РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 октября 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Бобылевой Е.В., при секретаре Адылиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городском округе Самаре гражданское дело № по заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о признании действий должностных лиц ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН по Самарской области незаконными, возложении обязанностей по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства. УСТАНОВИЛ: Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями о признании действий должностных лиц ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН по Самарской области незаконными, возложении обязанностей по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения условий содержания осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области. В ходе указанной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области содержалось 8 осужденных приговоренных к отбыванию наказания в колонии-поселении, поступивших из ФКУ КП ГУФСИН России по Самарской области. Согласно ч. 8 ст. 74 УИК РФ на лечебно-профилактические учреждения возложено выполнение функций исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В соответствии со ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества. В нарушение данных требований в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области права осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении, предусмотренные ст. 129 УИК РФ, не соблюдаются. Так, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области содержалось 8 осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении, которые находятся под охраной, лишены права иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения, носить гражданскую одежду. Таким образом, в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области нарушаются права осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении. Ранее Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области данные нарушения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКЛПУ ОСБ уже выявлялись. В связи с выявленными нарушениями в адрес начальника ФКЛПУ ОСБ, а так же в адрес начальника ГУФСИН России по Самарской области вносились представления с требованием устранить нарушения закона, поскольку в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы, осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также непосредственный контроль за их деятельностью. Однако указанные нарушения уголовно-исполнительного законодательства по настоящее время не устранены. Таким образом, в результате незаконных действий ФКЛПУ ОСБ и ГУФСИН России по Самарской области нарушаются права осужденных, установленные ст. 129 УИК РФ. В связи с чем, Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области просил суд признать действия ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Самарской области в части ограничения прав осужденных, предусмотренных ст. 129 УИК РФ незаконными и обязать должностных лиц ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области обеспечить прохождение лечения осужденными к отбыванию наказания в колонии – поселении без охраны, но под надзором. В судебном заседании заявитель Маркелов С.П. требования поддержал, просил заявление удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения суда. Представитель ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН по Самарской области», ГУФСИН по Самарской области Сураева Е.В., действующая по доверенностям в удовлетворении заявленных требований просила отказать, по основаниям изложенным в возражениях на заявление. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждому гарантируется защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 129 УИК РФ, в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы: содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения з пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества. В соответствии со ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН РФ по Самарской области содержатся в том числе и заключенные, отбывающие наказание в колонии-поселении. Указанная категория заключенных не имеет возможности пользоваться своими правами, предусмотренными ст. 129 УИК РФ, в частности: содержаться без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; иметь при себе деньги и ценные вещи; пользоваться деньгами без ограничения, что не оспаривалось сторонами. Как следует из Положения Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная соматическая больница Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» является лечебно-профилактическим учреждением, установленным в соответствии с действующими нормами, предназначенным для стационарного обследования, лечения и медицинской реабилитации осужденных всех видов режима, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности Учреждения составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также федеральных министерств, служб и агентств, изданные в пределах их компетенции, приказы и распоряжения ГУФСИН России по Самарской области. Как следует из материалов дела, прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно выносились представления об устранении выявленных нарушений закона в деятельности администрации ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, в том числе и в части нарушения прав осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении. Однако действенных мер по устранению выявленных нарушений предпринято не было. Однако, учреждение обязано обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ. Учреждение должно обеспечить точное и неукоснительное исполнение приговоров, постановлений, определений судов в отношении осужденных. В силу ст. 38 УИК РФ непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Таким образом, доводы ответчиков относительно соблюдения прав осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении, находящихся на излечении в ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН РФ по Самарской области, в той мере, в которой это возможно с учетом вида и целей деятельности учреждения суд считает несостоятельными, поскольку учреждение обязано соблюдать требования ст. 129 УИК РФ в части обеспечения прав и свобод данной категории заключенных. Вопросы обеспечения соблюдения указанных в заявлении прокурора прав, механизма их реализации подлежат разрешению в порядке обеспечения исполнения наказания. Кроме того, требования прокурора основаны на законе и не противоречат внутриведомственным актам ГУФСИН России, Положению о ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, в соответствии с которыми ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН РФ по Самарской области является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для стационарного обследования, лечения и медицинской реабилитации осужденных всех видов режима, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе и осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении. Доводы представителя ответчиков относительно отсутствия у Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области законных оснований на обращение в суд с указанными требованиями, суд также считает несостоятельными, поскольку они противоречат закону, позволяющему прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и не содержащего каких-либо дополнительных условий, запретов или исключений для этого. При таких обстоятельствах суд считает требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области – удовлетворить. Признать действия ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН по Самарской области в части ограничения прав осужденных незаконными. Обязать должностных лиц ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН по Самарской области обеспечить прохождение лечения осужденных к отбыванию наказания в колонии-поселении без охраны, но под надзором. Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение суда изготовлено 18.10.2011г. Председательствующий: Бобылева Е.В.