о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Осипова О.В.

при секретаре Мартынюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1246/11 по заявлению Леушкина Алексея Ивановича о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Леушкин А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по несвоевременному рассмотрению заявления Леушкина А.И. о предоставлении земельного участка под садоводство (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.) от ДД.ММ.ГГГГ -с, а также о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по несвоевременному направлению в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.) на кадастровом квартале, согласно заявления ФИО1 -с от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 17 мая 2010 года, он, руководствуясь требованиями Земельного кодекса РФ, законом Самарской области «О земле», Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 327,00 кв.м. (расположенного по адресу: <адрес>. кадастровый квартал под садоводство. К заявлению были приложены все необходимые для принятия решения документы.

Заявлению был присвоен регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента архитектуры и строительства городского округа Самара было направлено обращение, содержащее просьбу об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 327,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (исх. Утверждение схемы было необходимо для последующего предоставления земельного участка по заявлению Леушкина А.И.

29.11.2010 Департамент архитектуры и строительства городского округа Самара направил в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области заключение о невозможности утвердить схему расположения земельного участка.

Одним из оснований отказа Департамента в утверждении схемы явилось то, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2). Нахождение испрашиваемого земельного участка в двух зонах обусловлено вступлением 28.07.2010 в законную силу решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Самара».

ДД.ММ.ГГГГ Министерство, на основании заключения Департамента архитектуры и строительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, отказало заявителю в предоставлении земельного участка.

На основании изложенного, заявитель просит удовлетворить заявленные требования, так как полагает, что несвоевременное направление Министерством имущественных отношений Самарской области обращения об утверждении схемы в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара нарушает закон и подзаконные акты, а также права заявителя, предусмотренные ст.9 Закона Самарской области «О земле».

В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности Ефремов А.Н., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо - Министерство имущественных отношений Самарской области в судебное заседание своего представителя не направило, своей позиции по делу не высказало, было извещено дважды надлежащим образом о времени и месте судебных заседаний 15.02.2011 и 17.02.2011 года.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, полагает заявление Леушкина А.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 07 мая 2010 года Леушкин А.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 327,00 кв.м. (расположенного по адресу: <адрес>. кадастровый квартал под садоводство. О дате обращения заявителя с соответствующим заявлением свидетельствует штамп Министерства имущественных отношений Самарской области на заявлении с входящим номером от 07.05.2010. Заявлению был присвоен регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ.

11 августа 2010 года Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента архитектуры и строительства городского округа Самара было направлено обращение -с, содержащее просьбу утвердить схему расположения земельного участка, площадью 327,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

К заявлению Леушкина А.И., поступившему в Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы:

1. Письмо УФРС по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , подтверждающее, что в ЕГРП сведения о регистрации прав на земельный участок, расположенный: <адрес>, площадью 327 кв.м. отсутствуют;

2. Письмо УФРС Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , повторно подтверждающее, что в ЕГРП сведения о регистрации прав на земельный участок, расположенный: <адрес>, площадью 327 кв.м. отсутствуют;

3. Письмо УФАКОН по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что по состоянию на 1992-1998, сведения о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м. отсутствуют;

4. Письмо УФАКОН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что по состоянию на 1992-1998 информация о предоставлении Леушкину А.И. каких-либо земельных участков отсутствует;

5. Схематичный план земельного участка с указанием координат поворотных точек;

6. Письмо из Отдела водных ресурсов по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ сообщающее, что земельный участок, расположенный: <адрес>, площадью 327 кв.м., находится вне водоохраной зоны вне береговой полосы водного объекта (Саратовское водохранилище);

7. Письмо УФРС Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о перечне объектов, принадлежащих на праве собственности заявителю – Леушкину А.И.;

8. Письмо Департамента от ДД.ММ.ГГГГ о том, что испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2);

9. Свидетельства о праве собственности заявителя на прилегающие земельные участки – 4 свидетельства (серия , серия , серия , серия

В соответствие с пунктом 2.1 «Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством», утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 (далее Порядок) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.

Из пункта 2.2 указанного Порядка, следует, что в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении к Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

Суд, изучив приложение к заявлению Леушкина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ (о предоставлении земельного участка), полагает, что, предусмотренные приложением к Порядку документы, заявителем были представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области одновременно с подачей самого заявления. Приложенный к заявлению пакет документов содержал в себе всю необходимую информацию, которая свидетельствовала о наличии правовых оснований для предоставления Леушкину А.И. испрашиваемого земельного участка.

Согласно требованиям п.2.3 Порядка, Министерство имущественных отношений Самарской области, не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Документы заявителя Министерством имущественных отношений Самарской области возвращены не были, что свидетельствует о соблюдении Леушкиным А.И. установленных Порядком требований.

В соответствие с абзацем 3 п. 2.4 Порядка, после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

Исходя из смысла пунктов 2.1-2.4 Порядка, суд полагает, что Министерство имущественных отношений Самарской области было обязано не позднее двух дней (включая день на проверку представленных документов на соответствие требованиям п.2.1 и 2.2 Порядка), с даты поступления заявления Леушкина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, направить уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Министерством имущественных отношений Самарской области обращение об утверждении схемы расположения земельного участка было направлено в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара только 11.08.2010, то есть с пропуском установленного подзаконным актом срока.

Несвоевременность направления в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, послужило основанием, для принятия уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара решения о невозможности утвердить схему расположения испрашиваемого Леушкиным А.И. земельного участка. В качестве оснований невозможности утвердить схему расположения земельного участка департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сослался на нахождение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, а именно: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2). Нахождение испрашиваемого земельного участка в двух зонах обусловлено вступлением 28.07.2010 в законную силу решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Самара». Вступление в законную силу указанного решения Думы городского округа Самара подтверждается заверенной копией номера «Самарская газета» от 28.07.2010, приобщенной в материалы дела представителем заявителя.

Вместе с тем суд отмечает, что надлежащее и своевременное исполнение Министерством имущественных отношений Самарской области возложенных не него обязанностей, позволило бы Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, в свою очередь, рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в период действия Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанных правил, испрашиваемый Леушкиным А.И. земельный участок площадью 327 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Iа находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2), что и подтверждалось представленным заявителем письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ

Относительно сроков обращения в суд за защитой своих прав, установленных п.1 ст.256 ГПК РФ, суд соглашается с заявителем, что срок для обращения в суд им не пропущен, так как о нарушении своих прав, Леушкин А.И. узнал из решения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного решения Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Леушкину А.И. в предоставлении земельного участка в связи с наличием заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утвердить схему расположения земельного участка.

В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» установлено, что бесплатно в собственность гражданина может быть предоставлен земельный участок для садоводства.

Суд полагает, что в результате ненадлежащего выполнения Министерством имущественных отношений Самарской области, возложенных на него подзаконным актом обязанностей, было нарушено право физического лица – Леушкина А.И. на получение в собственность земельного участка под садоводство.

Принимая во внимание все обстоятельства дела, и, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и подзаконных актов, суд приходит к выводу о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области по несвоевременному рассмотрению заявления Леушкина А.И. о предоставлении земельного участка под садоводство (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.) от ДД.ММ.ГГГГ -с, а также действия Министерства имущественных отношений <адрес> по несвоевременному направлению в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.) на кадастровом квартале, согласно заявления Леушкина А.И. -с от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют закону и нарушают право заявителя на предоставление земельного участка в собственность.

В соответствие со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствие с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании материалов дела, суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо – Министерство имущественных отношений Самарской области, не доказало соответствие закону оспариваемых Леушкиным А.И. действий.

Между тем, пункт 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Леушкина Алексея Ивановича - удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по несвоевременному рассмотрению заявления Леушкина А.И. от ДД.ММ.ГГГГ , о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.).

Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по несвоевременному направлению в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара обращения об утверждении на кадастровом квартале схемы расположения земельного участка (расположенного: <адрес>, площадью 327 кв.м.), согласно заявления Леушкина А.И. -с от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд в течение 10 дней.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате и оглашена сторонам 17.02.2011 года.

С решением в окончательной форме стороны вправе ознакомиться 22 февраля 2011 года.

Председательствующий (подпись) Осипов О.В.

Копия верна:

Решение вступило в законную силу:_________________________

Судья:

Секретарь: