Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю. В.,
при секретаре Харисовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Леушкина АИ о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель Леушкин А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ департамента архитектуры и строительства городского округа Самара исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка (расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.), согласно обращения министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-с; обязать департамент архитектуры и строительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав Леушкина А.И., а именно: обязать утвердить и направить в адрес Леушкина А.И. схему расположения земельного участка (расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.), согласно обращения министерства имущественных отношений Самарской области от
ДД.ММ.ГГГГ №-с.
В обоснование заявления ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Леушкин А.И., руководствуясь требованиями ЗК РФ, законом Самарской области «О земле», Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2006 № 74 обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, под садоводство.
В приложении к заявлению о предоставлении был приложен требуемый в соответствие с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента архитектуры и строительства городского округа Самара было направлено обращение, содержащее просьбу об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Утверждение схемы было необходимо для последующего предоставления земельного участка по заявлению Леушкина А.И.
ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом отказано Леушкину А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка. Данный отказ мотивирован тем, что испрашиваемый под садоводство земельный участок включается в состав иного земельного участка, о предоставлении которого под цели строительства ходатайствовало в 2006 году юридическое лицо - <данные изъяты> путем подачи заявки в министерство строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. В качестве второго основания для отказа в утверждении схемы расположения заинтересованным лицом было указано, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж 1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2).
Полагает, что данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №о предоставлении сведений) на запрос Леушкина А.И. испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2). В соответствие с Постановлением Самарской Городской Думы № 61 от 26.04.2001 «Об утверждении правил застройки и землепользования», разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-2 кроме прочих, являются: выращивание сельскохозяйственных культур-цветов, овощей, фруктов, а также устройство теплиц и оранжерей. Таким образом, заявленный Леушкиным А.И. вид использования испрашиваемого земельного участка соответствует разрешенному виду использования земельных участков в зоне Ж-2.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., о предоставлении которого ходатайствовал Леушкин А.И., на момент принятия заинтересованным лицом решения об отказе, был свободен от прав третьих лиц. В базе данных территориального отдела № по состоянию на 1992-1998 годы информация о предоставлении кому-либо данного земельного участка отсутствует. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о регистрации прав на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют.
Указание на частичное вхождение испрашиваемого земельного участка в зону «Р2» неправомерно.
Решение Думы г.о. Самара от 15.07.2010 № 951 вступило в законную силу с момента официального опубликования, то есть не ранее 16.09.2010г.
Между тем, ФИО2 обратился в Министерство за предоставлением земельного участка ДД.ММ.ГГГГ (заявление №), то есть до вступления в законную силу решения Думы № 951.
Более того, Министерство обратилось в Департамент с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, испрашиваемого Леушкиным А.И. ДД.ММ.ГГГГ, то есть также до вступления в законную силу решения Думы № 951. Срок, установленный законом, для принятия решения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара истек до вступления в законную силу решения Думы №951.
При принятии решения об отказе Леушкину А.И. в формировании земельного участка ДСА г.о.Самара был обязан руководствоваться Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, согласно которых, испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2).
В судебном заседании представитель заявителя Леушкина А.И. по доверенности Ефремов А.Н. заявление поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица: Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара по доверенности Лобанова Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, поддержала письменные возражения. Согласно письменным возражениям, на основании п. 2.6 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городского округе Самара», Департаментом было подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № № о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по заявлению Леушкина А.И. Согласно данному заключению, утвердить схему расположения земельных участков не представляется возможным, поскольку ранее на испрашиваемую территорию было получено обращение Министерства строительства и ЖКХ Самарской области о формировании земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № по заявлению <данные изъяты> В настоящий момент указанная заявка с рассмотрения не снята и Департамент обязан осуществлять работу по формированию земельного участка, испрашиваемого <данные изъяты> что подтверждается перепиской между <данные изъяты>», Министерством строительства и ЖКХ Самарской области и Департаментом. Кроме того, основанием для невозможности утверждения схемы расположения земельного участка по заявлению Леушкина А.И. послужило также нахождение данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 № 951 в двух территориальных зонах: зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) и зона естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2). Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, формирование одного земельного участка в различных территориальных зонах не допускается. Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 № 951, были опубликованы в «Самарской газете» от 28.07.2010 №133 (4409) и вступили в силу с этого момента, в то время, как обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка возникла у Департамента с момента получения обращения Министерства имущественных отношений Самарской области, т.е. с 11.08.2010г.
Представитель заинтересованного лица: ООО «Рось-С» по доверенности Клепина Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала. Поддержала письменный отзыв, согласно которому <данные изъяты> обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> га в аренду для размещения ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов, спортивных площадок, прогулочных аллей, временных павильонов торговли, временных киосков, малых архитектурных форм. В последующем, с целью приведения первоначально поданного заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> подано дополнительное заявление об уточнении площадей и приведении границ земельного участка в соответствие с п. 4 ст. 30 ГрК РФ и картой правого зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденным решением Самарской Городской Думы № 61 от 26.04.2001г., действовавших на момент подачи указанных заявлений. В настоящее время Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара ведет работу по заявлениям <данные изъяты> по формированию из земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м трех земельных участков: земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в зоне ПК-1; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в зоне Р-2; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в зоне Ж-2. Поскольку после разделения земельного участка площадью <данные изъяты> га на три земельных участка внешние границы ранее испрашиваемого земельного участка не изменились, работы были продолжены в рамках первоначальной заявки с учетом внесенных изменений. Законодательством Российской Федерации не предусмотрен срок, в течение которого должны быть осуществлены работы по формированию земельного участка. Поскольку земельный участок может быть передан только одному из претендентов, это лицо необходимо определить исходя из принципа справедливости. <данные изъяты> имеет приоритет на получение спорного земельного участка по сроку подачи заявления. Кроме того, поскольку на момент принятия Департаментом оспариваемого отказа испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. располагается в зонных Ж1-2 и Р2, заявителем не произведена его корректировка с целью приведения в соответствие с действующим законодательством РФ, утверждение его схемы невозможно в силу ч. 4 ст. 30 ГрК РФ.
