Решение по иску о взыскании налога на землю



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области к Роговой А.С. о взыскании налога на землю,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Самарской области обратилась в суд с иском к Роговой А.С. о взыскании земельного налога, указав, что ответчица как собственник земельного участка является плательщиком земельного налога. В соответствии со ст.69 НК РФ Роговой А.С. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2010 год. В указанный в налоговом уведомлении срок налог не был уплачен.

В связи с чем, истец просил суд взыскать с ответчицы земельный налог за 2010 год в сумме 2303 063,50 руб., пени в размере 3569,76 руб., а всего 2306633,26 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Вилкова Е.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения суда.

Представитель ответчицы Роговой А.С. по доверенности Теванян Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что размер земельного налога должен исчисляться из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой на основании удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с функциональным использованием – «под объектами оздоровительного и реакционного назначения».

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог является одной из форм платы за использование земли. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (подпункты 1, 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка формирует налоговую базу по земельному налогу. Для ее установления проводится государственная кадастровая оценка земель (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации). Утверждают ее результаты органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316).

Из материалов дела следует, что Роговой А.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 85315,00 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Согласно вышеуказанному свидетельству целевое назначение земельного участка: «земли населенных пунктов для размещения культурно-оздоровительного и развлекательного комплекса (конная школа с конюшней, кинозал)». Земельный участок имеет кадастровый номер .

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Роговой А.С. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2010 год. Согласно требованию ответчице предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по земельному налогу в сумме 2303063,50 руб., а также уплатить пени в размере 3569,76 руб.

В силу абз.1 п. 1 и абз.1 п. 2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Статья 390 НК РФ устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ).

В соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда для определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления по состоянию на 1 января календарного года.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008г. № 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в соответствии с которыми удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов реакционного и лечебно-оздоровительного назначения, в кадастровом квартале <данные изъяты> составляет 306,61 руб. за 1 кв.м.

Судом установлено, что принадлежащий Роговой А.С. земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером согласно кадастровому паспорту находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, следовательно, его кадастровая стоимость должна исчисляться из расчета 306,61 руб. за 1 кв.м.

Доводы представителя Межрайонной ИФНС России по Самарской области о том, что земельный участок Роговой А.С. отнесен к землям с видом функционального использования «для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии», для которых установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков равный 1963,26 рублей, суд полагает не являются обоснованными по следующим обстоятельствам.

Судом установлено, что ранее земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежал ООО «УК ВСП», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ на имя генерального директора ООО «УК ВСП» сообщалось, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по <адрес> на основании Постановления Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении кадастровой оценки земель поселений в Самарской области» составляет 17,24 руб. за 1 кв.м. Судом установлено, что ООО «УК ВСП» производило исчисление и уплату налога на землю исходя из указанной величины удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.

При этом удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 17,24 руб. за 1 кв.м. согласно приложению к Постановлению Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении кадастровой оценки земель поселений в Самарской области» соответствует землям с функциональным использованием – «под объектами оздоровительного и реакционного назначения».

Доказательств изменения вида функционального использования земельного участка суду налоговым органом не было представлено.

Таким образом, при исчислении налога на земельный участок по адресу: <адрес> подлежит использованию его кадастровая стоимость равная 2 6158432 руб. (85315,00 кв.м. х 17,24 руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате за 2010 год при налоговой ставке равной 1,5%, установленной Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , составляет 359 692 рублей, согласно представленному расчету, который сторонами в суде не оспаривался и принимается судом.

Кроме того, так же следует отметить, что согласно пп. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны "учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы». Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории. Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами требованиями специальных федеральных законов.

Исходя из буквального толкования положений статей 1,7, пункта 11 статьи 83, 88 -93 ЗК РФ отнесение земель к той или иной категории зависит не от месторасположения земельного участка, а от фактического использования. Из ст. 394 НК РФ следует, что представительные органы муниципального образования вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и вида использования земельного участка.

Судом установлено, что ответчицей земельный участок не используется по целевому назначению «земли населенных пунктов для размещения культурно-оздоровительного и развлекательного комплекса (конная школа с конюшней, кинозал)», поскольку на данном земельном участке отсутствует конная школа с конюшней и кинозалом, что подтверждается доказательствами представленными ответчицей в судебном заседании.

Судом установлено, что принадлежащий Роговой А.С. земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым согласно кадастровому паспорту находится в кадастровом квартале , следовательно, его кадастровая стоимость должна исчисляться из целевого назначения земельного участка «земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно – оздоровительного назначения» из расчета 306,61 руб. за 1 кв.м.

Довод налоговой инспекции о том, что пока не изменена категория земель в правоустанавливающих документах, земельный участок нельзя отнести к категории земель предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно – оздоровительного назначения, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из буквального толкования норм действующего законодательства, отнесение земель к категории земель населенных пунктов для размещения культурно-оздоровительного и развлекательного комплекса зависит от фактического использования земельного участка.

Вышеуказанная позиция так же нашла сове отражение в Постановлениях федерального арбитражного суда Восточно – Сибирского округа по делу , Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу <данные изъяты>, по делу , по делу № , по делу

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с Роговой А.С. подлежит взысканию земельный налог в сумме 359 692 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, при этом его требования частично удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 6796 рублей 92 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Роговой А.С. задолженность по земельному налогу в размере 359692 рубля.

Взыскать с Роговой А.С. в доход государства государственную пошлину в размере 6796 рублей 92 копейки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 21.06.2011 г.

Председательствующий: Колояров И.Ю.