке, содержащихся в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о несоответствии представленных заявителем документов требованиям Порядка, в связи с чем, Министерство имущественных отношений по Самарской области обоснованно вернуло представленные документы заявителю.

В соответствии с ч. 4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом не усматривается, что действиями Министерством имущественных отношений по Самарской области были нарушены права либо свободы заявителя, а заявителем таких доказательств суду представлено не было.

При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования Михалкина С.П. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Михалкина С.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2010 г.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу ____________________.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: