о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства



Р Е Ш Е Н И Е (копия)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011г. г.о. Самара

Промышленный районный суд в составе:

председательствующего судьи Левиной М.В.,

с участием прокурора Мосталыгиной А.В.,

при секретаре Ведениной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара», Департаменту здравоохранения Администрации городского округа Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Промышленного района г. Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара», Департаменту здравоохранения Администрации городского округа Самара, в котором просил обязать ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно привести в соответствие с требованиями п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», площадь, приходящуюся на 1 койку в стационаре; при приемном отделении стационаров устроить диагностическую палату или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента; привести в соответствие с требованиями приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» расстояние между кроватями в отделениях стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. о. Самары»; провести ремонт кабинетов, коридоров, палат, санитарных комнат, санитарно-бытовых помещений общего пользования стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара», обеспечивающих гладкую поверхность стен, полов и потолков помещений; в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения
реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, установить
отдельную раковину для мытья рук или двухгнездовой раковина; оборудовать солнцезащитными устройствами окна палат стационара, ориентированные на южные румбы горизонта; оборудовать процедурные кабинеты кондиционерами; оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств; оборудовать контейнерную площадку ограждением и навесом; в пищеблоке произвести покраску стен, потолка; заменить облицовочную плитку; провести ремонт кровли крыши пищеблока; оборудовать воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки к канализационной сети производственного оборудования и моечной ванны. 0бязать Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара осуществить финансирование мероприятий по устранению, выявленных нарушений санитарно-эпедимиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара» путем внесения предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара» на 2011 год и внести предложения по формированию лимитов бюджетных обязательств ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара» на 2012 год, с учетом денежных средств необходимых для устранения выявленных нарушений.

В обоснование иска истец ссылается на то, что Прокуратурой Промышленного района г. Самары проверено соблюдение санитарно - эпидемиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самары».

Установлено, что 14.03.2011 Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведены мероприятия по контролю санитарно - эпидемиологического законодательства в стационаре ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самары», расположенном по адресу: <адрес>.

Выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: площадь земельного участка стационара на 1 койку составляет 30,09 кв.м., что не соответствует рекомендуемым нормативным требованиям п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; при приемном отделении стационара не предусмотрена диагностическая
палата или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное
заболевание пациента, что не соответствует требованиям п. 10.1.1. главы I
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; площадь на 1 койку в палатах отделений стационара занижена, что является нарушением требований приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность»; в ряде палат, санитарно-бытовых и вспомогательных помещений отделений стационара наблюдаются дефекты внутренней отделки (трещины, шелушение), в связи с чем возможность и доступность влажной обработки внутренних поверхностей помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств затруднена, что является нарушением п.4.2, п. 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, отдельная раковина для мытья рук или двухгнездная раковина не установлена, что является нарушением п.5.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) кондиционирование воздуха не предусмотрено, что не соответствует требованиям п.6.25 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; вытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена из
помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, что не соответствует требованиям п. 6.29 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса, что не соответствует требованиям п.2.17 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в помещениях пищеблока требуется проведение косметического ремонта, в производственных цехах побелка на стенах и потолке грязная, местами лопнула и осыпается; на стенах частично отсутствует облицовочная плитка, что является нарушением п.6.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них
пищевых продуктов и продовольственного сырья», ст. 11, 17 Закона РФ от30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В план мероприятий по ММУ МСЧ №2 на 2 квартал 2011 года запланировано проведение ремонта помещений пищеблока; производственное оборудование и моечные ванны частично присоединяются к канализационной сети без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки. Частично приемники стоков внутренней канализации не имеют гидравлических затворов (сифоны), что является нарушением п.3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным медицинским учреждениям г. Самары, указанным в перечне, в том числе к ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара».

Выявленные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства при размещении стационара и состояние помещений стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» не обеспечивают состояние здоровья пациентов, сотрудников, посетителей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Самары Мосталыгина А.В. уточнила исковые требования в ч. П.2 – просила обязать Департамент здравоохранения Администрации г.о.Самара осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.Самара», в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика: ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» по доверенности Дашкина Г.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что текущий косметический ремонт осуществляется, требования в части являются неисполнимыми, т.к. отсутствует финансирование для исправления выявленных недостатков. Финансирование запланировано на конец 2 квартала 2011г. Обязуется устранить нарушения по мере поступления финансирования. По техническим причинам они не могут устроить помещение под отдельный инфекционный бокс. МСЧ №2 работает по узкому профилю, поэтому появление в данном отделении инфекционных больных практически невозможно.

Представитель ответчика: Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара по доверенности Шамаилова А.А. в судебном заседании иск не признала, т.к. нет акта проверки подписанного обеими сторонами, кроме того заявленные требования в части являются неисполнимыми.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Самарской области были проведены мероприятия по контролю соблюдения законодательства ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» по адресу: <адрес>, что подтверждается информационной справкой № 11/04 от 14.03.2011г.

Согласно вышеуказанной информационной справке, в ходе проверки стационара были выявлены нарушения соблюдений требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: площадь земельного участка стационара на 1 койку составляет 30,09 кв.м., что не соответствует рекомендуемым нормативным требованиям п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; при приемном отделении стационара не предусмотрена диагностическая палата или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента, что не соответствует требованиям п. 10.1.1. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; площадь на 1 койку в палатах отделений стационара занижена, что является нарушением требований приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в ряде палат, санитарно-бытовых и вспомогательных помещений отделений стационара наблюдаются дефекты внутренней отделки (трещины, шелушение), в связи с чем возможность и доступность влажной обработки внутренних поверхностей помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств затруднена, что является нарушением п.4.2, п. 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, отдельная раковина для мытья рук или двухгнездная раковина не установлена, что является нарушением п.5.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) кондиционирование воздуха не предусмотрено, что не соответствует требованиям п.6.25 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; вытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена из
помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, что не соответствует требованиям п. 6.29 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса, что не соответствует требованиям п.2.17 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в помещениях пищеблока требуется проведение косметического ремонта, в производственных цехах побелка на стенах и потолке грязная, местами лопнула и осыпается; на стенах частично отсутствует облицовочная плитка, что является нарушением п.6.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них
пищевых продуктов и продовольственного сырья», ст. 11, 17 Закона РФ от30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В план мероприятий по ММУ МСЧ №2 на 2 квартал 2011 года запланировано проведение ремонта помещений пищеблока; производственное оборудование и моечные ванны частично присоединяются к канализационной сети без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки. Частично приемники стоков внутренней канализации не имеют гидравлических затворов (сифоны), что является нарушением п.3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Прокуратурой Промышленного района г.Самары было направлено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности Главному врачу ММУ МСЧ №» Промышленного района г.Самары.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (п. 1.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

Ответчиком ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» не оспаривается, что на территории действительно имеются вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм, устранение данных нарушений до настоящего времени не произведено.

При таких данных, суд считает возможным возложить на ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» обязанность по выполнению вышеуказанных требований СанПин в перечисленном объеме за исключением требования об устройстве при приемном отделении стационара диагностической палаты или бокса для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента, в соответствии требованиями п. 10.1.1. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Данное требование прокурора является технически неисполнимым, в связи с отсутствием помещения, что подтверждается технической документацией представленной суду. Кроме того, судом установлено, что ММУ МСЧ №2» по адресу: <адрес> имеет узкий профиль «кардиология» и появление больных с подозрением на инфекционное заболевание не соответствует профилю данного медицинского учреждения. Следовательно, удовлетворение данного требования прокурора нецелесообразно.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008 N 643, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере здравоохранения.

Департамент осуществляет регулирование деятельности субъектов муниципальной системы здравоохранения, обеспечивает реализацию единой политики в области охраны здоровья на территории городского округа Самара (п. 3 Положения).

Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007 № 1244 утвержден перечень получателей средств бюджета городского округа Самара, подведомственных Управлению здравоохранения Администрации городского округа Самара (в настоящее время Департаменту здравоохранения Администрации г.о. Самара, согласно Положению о Департаменте). Указанным постановлением определено, что Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным медицинским учреждениям г. Самары, указанным в перечне, в том числе к ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара».

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.

В соответствии с п.п. 3.18- 3.20 Положения «О Департаменте здравоохранения Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008г. № 643, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; разрабатывает план капитального ремонта муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; проверяет сметную документацию на проведение реконструкции и ремонтных работ в муниципальной системе здравоохранения городского округа Самара, финансируемых за счет бюджета городского округа Самара.

Согласно п.3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара», утвержденным решением Думы г.о. Самара от 27.12.2007г. № 516, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета г.о. Самара до 01 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о. Самара представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

Сторонами не оспаривается, что денежные средства на проведение вышеуказанных мероприятий ММУ МСЧ № 2 в настоящее время не выделены.

При таких данных, суд приходит к выводу, что Департаментом здравоохранения Администрации г.о. Самара, в нарушение требований законодательства допущено бездействие по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологических требований. Следовательно, исковые требования прокурора в части обязания Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара провести необходимые действия для устранения имеющихся нарушений подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» на территории стационара по адресу: <адрес>, устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, а именно:

-привести в соответствие с требованиями п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», площадь, приходящуюся на 1 койку в стационаре;

-привести в соответствие с требованиями приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» расстояние между кроватями в отделениях стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. о. Самары»;

-провести ремонт кабинетов, коридоров, палат, санитарных комнат, санитарно-бытовых помещений общего пользования стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара», обеспечивающих гладкую поверхность стен, полов и потолков помещений;

- в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, установить отдельную раковину для мытья рук или двухгнездовой раковина;

-оборудовать солнцезащитными устройствами окна палат стационара, ориентированные на южные румбы горизонта;

- оборудовать процедурные кабинеты кондиционерами;

-оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств;

- оборудовать контейнерную площадку ограждением и навесом;

- в пищеблоке произвести покраску стен, потолка; заменить облицовочную
плитка; провести ремонт кровли крыши пищеблока;

- оборудовать воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки
к канализационной сети производственного оборудования и моечной ванны.

0бязать Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпедимиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара.

Мотивированное решение суда составлено 08.06.2011г.

Председательствующий: (подпись) Левина М.В.

Решение вступило в законную силу_______________________

Копия верна: Судья:

Секретарь: