Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Фокеевой Е. В., при секретаре Журавлевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Слинченко Н.Я. о признании бездействия Министерства имущественных отношений незаконным, У С Т А Н О В И Л: Слинченко Н.Я. обратился в суд с заявлением о признании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области незаконным и обязании Министерства предоставить в собственность заявителя земельный участок. В обоснование заявления указал, что решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ решение Министерства имущественных отношений Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Слинченко Н.Я. признано незаконным, как нарушающее права и свободы гражданина. Однако до настоящего времени Министерством имущественных отношений Самарской области допущенные нарушения прав и свобод заявителя не устранены. После принятия решения заявитель неоднократно обращался в Министерство с просьбой подготовить документы по предоставлению ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, гараж №, площадью 31,10 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Слинченко Н.Я. обратился в Министерство с письменным обращением об устранении допущенных нарушений, приложив к нему копию решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ему поступило письмо, в котором Министерство просило представить заново весь пакет документов для возобновления рассмотрения заявления. ДД.ММ.ГГГГ заявитель по просьбе Министерства вновь предоставил полный пакет документов с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Однако с этого момента прошло 3 месяца, а допущенные Министерством нарушения прав и свобод заявителя не устранены, земельный участок ему в собственность не предоставлен. Ссылаясь на то, что бездействие Министерства имущественных отношений нарушает права и свободы, заявитель просил признать бездействие незаконным и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить в собственность Слинченко Н.Я. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> ГСК-754, гараж №, площадью 31,10 кв.м. В судебном заседании заявитель Слинченко Н.Я. поддержал заявленные требования, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица, Министерства имущественных отношений Самарской области, в судебное заседание не явился, представил возражения на заявление Слинченко Н.Я., в которых просил в удовлетворении заявления отказать в полном объёме. Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. В п.2.1. Порядка указано, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. Согласно п.2.3. Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. 2.4. В двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления. Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, как нарушающее права и свободы гражданина. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод Слинченко Н.Я.. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Слинченко Н.Я. вновь обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, гараж №, площадью 31,10 кв.м., цель использования – занимаемый индивидуальным капитальным гаражом. При этом заявителем к заявлению был приложен необходимый пакет документов, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ Однако ответа на момент предъявления заявления и рассмотрения дела Слинченко Н.Я. не получил, чем нарушены права заявителя на своевременное рассмотрение его заявления о предоставлении земельного участка, в связи с чем, бездействие Министерства является незаконным, заявление Слинченко Н.Я. в этой части подлежит удовлетворению. Из отзыва Министерства имущественных отношений Самарской области на заявление Слинченко Н.Я. следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес заявителя направлено письмо, разъясняющее, что в случае отсутствия у заявителя документов, необходимых для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок по указанным основаниям, министерством в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрен вопрос о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка при условии подачи соответствующего заявления с уточнёнными испрашиваемым видом права предоставления земельного участка (в собственность за плату). Данное обстоятельство не может быть принято судом во внимание, поскольку указанное письмо не является решением Министерства о предоставлении в собственность либо об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка, кроме того, оно составлено Министерством после получения судебной повестки по настоящему делу (ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, требование Слинченко Н.Я. об обязании Министерства предоставить в его собственность земельный участок удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Из указанной нормы следует, что предоставление земельного участка относится к исключительной компетенции соответствующих органов, в связи с чем, суд не вправе решать данный вопрос. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим Министерство имущественных отношений Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав заявителя, т.е. в данном случае рассмотреть заявление Слинченко Н.Я. и принять по нему решение, при этом суд не вправе указывать какое решение по поступившему обращению должен принять уполномоченный орган, чье бездействие обжалуется. При этом, следует отметить, что заявитель не лишен права решить вопрос о предоставлении ему в собственность земельного участка в исковом порядке. При таких обстоятельствах заявление Слинченко Н.Я. подлежит частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Слинченко Н.Я. удовлетворить частично. Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав гражданина и в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Слинченко Н.Я. от ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении остальной части заявления Слинченко Н.Я. отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено 30.08.2011г. Председательствующий: (подпись) Е.В. Фокеева. Решение вступило в законную силу: ___________________________________ Копия верна. Судья: Секретарь: