Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
... Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой О.И.,
при секретаре Маскаевой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Леушкина Алексея Ивановича о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ....
УСТАНОВИЛ:
Леушкин А.И. обратился в суд с заявлением о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области №...-с от ... незаконным, а также об обязании заинтересованного лица возобновить работу по заявлению №...-с от .... В обоснование своих требований заявитель указал, что ... обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. для ведения садоводства и огородничества. ... Министерством имущественных отношений по Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ... Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара направил в адрес Леушкина А.И. и Министерства имущественных отношений Самарской области заключение о невозможности утвердить схему расположения испрашиваемого Леушкиным А.И. земельного участка. На основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Министерством имущественных отношений Самарской области решением от ... №...-с было отказано Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 745,00 кв.м., испрашиваемого под огородничество. Отказ Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара был оспорен Леушкиным А.И. в судебном порядке. ... Промышленный районный суд удовлетворил заявленные требования и признал отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара № СП-9/-3130-0-1 от ... незаконным. Также уполномоченный орган был обязан судом утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Заявитель полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области незаконен, нарушает его права в сфере предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле», так как отказ заинтересованного лица основан на единственном основании (заключение департамента о невозможности утвердить схему), которое было признано судом незаконным. Судебный акт вступил в законную силу ... и Министерство имущественных отношений Самарской области было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Основываясь на изложенном, Леушкин А.И. просит признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №...-с незаконным, а также просит обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность от ... №...-с.
В судебном заседании представитель Леушкина А.И. по доверенности Ефремов А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме. Также указал, что Леушкиным А.И. не пропущен срок для обращения с указанным заявлением в суд, поскольку на момент принятия решения об отказе Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений действовало в рамках закона. С момента вступления в законную силу судебного акта о признании отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары незаконным, и по настоящее время, отказ Министерства имущественных отношений Самарской области нарушает права и законные интересы Леушкина А.А., а именно право на получение в собственность бесплатно земельного участка под огородничество. Кроме того, указал, что заинтересованному лицу известно, что в настоящее время схема расположения земельного участка утверждена и получена Министерством имущественных отношений Самарской области .... ... заявитель обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений о возобновлении работы по предоставлению ему испрашиваемого земельного участка на основании заявления от ..., однако заинтересованное лицо не предприняло до настоящего времени никаких действий по возобновлению рассмотрения данного заявления.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела, о причинах неявки суду не сообщил, также заинтересованное лицо было извещено на судебное заседание от ..., однако представитель в назначенное судом время не явился.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пунктом 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» установлено, что бесплатно в собственность гражданина может быть предоставлен земельный участок для огородничества.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса.
В пункте 4 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации закреплено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» установлено, что исполнительным органом государственной власти полномочным предоставлять земельные участки для целей, не связанных со строительством в городском округе Самара, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Пунктом 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» установлено, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что ... Леушкин А.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность для ведения садоводства и огородничества, что подтверждается копией заявления.
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из решения Промышленного районного суда <адрес> от ... по гражданскому делу №... по заявлению Леушкина А.И. о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ... следует, что испрашиваемый заявителем участок непосредственно прилегает к границам земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.
... Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение, согласно которому просило утвердить схему расположения земельного участка площадью 745,00 кв.м. по заявлению Леушкина А.И.
... Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара по результатам рассмотрения обращения принял решение о невозможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
... Министерство имущественных отношений Самарской области на основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утвердить схему расположения отказало Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка и возвратило представленный пакет документов заявителю.
Иных оснований для отказа в предоставлении Леушкину А.И. испрашиваемого им земельного участка в решении заинтересованного лица об отказе от ... не установлено.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от ... по гражданскому делу №... по заявлению Леушкина А.И. о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ... вышеуказанный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории площадью 745 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> был признан незаконным. Решение суда вступило в законную силу ..., что следует из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам самарского областного суда от ....
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что единственное основание для отказа Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка – ненормативный акт Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара был признан в установленном порядке незаконным, следовательно, не имеющим юридической силы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый Леушкиным А.И. отказ Министерства имущественных отношений Самарской области является незаконным, так как основан на незаконном акте Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара.
Вместе с тем, суд отмечает, что на момент принятия решения об отказе Министерство имущественных отношений Самарской области действовало правомерно, так как в п.2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» законодательно установлена обязанность Министерства отказать заявителю в предоставлении земельного участка в случае поступления в Министерство заключения о невозможности утвердить схему расположения земельного участка.
О состоявшихся по гражданскому делу №... судебных актах Министерству имущественных отношений Самарской области было известно, так как Министерство было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Более того, материалами дела подтверждается, что Леушкин А.И. обращался в Министерство имущественных отношений Самарской области ... с просьбой о возобновлении работы по заявлению от ... №...-с, с приложением вступивших в законную силу решения Промышленного районного суда от ... и определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ....
На день рассмотрения судом заявления Леушкина А.И. о признании отказа от ... незаконным, Министерством имущественных отношений Самарской области не представлено доказательств отмены оспариваемого ненормативного акта.
В соответствие с п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Суд полагает, что срок обращения с заявлением в суд, Леушкиным А.И. пропущен не был, так как о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №...-с нарушает его права и свободы, Леушкину А.И. стало известно только ..., а именно в день вступления в законную силу решения Промышленного районного суда <адрес>, установившего незаконность отказа Департамента архитектуры и строительства г.о.Самары от ... в утверждении схемы расположения земельного участка.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и подзаконных актов, вступившее в законную силу решение Промышленного районного суда <адрес>, которое имеет преюдициальное значение для настоящего дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Леушкина А.И.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо – Министерство имущественных отношений Самарской области не доказало соответствие закону принятого решения (отказа) от ... №...-<адрес> отмены оспариваемого решения заинтересованным лицом также предоставлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Леушкина Алексея Ивановича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ... №...-с в предоставлении земельного участка в собственность, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления Леушкина А.И. от ... о предоставлении земельного участка в собственность, площадью 745,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ....
Председательствующий: подпись Никонова О.И.
Копия верна.
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь: