Решение Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Колоярова И.Ю. при секретаре Сергеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Шелепова И.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка, Установил: Шелепов И.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением о признании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области незаконным. В поддержание своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером № После принятия данного заявления с приложенными к нему документами министерством имущественных отношений в соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, были сделаны два запроса с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка. Первый запрос был сделан в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о возможном отнесении испрашиваемого земельного участка к городским лесам. Второй запрос был сделан ДД.ММ.ГГГГ руководителю департамента строительства и архитектуры г.о. Самара с просьбой сообщить о том, к какой территориальной зоне относится данный участок и имеются ли ограничения в его использовании. ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра имущественных отношений Самарской области отказал в предоставлении заявителю в собственность данного участка на основании ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого данный участок отнесен к городским лесам. При этом испрашиваемая информация о том, в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок в случает его нахождения в лесной зоне, в данном ответе отсутствовала. При этом на ДД.ММ.ГГГГ ответ на запрос из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара министерством имущественных отношений получен не был. После получения отказа от ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой повторно обратиться в департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с письмом о предоставлении необходимой информации, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ в этом было отказано. Также после ДД.ММ.ГГГГ заявитель два раза обратился с заявлением к руководителю департамента строительства и архитектуры г.о. Самара с просьбой направления в министерство запрошенной информации, а также обратился с жалобой на данное бездействие к главе городского округа Самара. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил в министерстве имущественных отношений Самарской области копию письма заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «о предоставлении сведений по земельному участку». Информация, содержащаяся в данном ответе, существенно противоречит ответу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования. Согласно данному ответу испрашиваемый земельный участок в соответствии утвержденной Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № картой правового зонирования относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами и его использование под огородничество соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны. Таким образом, отказ заместителя министра имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №», нельзя признать законным и обоснованным, так как решение было принято преждевременно без получения ответа из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и учета содержащейся в ответе заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «о предоставлении сведений по земельному участку». Данный отказ нарушает права заявителя, в связи с чем, заявитель просил суд признать отказ заместителя министра имущественных отношений по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность земельного участка площадью незаконным. Обязать министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровый номером №» с приложенными к нему документами и ответом заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «о предоставлении сведений по земельному участку». В судебном заседании заявитель свои требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения. Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области по доверенности Аверина Л.В. в судебном заседании заявление не признала, по мотивам, подробно изложенным в отзыве. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно п.п. 9 и 10 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания отказа недействительным в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № 67 от 13.06.2006 г. «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 01.07.2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 № 74. Из материалов дела следует, что Шелепов И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №» используемого под огородничество, в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона Самарской области «О земле». В соответствии с пунктом 2.4 Порядка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка. На основании указанной нормы министерством был направлен запрос, в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях получения сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). В ответ на указанный запрос 05.07.2011 в министерство поступило заключение министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому земельный участок является лесным участком на землях иных категорий. На основании изложенного, руководствуясь нормами статей 3, 7, 11, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность. В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Таким образом, Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности. В соответствии с пунктом статьи 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными- правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. В силу положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. В силу п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из п.1 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (п. 6 той же статьи Кодекса). Кроме того, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, данная норма закона содержит перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, и определяет наиболее значимые признаки таких участков, соответствующие основам правового режима земельных участков общего пользования, определенных в пункте 1 статьи 262 ГК РФ. Из анализа п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ и п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно - правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. При этом пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. Какие-либо документы, устанавливающие основания возникновения имущественных прав на земельный участок в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ заявителем не представлены, следовательно, единственно возможным основанием возникновения прав собственности истца на земельный участок в соответствии с п. 1 ст. 28,29 ЗК РФ может быть только решение Министерства имущественных отношений по Самарской области. В соответствии с п. 3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Согласно п. 1,2 ст. 91 Лесного кодекса РФ, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. № 34. В соответствии с п. 3,5 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета. В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимая решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Однако кадастровый паспорт спорного земельного участка не представлялся в министерство и не представлен в материалы настоящего дела, в связи с чем, суд полагает, что государственный кадастровый учет указанного участка не осуществлен. Таким образом, спорный земельный участок с правовой точки зрения не существует как объект недвижимости и объект гражданских правоотношений. Доводы заявителя о том, что отказ заместителя министра имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №», нельзя признать законным и обоснованным, так как решение было принято преждевременно без получения ответа из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и учета содержащейся в ответе заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «о предоставлении сведений по земельному участку», судом не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям. В соответствии с п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Судом установлено, что на основании указанной нормы министерством был направлен запрос, в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях получения сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). В ответ на указанный запрос ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило заключение министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому земельный участок является лесным участком на землях иных категорий, в связи с чем, у министерства имущественных отношений имелось основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Более того, согласно ответу заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О предоставлении сведений по земельному участку» испрашиваемый земельный участок в соответствии утвержденной Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № картой правового зонирования относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами и его использование под огородничество соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны. В соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, рассматриваемый земельный участок находится в золе лесных массивов, что не противоречит ответу данному министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. В соответствии с ч. 4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены. Судом не усматривается, что действиями Министерства имущественных отношений по Самарской области были нарушены права либо свободы заявителя, а заявителем таких доказательств, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было. При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,257-258 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении заявления Шелепова И.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней, с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 31.10.2011 г. Председательствующий: Колояров И.Ю.