о признания жилого помещения непригодным для проживания



Решение

Именем Российской Федерации

03 марта 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Орловой Л.А.,

при секретаре Сметаниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Смирнова В.В., Смирновой С.М., Смирнова А.В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным бездействия ответчиков, признании жилого помещения непригодным для проживания, признании в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма

Установил:

Истцы обратились в суд с иском о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании нуждающимися в жилой площади, предоставлении жилого помещения к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на следующие обстоятельства.

Смирнов В.В. является нанимателем <адрес> <адрес> <адрес>. Вместе с ним в квартире проживают его жена- Смирнова СМ. и сын - Смирнов А.В., что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ В угловой комнате, площадью 18 кв.м., две наружные железобетонные стеновые панели пропускают влагу, в зимний период промерзают. В результате чего стеновые панели потеряли прочность, крошатся и легко пробиваются гвоздем. В зимний период с начала отопительного сезона внутренняя часть стены подсыхает, но увеличивается влажность в комнате. На стенах образуется черный налет, обои отстают от стены, побелка шелушится. В квартире нарушен температурный режим, постоянно стоит сырой плесневый запах и жить невозможно. В 1988 году делали ремонт в квартире, но ремонт проблем со стеновыми панелями не решил. Они обратились в Горисполком и в ПО ЖКХ с заявлением, которое было рассмотрено. ПЖРТ Промышленного района г. Куйбышева было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ дать заказ в ПСК «Горжилпроект» на предмет обследования торцевой панели в нашей квартире и выдачи рекомендации по ее ремонту. ДД.ММ.ГГГГ ПЖРТ Промышленного района г. Куйбышева получено техническое заключение с рекомендациями ликвидации причин промерзания стеновых панелей и сырости в квартире. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № об этом было сообщено и указано, что ДД.ММ.ГГГГ трестом направлено письмо Председателю Промышленного исполкома о необходимости переселения жильцов спорной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ письмом Отдела учета и распределения жилой площади Исполкома Промышленного районного Совета народных депутатов № 91 ж/о истцам было сообщено, что заявление принято на учет под № 3. В 1992 году истцы обратились в Администрацию Промышленного района, ЖЭУ-39, ПЖРТ Промышленного района. Было проведено комиссионное обследование спорной квартиры с выходом на место и установлено, что железобетонная стеновая панель нуждается в ремонте, ранее выполненное утепление панели положительного результата не дало. Администрация Промышленного района подтвердила, что техническое состояние квартиры нуждается в проведении капитального ремонта. «Горжилпроект» обследовал спорную квартиру и установил, что глухая стеновая панель имеет недостаточное теплоизоляционное свойство и рекомендовал провести ремонтные работы в присутствии жильцов. Смирнов В.В. является участником ВОВ, инвалидом 1 группы, у него много различных заболеваний, поэтому он отказался от выполнения ремонтных работ без отселения. Администрация города Самара письмом № от ДД.ММ.ГГГГ указала, что в связи с тем, что семья Смирновых состоит на учете в администрации Промышленного района с 1990 г., их просьба о замене квартиры будет удовлетворена.

10.12.1997 г. на очередное обращение Администрация г. Самара приняла решение обследовать комиссионно с участием ДЕЗ и проектировщиков спорную квартиру, с необходимостью решить вопрос по ремонту квартиры, включая стеновые панели. Ежегодно Смирнов В.В. обращался с заявлениями в различные инстанции, ему сообщали, что вопрос о замене квартиры стоит на контроле, но пока равноценной квартиры нет.

12.05.2005 г. Министерством экономического развития инвестиций и торговли Самарской области был дан ответ, которым признается, что спорная квартира не соответствует санитарным и техническим требованиям, но для постановки семьи Смирновых на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении нет правового основания.

Дальше в письмах различных ведомств содержатся ответы, что семья истцов не является нуждающейся в жилом помещении, т.к. на каждого члена семьи приходится по 14 кв.м. Смирновы считают, что спорная квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, имеются основания для признания спорного жилого помещения, непригодным для проживания. Смирновы просят суд признать спорную квартиру непригодной для проживания, признать их семью нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчиков предоставить семье участника Великой Отечественной войны благоустроенное жилое помещение (квартиру) отвечающую санитарным и техническим требованиям.

В последствие истцы уточнили исковые требования, просили суд признать незаконным бездействие ответчиков в решении вопроса признания <адрес> в <адрес> пригодной (непригодной) для проживания, признать спорную квартиру непригодной для проживания, признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий с 03.12.1990 года, обязать администрацию г.о. Самара предоставить за счет средств федерального бюджета благоустроенное жилое помещение (квартиру) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающую санитарным и техническим требованиям.

Смирнов В.В. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.

В судебном заседании истцы Смирнова С.М., Смирнов А.В., свои исковые требования поддержали, просили удовлетворить, объяснения дали согласно исковому заявлению.

Администрация г.о. Самара о времени и месте судебного заседания извещена, своего представителя в суд не направила, представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований Смирновых отказать (108-111).

Представитель Администрации Промышленного района г.о. Самара Волчкова Ю.Б., полномочия подтверждены доверенностью, исковые требования Смирновых не признал, просил в иске отказать, объяснения дала согласно письменному отзыву, приобщенному к материалам гражданского дела (л.д.105-107).

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Воронина Е.А., исковые требования Смирновых не признал, просил в иске отказать.

Третье лицо - Государственная жилищная инспекция Самарской области о времени и месте судебного заседания извещено, своего представителя в суд не направило.

Суд, выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, мнение адвоката Куликовой С.К., показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ст. 12, 15, 32 ЖК РФ).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодным либо непригодным для проживания, либо пригодным для проживания после проведения капитального ремонта (п.42-48 Положения).

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органам исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В целях реализации норм жилищного законодательства на основании статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Уставом городского округа Самара постановлением Главы городского округа Самара ль ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением Главы городского округа Самара ль ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному району городского округа Самара.

Пункту 4 указанного Положения устанавливает порядок работы Комиссии.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Проект повестки заседания формируется на основании обращений лиц, обладающих таким правом в соответствии с действующим законодательством, о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Срок рассмотрения заявления по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции данным Положением не определен.

В соответствии с пунктом 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение, указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Спорным жилым помещением является муниципальная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В жилом помещении (квартире) зарегистрированы: Смирнов В.В., являющийся нанимателем указанного жилого помещения и члены его семьи Смирнова С.М. и Смирнов А.В.

Из объяснений истцов следует, что утепление стеновых панелей в одной из комнат указанного жилого помещения имеет механические повреждения, что ведет к изменению влажности в жилом помещении, промерзанию и разрушению стеновых панелей.

Протоколом заседания рабочей группы по координации деятельности органов местного самоуправления по ликвидации ветхих зданий на территории городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ № Межведомственной комиссии Промышленного района рекомендовано составить акт обследования <адрес> по <адрес> с выходом на место для признания указанного помещения не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по Промышленному району городского округа Самара был составлен акт обследования помещения по вышеуказанному адресу.

По результатам обследования Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано представить техническое заключение проектно-изыскательской специализированной организации с результатами инструментального контроля и лабораторных испытаний состояния наружной стеновой панели указанного жилого дома.

В целях исполнения указанного поручения Департаментом управления имуществом городского округа Самара в МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» была направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении технического обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.

В настоящее время техническое обследование жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> проведено.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара направил председателю Межведомственной комиссии г.о. Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному району г.о. Самара заявление о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что срок рассмотрения заявления Департамента управления имуществом городского округа Самара Межведомственной комиссии г.о. Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по <адрес> <адрес> заявление о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания на момент рассмотрения дела не истек, суд не усматривает бездействия ответчиков в решении вопроса о признании <адрес> <адрес> <адрес> пригодной (непригодной) для проживания, и приходит к выводу о том, что требования о признании незаконным бездействий ответчика признании квартиры непригодной для проживания удовлетворению не подлежит.

Не подлежат удовлетворению и требования истцов о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем участников (инвалидов) ВОВ производится в соответствии с Законом Самарской области от 1107.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». Нуждающимися в жилых помещениях признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственник жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» учетная норма на одного человека для проживающих в отдельных квартирах составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения.

Установлено, что истцы проживают в двухкомнатной изолированной квартире общей площадью 42 кв.м., то есть они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, отсутствуют основания для постановки Смирнова В.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Полномочиями по признанию жилого помещения непригодным для проживания граждан наделена межведомственная комиссия городского округа Самара.

Поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не признано в установленном порядке непригодным для проживания граждан, то оснований для признания истцов нуждающимися в предоставлении жилого помещения и предоставления им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отсутствует.

Из ответа Управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара на запрос суда следует, что Смирнов В.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда предоставляемых по договорам социального найма не состоит.

Доводы истцов о том, что Смирнов В.В. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Документы, предоставленные в подтверждение данного факта, не содержат сведений о том, что Смирнов В.В. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Что же касается исковых требований об обязывании ответчиков предоставить за счет средств федерального бюджета благоустроенное жилое помещение (квартиру) по договору социального найма, то, по мнению суда, также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Поскольку спорное жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания граждан, то оснований для признания истцов нуждающимися в предоставлении жилого помещения и предоставления им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в иске Смирновым следует отказать в полном объеме.

При этом суд, учитывает, что истцы не лишены по истечению срока рассмотрения вопроса по признанию спорного помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному району г.о. Самара обратиться в суд с иском.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Смирнову В.В., Смирновой С.М., Смирнову А.В. – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2011 года.

Председательствующий Л.А.Орлова