о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности санитарно-эпидемиологического законодательства



Решение (копия)

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011г. Промышленный районный суд г. Самары

в составе: председательствующего судьи Левиной М.В.,

с участием прокурора Мосталыгиной А.В.,

при секретаре Ведениной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки «Саксор», администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности санитарно-эпидемиологического законодательства,

Установил:

Прокурор Промышленного района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки «Саксор», администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г.Самары проведено соблюдение требований законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки «Саксор». В ходе проверки установлено, что данное учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия лицензии на осуществление МОУ ДОД «Саксор» образовательной деятельности истек 17.05.2010г., новая лицензия не получена, образовательная деятельность не приостановлена. В настоящее время МОУ ДОД «Саксор» осуществляет деятельность в отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Установлено, что основной причиной неполучения лицензии на право ведения образовательной деятельности является отсутствие положительного заключения отдела государственного пожарного надзора городского округа Самара и Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений норм пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных администрацией МОУ ДОД «Саксор».

МОУ ДОД «Саксор» не соблюдается в полной мере нормы и требования противопожарной безопасности, а именно: не представлена лицензия МЧС, организации, осуществляющей техническое обслуживание АПС; не представлена лицензия организации, производившей монтаж АПС; не представлена программа обучения противопожарному минимуму, лицензия организации, проводившей обучение ответственного лица за пожарную безопасность; помещения МОУ ДОД «Саксор» не имеют самостоятельного эвакуационного выхода; на оконных проемах установлены глухие металлические решетки, что является нарушением ППБ 01-03 п.40; электрические розетки, электрические щетки не обозначены знаками пожарной безопасности; в отделке путей эвакуации (коридоры, тамбуры) применены горючие материалы (линолеум); направление открывания двери эвакуационного выхода выполнено не походу эвакуации; в помещениях эксплуатируются светильниками со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника ППБ 01-03 п.60; на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

МОУ ДОД «Саксор» не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: вход для детей и жильцов общий, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.14; высота помещений детского центра менее 3 метров, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.12; отсутствуют раздельные туалеты для мальчиков, девочек и сотрудников учреждения, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.9. Просил признать бездействие администрации МОУ ДОД «Саксор», администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным, обязать администрацию МОУ ДОД «Саксор», администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующие получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ ДОД «Саксор».

В судебном заседании помощник прокурора Мосталыгина А.В. уточнила исковые требования просит признать бездействие администрации МОУ ДОД «Саксор», администрации городского округа Самара незаконным, обязать администрацию МОУ ДОД «Саксор», администрацию городского округа Самара устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующие получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ ДОД «Саксор», просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель МОУ ДОД «Саксор» Пронин А.П. иск не признал, пояснил, что предписания пожарной инспекции и СЭС в части являются невыполнимыми, кроме того, отсутствует финансирование для исправления выявленных недостатков. Предписания СЭС в письменном виде не обжаловались, обращались устно, однако, документов, подтверждающих это нет.

Представитель ответчика Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется письменный отзыв на иск.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.51 данного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно ч. 1 п.1 ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. ст. 34,37 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Из материалов дела следует что, прокуратурой Промышленного района г.Самары проведено соблюдение требований законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки «Саксор». В ходе проверки установлено, что данное учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия лицензии на осуществление МОУ ДОД «Саксор» образовательной деятельности истек 17.05.2010г., новая лицензия не получена, образовательная деятельность не приостановлена. В настоящее время МОУ ДОД «Саксор» осуществляет деятельность в отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Установлено, что основной причиной неполучения лицензии на право ведения образовательной деятельности является отсутствие положительного заключения отдела государственного пожарного надзора городского округа Самара и Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений норм пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных администрацией МОУ ДОД «Саксор».

Согласно акта обследования ОГПН Промышленного района г.о. Самара от 06.08.2010г. МОУ ДОД «Саксор» не соблюдается в полной мере нормы и требования противопожарной безопасности, а именно: не представлена лицензия МЧС, организации, осуществляющей техническое обслуживание АПС; не представлена лицензия организации, производившей монтаж АПС; не представлена программа обучения противопожарному минимуму, лицензия организации, проводившей обучение ответственного лица за пожарную безопасность; помещения МОУ ДОД «Саксор» не имеют самостоятельного эвакуационного выхода; на оконных проемах установлены глухие металлические решетки, что является нарушением ППБ 01-03 п.40; электрические розетки, электрические щетки не обозначены знаками пожарной безопасности; в отделке путей эвакуации (коридоры, тамбуры) применены горючие материалы (линолеум); направление открывания двери эвакуационного выхода выполнено не походу эвакуации; в помещениях эксплуатируются светильниками со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника ППБ 01-03 п.60; на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В связи с чем, ОГПН Промышленного района г.о.Самара считает не возможным выдать положительное заключение о соответствии требований пожарной безопасности МОУ ДОД «Саксор».

Нарушения требований пожарной безопасности влекут создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели или причинению вреда здоровью несовершеннолетних и работников учреждения.

В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

Как следует из экспертного заключения по результатам санитарно-гигиенической экспертизы №88 от 24.05.2010г. МОУ ДОД «Саксор» не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: вход для детей и жильцов общий, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.14; высота помещений детского центра менее 3 метров, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.12; отсутствуют раздельные туалеты для мальчиков, девочек и сотрудников учреждения, что не соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.9. Следовательно МОУ ДОД ДООЦ «Саксор» г.о.Самара не соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) п.3.9., 3.10, 3.12, 3.14, 10.1.

Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства влекут создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения.

Из материалов дела усматривается, что руководство МОУ ДОД «Саксор» обращалось в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений, что подтверждается заявлением, имеющимся в материалах дела. Однако, до настоящего времени необходимое финансирование не обеспечено.

Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.

Согласно п. 3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации г.о. Самары (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.

Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции Думы г.о. Самара.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в МОУ ДОД «Саксор» не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарного и санитарного законодательства, заявленные прокурором Промышленного района г. Самары требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки «Саксор», администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.

Признать бездействие администрации МОУ ДОД ДООЦ «Саксор», Администрации городского округа Самара незаконным.

Обязать администрацию МОУ ДОД ДООЦ «Саксор», администрацию городского округа Самара устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующие получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ ДОД ДООЦ «Саксор», а именно:

- представить лицензию МЧС, организации, осуществляющей техническое обслуживание АПС;

- представить лицензию организации, производившей монтаж АПС;

- представить программу обучения противопожарному минимуму, лицензию организации, проводившей обучение ответственного лица за пожарную безопасность;

- оборудовать помещения МОУ ДОД ДООЦ «Саксор» самостоятельным эвакуационным выходом;

- убрать установленные в нарушение ППБ 01-03 п.40 на оконных проемах глухие металлические решетки;

- обозначить знаками пожарной безопасности электрические розетки, электрические щетки;

- применить в отделке путей эвакуации (коридоры, тамбуры) не горючие материалы;

- направление открывания двери эвакуационного выхода выполнить по ходу эвакуации;

- эксплуатировать светильники с рассеивателями, как предусмотрено конструкцией светильника ППБ 01-03 п.60;

- установить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (01);

- обустроить отдельный вход в помещении МОУ ДОД ДООЦ «Саксор» для детей и сотрудников;

- обустроить раздельные туалеты для мальчиков, девочек и сотрудников учреждения;

-

привести высоту помещений детского центра в соответствие с нормами СанПиН 2.4.4.1251-03 п.3.12.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через районный суд в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 03.03.2011г.

Председательствующий: (подпись) Левина М.В.

Решение вступило в законную силу____________________________

Копия верна: Судья:

Секретарь: