РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2011 года г. Самара Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего Осипова О. В., при секретаре Мартынюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1288/11 по заявлению Корягиной Евгении Александровне к заинтересованным лицам: Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в порядке приватизации за выкуп, Установил: Заявитель Корягина Е.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в порядке приватизации земельного участка за выкуп, в обоснование своих требований указала, что она является собственником одноэтажного нежилого здания литера ИИ1 с инвентарным номером 2516800, расположенного по адресу: <адрес> строение 2, общей площадью 311,70 кв.м., приобретенного по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ у муниципального предприятия города Самары «Энергия», регистрация права собственности заявителя Карягиной Е.А. на вышеуказанный объект недвижимого имущества произведена на основании решения Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по гражданскому делу № А 55-20593/2009, что подтверждается Свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области. В соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приобретение бесплатно или за выкуп земельных участков, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, Корягина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за выкуп земельного участка, общей площадью 457,00 кв.м. по адресу: <адрес> строение 2, занимаемого нежилым зданием, однако сообщением Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как часть земельного участка находится в границах красных линий и является территорией общего пользования и не подлежит приватизации согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Заявительница Корягина Е.А. считает данный отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим её права и охраняемые законом интересы, поскольку, согласно части 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки земельного участка, нежилое здание, приобретенное заявителем, было построено на испрашиваемом земельном участке в 1985 году, т.е. до введения в действие Земельного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки в городе Самаре, утвержденных Решением Думы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего, норма ч.1 чт. 85 ЗК РФ, по мнению заявителя, к отношениям по пользованию испрашиваемого земельного участка не применима, при отсутствии ограничений права собственника нежилого здания по приватизации занимаемого зданием земельного участка, обремененного красными линиями, на условиях его выкупа в границах населенного пункта с численностью населения от пятисот тысяч до трех миллионов человек, в размере, предусмотренном ч.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного участка за единицу площади испрашиваемого земельного участка. В связи с этим Корягина Е.А. просила суд признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 457,00 кв.м. по адресу: <адрес> строение 2 в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади испрашиваемого земельного участка, незаконным и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области подготовить и заключить с Корягиной Е.А. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 457,00 кв.м. по адресу: <адрес> строение 2 в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании представитель заявительницы Корягиной Е.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Блинков А.В. заявление поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, просил заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении и в описательной части настоящего решения. Представители заинтересованных лиц - Министерства имущественных отношений Самарской области (далее по тексту Министерство) и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее по тексту Департамент), извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, о чём в материалах дела имеются расписки в получении судебных повесток, в судебное заседание не явились, доводы заявителя не оспорили, обоснования своей позиции по данному делу не изложили, доказательств в обоснование законности отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка суду не представили. Уклонение представителя заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Самарской области от участия в судебном заседании по рассмотрению по существу доводов заявителя Корягиной Е.А., выразившееся в повторной неявке представителя уполномоченного государственного органа в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ года, суд определяет как обстоятельство, не препятствующее суду в разрешении заявленных требований заявителя в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица, в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 257 ГПК РФ, с учётом его позиции, изложенной в уведомлении заявителю, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Выслушав объяснение представителя заявительницы Корягиной Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом в рамках рассмотрения доводов заявителя установлено, что Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Из содержания Уведомления Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес заявительницы Корягиной Е.А., судом установлено, что при обращении заявительницы и подаче ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Корягиной Е.А. были предоставлены все необходимые документы в полном объеме для разрешения требований заявителя о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Частью 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Согласно части 7 указанной статьи Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, и необходимые для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (ст. 33 ЗК РФ). Следовательно, площадь и границы предоставляемого земельного участка устанавливаются таким образом, чтобы собственник объекта недвижимости имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, а также, чтобы не нарушались права владельцев смежных земельных участков и правила землепользования и застройки. На земельный участок, на который претендует заявительница Корягина Е.А., ООО «Поволжье» была составлена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с описанием каталога координат земельного участка. Указания на превышение предельного размера испрашиваемого земельного участка в оспариваемом отказе Министерства не содержится. Ссылаясь на получение сообщения Департамента, изложенного в письме № № от ДД.ММ.ГГГГ и указавшего на использование земельного участка, занимаемого нежилым зданием заявительницы Корягиной Е.А. не по назначению, в связи с расположением части испрашиваемого земельного участка в границах зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж4) согласно решению Думы Городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство отказывая заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, согласилось с доводом Департамента об отнесении части испрашиваемого земельного участка, занимаемого нежилым зданием заявительницы, к территории общего пользования, не подлежащей приватизации, как находящейся в охранной зоне газопровода низкого давления и канализации, проходящим по территории испрашиваемого земельного участка. С указанным доводом Министерства, положенным в основу отказа гражданину Российской Федерации в предоставлении земельного участка в собственность на условии выкупа, суд не находит оснований согласиться, поскольку в соответствии с п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); а линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения именуемые как красные линии. Согласно определению Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, нормы Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Сведения о правоустанавливающих документах (актах уполномоченного государственного или муниципального органа), относящих испрашиваемый земельный участок в собственность, Министерством и Департаментом не указаны, отнесение испрашиваемого земельного участка Министерством и Департаментом, к местам общего пользования, на основании градостроительной документации, судом признается голословным, поскольку доказательств того, что спорный земельный участок, на момент его приобретения заявителем, находился и находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, в отказе Министерства имущественных отношений Самарской области не содержится, заинтересованными лицами в материала дела не представлены. Кроме того, как установлено судом в ходе рассмотрения доводов заявителя, в Генеральном плане городского округа Самара, утвержденном решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № не содержится информации об отнесении спорного земельного участка по <адрес>, занимаемого нежилым зданием заявительницы, к землям общего пользования, а также не предусмотрено резервирование спорного земельного участка для государственных и общественных нужд городского округа Самара. В соответствии с Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-№, пункт 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Из представленных заявителем в материалы дела документов судом установлено, что испрашиваемы заявителем земельный участок расположен под нежилым зданием литера ИИ1, 1985 года постройки, с инвентарным номером 2516800, расположенным по адресу: <адрес> строение 2, общей площадью 311,70 кв.м., приобретенным по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ у муниципального предприятия города Самары «Энергия» и являвшимся, на дату заключения договора купли-продажи, собственностью муниципального образования города Самара, включенным в реестр муниципального имущества. При этом, отсутствие нарушений прав муниципального образования при отчуждении объекта недвижимого имущества заявительнице, также было установлено Арбитражным судом Самарской области при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, обязавшего осуществить государственную регистрацию права собственности заявительницы на указанный объект недвижимого имущества. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) сообщило, что согласно имеющимся в указанном учреждении сведениям, по состоянию на 1992-1998 г.г., информация о предоставлении кому-либо испрашиваемого земельного участка площадью 457,00 кв.м. отсутствует, а уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило отсутствие сведений об указанном участке в государственном кадастре недвижимости. Согласно выписке Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание заявительницы ранее было зарегистрировано в собственности Российской Федерации и в собственности муниципального образования с 2001 года. Согласно ч. 1,8 ст. 11.2. ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что испрашиваемый заявительницей земельный участок не относится к территории общего пользования, поскольку им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, так как он занят объектом недвижимого имущества – нежилым зданием, принадлежащим Корягиной Е.А. на праве собственности. Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в границах населенного пункта с численностью населения от пятисот тысяч до трех миллионов человек, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в собственность в порядке приватизации за выкуп в размере, от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного участка за единицу площади испрашиваемого земельного участка. Таким образом, отказ Министерства имущественных отношений Самарской области существенно нарушает права и охраняемые законом интересы Корягиной Е.А, так как она, как собственник нежилого здания, имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, на котором расположено нежилое здание, и со стороны Корягиной Е.А. выполнены все предусмотренные действующим законодательством РФ условия для оформления земельного участка в собственность. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Корягиной Е.А. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации испрашиваемого земельного участка на условиях его выкупа в размере, от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного участка за единицу площади испрашиваемого земельного участка, является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Корягиной Евгении Александровны - удовлетворить. Признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Корягиной Евгении Александровны в собственность за плату земельного участка – незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области подготовить проект и заключить с Корягиной Евгении Александровны договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 457,00 кв.м., фактически занимаемого одноэтажным нежилым зданием площадью 311,7 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> строение 2, в порядке приватизации за выкуп в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади указанного земельного участка. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары. Мотивированное решение суда изготовлено 24.02.2011 года. Председательствующий: (подпись) Осипов О.В. Решение вступило в законную силу:______________________________ Копия верна: Судья: Секретарь: