индексация чернобыльцам



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу

16 декабря 2011г. г. Самара

Суд Промышленного районного суда г. Самары в составе: председательствующего судьи Ланских С.Н. при секретаре Серебряковой М.С.

с участием представителя истца ФИО5 (по нотариально удостоверенной доверенности в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ)

представителя ответчика-Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации г.о. Самара ФИО6 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты наседания администрации г.о. Самара, Управлению социальной поддержки и защиты населения Промышленного района г. Самары о взыскании убытков за несвоевременное индексирование назначенной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью аварией на ЧАЭС,

установил:

ФИО2 в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, обратилась в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указав, что в 1986 г. она принимала непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 12.07.1994г. она была признана инвалидом 2 группы вследствие увечья, связанного с аварией на ЧАЭС, бессрочно, с утратой трудоспособности на 80 %. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам ЧАЭС гарантирована ежемесячная денежная сумма возмещения вреда. В соответствии с частью 3 ст.5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан. Однако, начиная с февраля 1997г. и до июля 2000г. органы соцзащиты выплачивали ей денежную сумму возмещения вреда здоровью, которую несмотря на существующую в стране инфляцию не индексировали, что причинило ей материальный ущерб (убытки). Из положений п.8.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П следует, что нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы. В п.5 Постановления Пленума ВС РФ № 7 от 05.04.2005г. указано, что суммы выплат в возмещении вреда в период с 01.02.1997г. до 01.07.2000г. из-за существующей в стране инфляции должны быть проиндексированы на основании ч.3 статьи 5 базового Закона и ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Ей такая индексация не производилась, в связи с чем просит восстановить справедливость. В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВС РФ № 7 судам следует иметь ввиду, что «поскольку задержка выплаты назначенных к выплате сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС в связи инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистки РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требования об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законом платежам, образовавшимся в результаты выплаты таких сумму в меньшем размере, чем предусмотрено законом, в том числе в

-2-

связи с отказом в их индексации». Недоплата с учетом индекса роста потребительских цен за период с 01.02.1997г. до 01.07.2000г. составила 78126 руб.

Просила взыскать с органов соцзащиты за счет средств федерального бюджета (казны) РФ в ее пользу задолженность (убытки) за несвоевременно проиндексированные и назначенные к выплате суммы в возмещение вреда за период с 01.02.1997г. до 01.07.2000г. в размере 78126 руб. 08 коп.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, извещалась надлежащим образом, представитель истицы ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы искового заявления в судебном заседании поддержал полностью.

Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации г.о. Самара ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что задержки выплат или выплаты в неполном объеме истице за период с февраля 1997г. по июнь 2000г. не имелось, все выплаты производились в соответствии с действовавшими законами и нормативными актами.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, исковые требования не признает, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной поддержки и защиты населения Промышленного района г. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истица является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ей установлена вторая группа инвалидности по увечью, связанному с аварией на ЧАЭС, она получает денежные компенсации, предусмотренные Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Понятие индексации было определено в ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799- "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (утратил силу с 01.01.2005г. с принятием Федерального Закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ), в соответствии с которой, индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

-3-

С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно ст.318 ГК РФ (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных ФЗ 26.11.2002г. N 152-ФЗ, вступившими в силу 29.11.2002г.) сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

В соответствии с п.11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992г. № 4214-1 (утратившими силу в связи с принятием ФЗ от 30.06.2006г. № 90-ФЗ) суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке. При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

30.03.1993г. был принят Закон № 4693-1 от 30.03.1993г. «О минимальном размере оплате труда. Действующим законодательством не предусматривалась периодичность повышения минимального размера оплаты труда до принятия Федерального Закона 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размеры оплате труда». Минимальный размер оплаты труда после 1 января 1997г. до 01 июля 2000г. не повышался.

Выбор способов определения размера иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. В данном случае в качестве критерия индексации был избран рост прожиточного минимума в целом по Российской Федерации вместо применявшегося ранее минимального размера оплаты труда.(п.5.1.Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П ).

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 г., необходимо иметь в виду следующее. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ и от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ).

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

-4-

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г. (п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.(п.16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Невыплаты или выплаты не в полном объеме, чем предусмотрено законом, истице сумм в возмещения вреда, в том числе, в связи с отказом в их индексации, в период с февраля 1997г. по июнь 2000г. не имеется, соответственно оснований для увеличения (индексации сумм возмещения вреда) в период с февраля 1997г. по июнь 2000г. на индексы потребительских цен, установленные органами государственной статистики, нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Немковой Лидии Васильевны к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты наседания администрации г.о. Самара, Управлению социальной поддержки и защиты населения Промышленного района г.Самары о взыскании убытков за несвоевременное индексирование назначенной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью аварией на ЧАЭС отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня составления судом решения в мотивированной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме составлено 20 декабря 2011г.

Председательствующий подпись С.Н. Ланских

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Промышленного районного

суда г.Самары С.Н. Ланских

*

Проверено*