Представители заинтересованных лиц: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены судом надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что заявление Леушкина А.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Леушкин А.И. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения садоводства.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления
земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в
городском округе Самара для целей не связанных со строительством, утвержденного
постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории.
В соответствии с п.п. 2.5, 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», в месячный срок с момента поступления обращения министерства, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, было отказано.
В качестве основания для отказа было указано, что в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара поступило обращение из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № по заявлению <данные изъяты> о формировании земельного участка под строительство ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов в границах <адрес>. Испрашиваемый земельный участок Леушкиным А.И. площадью <данные изъяты> кв.м. входит в границы, заявленные под строительство ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов.
Суд приходит к выводу, что отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в согласовании границ земельного участка по данному основанию является незаконным. Суд признает установленным, что на момент принятия Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара оспариваемого решения, земельный участок, испрашиваемый Леушкиным А.И. был свободен от прав третьих лиц, так как доказательства выбора земельного участка уполномоченным органом и оформления соответствующего акта в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что на обращение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ) Департаментом был направлен ответ, согласно которому, выбор земельного участка, испрашиваемого <данные изъяты> не может быть осуществлен, так как земельный участок находится в трех зонах, а именно Р-2, Ж-2, ПК-1. Впоследствии, ООО <данные изъяты> обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с тремя заявлениями о предоставлении земельных участок дифференцировав их по соответствующим зонам.
Данные обстоятельства свидетельствуют, о том, что по обращению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ) Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара фактически было отказано в выборе земельного участка под строительство и ссылка в оспариваемом отказе на данное обращение является неправомерной.
Судом учитывается, что вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Леушкина А.И. признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, и не требуют дополнительного доказывания в рамках настоящего гражданского дела.
В оспариваемом заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, в качестве основания для отказа также указано, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 № 951, испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2). Согласно ст. 30 ГрК РФ, формирование одного земельного участка расположенного в различных территориальных зонах, не допускается.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 № 951, испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок действительно находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2).
Учитывая, что в соответствии с ч.4 ст. 30 ГрК РФ, формирование одного земельного участка расположенного в различных территориальных зонах, не допускается – Департаментом было обосновано вынесено заключение о невозможности согласования границ земельного участка.
Судом также учитывается, что в соответствии с вышеуказанными Правилами землепользования, зона Р2 выделена в целях сохранения особо ценного естественного природного ландшафта, зеленых массивов, создания комфортных условий для отдыха населения. Основными видами разрешенного использования является: земли естественного природного ландшафта (луга, овраги, озера, болота, поймы рек и т.п.); лугопарки; зеленые массивы. Вспомогательные виды разрешенного использования: почво-защитные посадки; благоустройство (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Условно разрешенные виды использования: пляжи; лодочные и спасательные станции; временные постройки (беседки, пункты хранения инвентаря); причалы и стоянки водного транспорта; киоски, лоточная торговля; инженерная защита территории; гидротехнические сооружения.
В соответствии со ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, использование земельного участка, расположенного в зоне природных ландшафтов (Р-2), под садоводство не относиться к видам разрешенного и сопутствующего использования для данной территориальной зоны. Спорный земельный участок не подлежит использованию под садоводство. Из смысла вышеуказанных правовых норм усматривается, что земельный участок, расположенный в зоне природных ландшафтов, предназначен для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности неопределенного круга лиц.
Заявитель ссылается на то, что о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Леушкиным А.И., должен был руководствоваться Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 (ред. от 11.03.2010) «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», согласно которому вышеуказанный земельный участок располагался в одной территориальной зоне - зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2).
Однако, судом установлено, что оспариваемое заключение выносилась Департаментом на момент действия новых правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 № 951. Данные правила вступили в силу со дня их официального (первоначального) опубликования – 28.07.2010г.
Обращение Министерства об утверждении схемы границ земельного участка было направлено в Департамент ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу вышеуказанных правил застройки и землепользования. В данном обращении не содержалось указание о необходимости применения по каким-либо основаниям Департаментом правил землепользования и застройки, которые тот момент уже утратили свое действие.
При таких данных, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для применения Департаментом при вынесении оспариваемого заключения Правил застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61.
Судом учитывается, что в настоящее время Леушкин А.И. не лишен возможности произвести формирование земельного участка, расположенного в одной территориальной зоне, обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, исключив из испрашиваемого земельного участка часть земельного участка, относящуюся к территории зоны Р-2.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения вышеуказанного заявления Леушкина А.И., считает необходимым в его удовлетворении отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Леушкина АИ о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Промышленный районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено 03.02.2011г.
Председательствующий: (подпись) Бакаева Ю.В.
Решение вступило в законную силу:
Копия верна.
Судья: Секретарь: