решение по иску о признании права собственности в порядке приватизации



Заочное решение

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года Промышленный районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело по иску Варушкина Н.А., Суменковой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Варушкина В.Н. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МП ЭСО г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МП ЭСО г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование иска указали, что они проживают и зарегистрированы в комнате общежития по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Общежитие состоит в реестре муниципального имущества г.о. Самара на основании Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ, входит в состав имущества муниципальной казны и находится в управлении МП ЭСО г. Самары. Реестровый номер - Указанная комната была предоставлена Варушкину Н.Н. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Истцы приняли решение приватизировать указанную комнату. Обратились в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», где им выдали технический и кадастровый паспорта. Обратившись с заявлением в МП ЭСО г.Самара для исключения комнаты из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма они ждали решения МП ЭСО, однако по настоящее время ответа не получили, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав. Истцы право приватизации по настоящий момент не использовали.

На основании изложенного истцы просят признать за ними право общей долевой собственности в равных долях на жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, жилой площадью 17,3 кв.м, общей площадью 26,0 кв.м по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Борисова Я.В. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не известил, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика МП ЭСО г. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не известил, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в заочном порядке.

Суд, выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии государства в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

В соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что истцы проживают с ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении - комнате , расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МП ЭСО от ДД.ММ.ГГГГ

Указанное жилое помещение было предоставлено Варушкину Н.Н. на основании ордера выданного МП «Зимовец» на основании решения администрации от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из трех человек.

На имя Варушкина Н.Н. открыт лицевой счет для оплаты жилищно-коммунальных услуг на указанное жилое помещение в МП ЭСО ЖЭУ 98.

Из материалов дела следует, что <адрес> был построен в 1973 году государственным предприятием «Куйбышевский авиационный завод».

На основании Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ОАО «Авиагрегат» и Приказа Комитета по управлению имуществом г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи данный дом состоит в реестре муниципальной собственности г. Самары.

Согласно выписке из реестра объект недвижимости - комната, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером на основании Постановления Главы г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд приходит к выводу, что с момента передачи жилого <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность, а также принятия дома на баланс МП ЭСО г.Самара, определен статус указанного жилого помещения как занимаемого по договору найма. Также судом установлено, что с момента передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность Департамент управления имуществом г.о.Самара самостоятельно статус специализированного жилищного фонда спорной комнате не присваивал.

Таким образом, судом установлено, что жилое помещение – комната , расположенная по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и состоит в реестре муниципального имущества, статус общежития не установлен.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

С 01.03.2005 г. на территории РФ введен в действие новый Жилищный Кодекс РФ. Статья 4 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. гласит, что впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Закону РФ «О введении в действие ЖК РФ».

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие данные жилые помещения, с момента вступления в силу указанного закона приобретают в отношении таких жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, жилые помещения в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.

При этом, в определении Конституционного суда РФ от 02.11.2000 г. № 220-О обращается внимание на то, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определенного круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Необходимо также учитывать, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», указано, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве их на приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. Такой запрет, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Следовательно, изменения законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

Кроме того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3).

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.

Истцы приватизированного жилья не имеют, право на приватизацию не использовали, не владеют какой-либо недвижимостью, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» гп, гп, от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области , , от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара согласована произведенная перепланировка и переустройство жилого помещения по адресу: <адрес>, ком.2.

На спорное помещение Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» выдан технический паспорт, согласно которому общая площадь помещения – комнаты в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>– 26,0 кв.м, жилая – 17,3 кв.м.

Судом установлено, что права истцов на занимаемое жилое помещение не оспариваются, и приобрели они его, будучи вселенными в него в установленном законом порядке.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что занимаемое жилое помещение является муниципальной собственностью, истцам предоставлено право на его приватизацию, ранее это право ими не использовано, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Варушкина Н.А., Суменковой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Варушкина В.Н. удовлетворить.

Признать за Варушкиным Н.А., Суменковой С.А., Варушкиным В.Н. право общей долевой собственности– по 1/3 доли за каждым на жилое помещение – комнату , расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,3 кв.м, общей площадью 26,0 кв.м в порядке приватизации.

Ответчик вправе подать в Промышленный районный суд г. Самары заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда изготовлено 02.11.2011 г.

Председательствующий: Колояров И.Ю.