Решение
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Бахтадзе Г.Э. об оспаривании действий УФМС России, УФМС России по Самарской области,
Установил:
Бахтадзе Г.Э. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России, УФМС России по Самарской области, в обоснование заявления указал, что заключением ВККС РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в даче рекомендации на должность судьи Грозненского гарнизонного военного суда со ссылкой на сообщение заместителя директора ФМС России об отсутствии у заявителя российского гражданства. Не получив от органов федеральной миграционной службы каких-либо официальных уведомлений по данному поводу, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился с письмом к заместителю директора ФМС России с просьбой о направлении в его адрес для ознакомления заверенных ксерокопий: адресованного им председателю ВККС РФ сообщения в отношении него; заключения по результатам проверки, на основании которой было принято решение. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступил ответ за подписью начальника Управления по вопросам гражданства ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором указано, что: направленная в адрес ВККС РФ информация разглашению и передаче не подлежит, так как соответствующая проверка в отношении него проводилась по её запросу; заявитель не является гражданином РФ; сведения о его обращении в установленном порядке по вопросу приобретения российского гражданства отсутствуют; имеющийся у заявителя паспорт гражданина РФ серии 36 05 № признан выданным необоснованно.
Между тем заявитель каких-либо заведомо ложных сведений или подложных документов при получении паспорта гражданина РФ не представлял и соответствующие органы в заблуждение не вводил, на протяжении многих лет без каких-либо нареканий исполнял все обязанности и обладал всеми правами гражданина РФ, предусмотренными Российским законодательством; каких-либо сообщений из ФМС России, за исключением ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, он не получал. Ни до этого обращения, ни в последующем представители органов федеральной миграционной службы заявителя к себе не приглашали и о лишении заявителя гражданства РФ не проинформировали.
Заявитель полагает, что все эти решения и действия ФМС России в отношении него носят противоправный характер, выразившийся в нарушении его конституционных прав и свобод как человека и гражданина, создании препятствий к их осуществлению.
На основании изложенного заявитель просил суд признать следующие решения и действия ФМС России незаконными: отказ в признании наличия у него гражданства РФ; признание имеющегося у него паспорта гражданина РФ серии <данные изъяты> № выданным необоснованно; отказ в доступе к правосудию, который проявился в отклонении его просьбы о предоставлении ксерокопий: сообщения в адрес ВККС РФ об отсутствии у него Российского гражданства; заключения по результатам проверки, на основании которой было подготовлено и в последующем направлено в ВККС РФ данное сообщение; проведение формальной, поверхностной проверки (с несоблюдением принципов полноты, всесторонности, объективности и достаточности исследования всех существенных для правильного разрешения дела обстоятельств); бездействие, выразившееся в отказе от обязательного информирования заявителя о результатах проверки. Обязать ФМС России устранить в полном объёме все допущенные в отношении заявителя, как гражданина и человека, нарушения прав и свобод, а также препятствия к их осуществлению.
В судебном заявитель свои требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения суда, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Самарской области Романова Е.С. действующая на основании доверенности заявление не признала, по мотивам, подробно изложенным в письменных возражениях представленных суду. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель УФМС России в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, предоставил отзыв на заявление, согласно которому требования не признал и просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Статья 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, а именно: полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, к полномочиям которой относятся, в том числе, производство по делам о гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, вопросы гражданства относятся к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, при этом такие полномочия могут осуществляться только в соответствии и в порядке, установленном действующим законодательством. Судебной же защите подлежат лишь права, свободы и законные интересы граждан, нарушенные в результате осуществления органами государственной власти своих полномочий.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации (СССР, РСФСР) или международных договоров Российской Федерации, действовавших на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Правоотношения по признанию гражданства возникают при установлении государством условий, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином. Данные условия были установлены Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, при возникновении сомнений в обоснованности выдачи лицу документа, удостоверяющего наличие у него гражданства Российской Федерации, осуществляется проверка законности выдачи указанного документа и (или) обстоятельств, позволяющих предполагать наличие или отсутствие гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации осуществляется по заявлению заявителя, инициативе (запросу) полномочного органа или иного государственного органа.
Из материалов дела следует, что в отношении Бахтадзе Г.Э. такая проверка проводилась по запросу Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, по результатам которой, согласно пункту 52 вышеуказанного Положения, инициатору запроса был направлен мотивированный ответ. При этом извещение проверяемого лица о результатах проверки по запросу государственного органа не предусмотрено действующим законодательством.
По результатам проверки заместителем начальника УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заключение. Согласно выводам данного заключения о не подтверждении приобретения Бахтадзе Г.Э. гражданства Российской Федерации, а соответственно необоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, был сделан на основании проверочных материалов с использованием официальных сведений, представленных Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, в том числе заверенной проверяемым лицом анкеты, содержащей биографические данные, сведения об образовании, трудовой деятельности, а также ответом из военного комиссариата Самарской области (№ от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель работал в должности прокурора отдела кадров и прокурора криминалиста в Прокуратуре Республики Грузии в г. Тбилиси, что также не отрицалось и самим Бахтадзе Г.Э.
Согласно сведеньям УФМС России по Самарской области Бахтадзе Г.Э. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации на основании удостоверения личности №, выданного военным прокурором Закавказского ВО ДД.ММ.ГГГГ и вкладыша серии № № о принадлежности к российскому гражданству, выданного отделом кадров Краснознаменной группы Российских войск в Закавказье.
В заявлении о выдаче российского паспорта в графе 8 проставлена отметка о принадлежности к гражданству РФ на основании части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации».
Вместе с тем данная норма Закона предусматривала признание гражданами Российской Федерации бывших граждан СССР, постоянно проживающих на территории России (прописанных по месту жительства) на 6 февраля 1992 года (т.е. на день вступления в силу данного Закона).
Действие указанной нормы пунктом третьим Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 5206/1-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», было распространено, в том числе и на офицеров, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Из материалов дела следует, что поскольку вышеуказанные обстоятельства в отношении Бахтадзе Г.Э. подтверждены не были, сведений о приобретении им в установленном порядке гражданства Российской Федерации не имелось, УФМС России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение об отсутствии у него российского гражданства и признании необоснованности выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации.
Судом установлено, что данное заключение вынесено полномочным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, которое до настоящего времени не оспорено в установленном законом порядке и следовательно, имеет юридическую силу.
Судом установлено, что проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, была проведена УФМС России по Самарской области в полном объеме, и с учетом того, что заявитель на ДД.ММ.ГГГГ год постоянно не проживал на территории России, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя гражданства РФ.
Кроме того, выдача паспорта гражданина Российской Федерации лицу, не являющемуся таковым, является нарушением нормы статьи 10 действующего в настоящее время Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.
Данная позиция так же нашла свое отражение в решениях Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. № ГКПИ06-337, 27 августа 2007 года № ГКПИ07-787 и определениях кассационной инстанции ВС РФ от 17 августа 2006 г. № КАС06-300 и от 18 июля 2007 г. № 75-В07-1, из которых следует, что паспорт удостоверяет гражданство Российской Федерации, если оно возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие. Выдача паспорта в нарушение установленного порядка охватывается понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта), и его изъятие (или признание выданным в нарушение установленного порядка) не относится к предмету регулирования Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», а также пунктов 53-55 названного выше Положения, касающихся установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов для приобретения российского гражданства и об изъятии паспортов в случае отмены решения о приеме в гражданство.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Российский паспорт, находящийся у иностранного гражданина или лица без гражданства, не удостоверяет наличие у него гражданства Российской Федерации, и его использование, предоставляющее им в полном объеме права гражданина Российской Федерации с одновременным снятием установленных для них законодательных ограничений, неправомерно.
Таким образом, суд полагает, что для получения российского паспорта необходимо приобретать гражданство Российской Федерации в соответствии с нормами действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что вышеуказанная информация, была направлена УФМС России в адрес Бахтадзе Г.Э. письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ и данный ответ не является каким-либо решением в отношении заявителя. При этом, письменный ответ на обращение заявителя не повлек каких-либо нарушений прав и свобод самого Бахтадзе Г.Э., не создал препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод, не возложил на него каких-либо обязанностей, не затронул ни права на судебную защиту, ни другие права, вытекающие из главы 2 Конституции Российской Федерации, в т.ч. и статьи 33 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, судом не усматривается, что действиями УФМС России, УФМС России по Самарской области, были нарушены права либо свободы заявителя, а заявителем таких доказательств суду представлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления Бахтадзе Г.Э. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17.03.2011 года.
Судья Промышленного
районного суда г. Самары Колояров И.Ю.