Решение Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года Промышленный районный суд города Самары в составе: председательствующего судьи Колоярова И.Ю., при секретаре Сергеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Хохолка В.Л. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, Установил: Истец обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по адресу: <адрес>; лицевой счет №. Зимой 2009 г. истец решил приватизировать занимаемую им комнату. Обратился в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» для вызова техника. ДД.ММ.ГГГГ получил технический и кадастровый паспорт комнаты №. Написал заявление на приватизацию в ДУИ г.о.Самара. Однако, документы на приватизацию приняты не были. ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» разъяснило, что отсутствует государственная регистрация права муниципальной собственности <адрес>, а также разъяснено его права обратиться к собственнику жилого дома в лице ДУИ г.о. Самара по вопросу рассмотрения вопроса наличия либо отсутствия у него правовых оснований на приватизацию занимаемого жилого помещения. Истец считает отказ неправомерным и нарушающим предоставленное ему законом право на приватизацию жилого помещения - комнаты № по <адрес> был построен в 1973 году ГП «Куйбышевский авиационный завод». Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № ДУИ г.о. Самара объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании постановления Главы г.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку общежитие по адресу: <адрес> было принято в муниципальную собственность, то после вступления в силу ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус общежития данным жилым домом изменен в силу закона. Занимаемая истцом комната является муниципальной собственностью. В приватизации ранее истец не участвовал, приватизированного жилья на территории г.Самара и Сергиевского района Самарской области не имеет. Истец полагает, что незаконное отнесение спорной комнаты к специализированному жилому фонду, а также отсутствие регистрации права собственности за муниципальным образованием г.о. Самара на спорную комнату - нарушает его жилищные права, а именно право на однократное бесплатное приобретение жилья в собственность в порядке приватизации. На основании изложенного истец просит признать за ним право собственности на комнату № общей площадью 17,80 кв.м, жилой площадью 17,00 кв.м в <адрес> в порядке приватизации. В судебном заседании представитель истца по доверенности Романова Н.В. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары Воронина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, подробно изложенным в отзыве, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица МП ЭСО г. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому МП ЭСО г. Самары исковые требования не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии государства в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий. В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. В соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Судом установлено, что истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении - комнате №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МП ЭСО от ДД.ММ.ГГГГ На имя Хохолка В.Л. открыт лицевой счет № для оплаты жилищно-коммунальных услуг на указанное жилое помещение в МП ЭСО ЖЭУ 98. Из материалов дела следует, что <адрес> был построен в 1973 году государственным предприятием «Куйбышевский авиационный завод». На основании Постановления Главы города Самары № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ОАО «Авиагрегат» и Приказа Комитета по управлению имуществом г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи данный дом состоит в реестре муниципальной собственности г. Самары. Согласно выписке из реестра № объект недвижимости - комната, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании Постановления Главы г.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано. Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. С ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ введен в действие новый Жилищный Кодекс РФ. Статья 4 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» от ДД.ММ.ГГГГ гласит, что впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Закону РФ «О введении в действие ЖК РФ». В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, жилые помещения в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. При этом, в определении Конституционного суда РФ от 02.11.2000 г. № 220-О обращается внимание на то, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определенного круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. №25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве их на приватизацию, в том числе на введение общего правила, запрещающего их приватизацию. Такой запрет, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед Законом, вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Следовательно, изменения законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма). Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение (комната №), куда был вселен истец, утратило статус специализированного жилого помещения с момента передачи вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность и может быть приватизировано на общих основаниях. Федеральным законом установлен общий правовой режим использования спорного жилого помещения, а именно - жилое помещение социального использования, что обуславливает возможность его приватизации. Также судом установлено, что с момента передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность Департамент управления имуществом г.о.Самара самостоятельно статус специализированного жилищного фонда спорной комнате не присваивал. Таким образом, судом установлено, что жилое помещение – комната №, расположенная по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и состоит в реестре муниципального имущества, статус общежития не установлен. Уставом г.о. Самара (ранее города Самары), предусмотрено, что права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент (ранее – Комитет) управления имуществом г.о. Самара. Так же пунктом «а» п. 3.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Самары, утвержденного постановлением Главы города Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответственным за проведение государственной регистрации права муниципальной собственностью является Департамент управления имуществом г.о Самара. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам предоставлена возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз. Истец приватизированного жилья не имеет, право на приватизацию не использовал, не владеет какой-либо недвижимостью в г.Самара, Самарской области, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» №гп от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Сергиевский филиал № от ДД.ММ.ГГГГ На спорное помещение Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» выдан технический паспорт, согласно которому общая площадь помещения – комнаты № в <адрес> по адресу: <адрес>– 17,8 кв.м, жилая – 17,0 кв.м. Судом установлено, что права истца на занимаемое жилое помещение не оспариваются, и приобрел он его, будучи вселенным в него в установленном законом порядке. Права третьих лиц не нарушены. При указанных обстоятельствах, учитывая, что занимаемое жилое помещение является муниципальной собственностью, истцу предоставлено право на его приватизацию, ранее это право им не использовано, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Хохолка В.Л. - удовлетворить. Признать за Хохолка В.Л. право собственности на жилое помещение - комнату №, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,0 кв.м, общей площадью 17,80 кв.м в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 27 декабря 2011 г. Председательствующий: Колояров И.Ю.