решение по иску о признании бездействий реабилитационного центра незаконными



Решение

Именем Российской Федерации

12 января 2011 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,

с участием прокурора Мосталыгиной А.В.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Социально-реабилитационный центр «Подросток», администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей устранить нарушения,

Установил:

Прокурор Промышленного района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Социально-реабилитационный центр «Подросток», администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, лицензировании отдельных видов деятельности в МУ СРЦ «Подросток». В ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данное учреждение осуществляет медицинскую деятельность без лицензии, срок лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ Основной причиной осуществления медицинской деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных администрацией МУ СРЦ «Подросток», а именно отсутствует договор на дезинфекцию одежды, бывшей на детях при поступлении в приют; недостаточный набор помещений при медкабинете: нет отдельного помещения для процедурного кабинета, в изоляторе всего одна палата вместо двух, для кишечных и капельных инфекций; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние кабинета дежурной медсестры, санпропускника, изолятора: линолеум местами порван, осыпается штукатурка, стены имеют трещины. В МУ СРЦ «Подросток» не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что влечет создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения. Обязанность контролировать эксплуатацию помещений МУ СРЦ «Подросток» возложена на директора – Сафонову Н.А.

Согласно Уставу МУ СРЦ «Подросток» учредителем данного учреждения является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Администрацией г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется. Указанные нарушения закона влекут несоблюдение конституционного права несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции РФ. Нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности ущемляют права обучающихся и работников учреждения, создают условия для оказания медицинских услуг несовершеннолетним в ненадлежащих условиях, ненадлежащего качества, вне контроля лицензирующим органом.

Просил признать бездействие администрации МУ СРЦ «Подросток», администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным. Обязать администрацию МУ СРЦ «Подросток», администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения медицинской деятельности в МУ СРЦ «Подросток».

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, просил признать бездействие администрации МУ СРЦ «Подросток», администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным. Обязать администрацию МУ СРЦ «Подросток», администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения медицинской деятельности в МУ СРЦ «Подросток», а именно отсутствует договор на дезинфекцию одежды, бывшей на детях при поступлении в приют п. 2.2.6.3. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации», недостаточный набор помещений при медкабинете: нет отдельного помещения для процедурного кабинета, в изоляторе всего одна палата вместо двух, для кишечных и капельных инфекций п. 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений кабинета дежурной медсестры, санпропускника, изолятора: линолеум местами порван, осыпается штукатурка, стены имеют трещины.

В судебном заседании помощник прокурора Мосталыгина А.В. уточненные исковые требований поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации г.о. Самара по доверенности Уварова А.С. исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика МУ СРЦ «Подросток» Дмитриева Е.Н. иск не признала в полном объеме, пояснила, что предписания они выполняют, в данный момент ведутся работы по получению лицензии.

Представители Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Спиридонов А.Ю., Симкина А.С. в судебном заседании исковые требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве Просили в удовлетворении иска отказать.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.9 ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст.37.1 Основ законодательства РФ от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» закреплено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

В соответствии с п.7 ст.13 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством РФ.

Согласно п.1 ч.1 Примерного положения «О социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896, настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Подпунктом «ж» п.9 Примерного положения «О социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11. 2000 № 896 центр организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Согласно ст.15 Основ законодательства РФ от 22.07.1993 № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.5.1 Основ законодательства РФ от 22.07.1993 № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» к полномочиям РФ в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относится лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

Ст.54 Основ законодательства РФ от 22.07.1993 № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» закреплено, что право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие лицензию на осуществление медицинской деятельности. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ст.17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-Фз «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 499 закреплено, что медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных положений МУ СРЦ «Подросток» осуществляет деятельность в отсутствие лицензии на право ведения медицинской деятельности.

Нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности ущемляют права обучающихся и работников учреждения, создают условия для оказания медицинских услуг несовершеннолетним в ненадлежащих условиях, ненадлежащего качества, вне контроля лицензирующим органом.

Установлено, что основной причиной неполучения лицензии на право ведения медицинской деятельности является отсутствие положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных администрацией МУ СРЦ «Подросток», а именно: отсутствует договор на дезинфекцию одежды, бывшей на детях при поступлении в приют п. 2.2.6.3. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации»; недостаточный набор помещений при медкабинете: нет отдельного помещения для процедурного кабинета, в изоляторе всего одна палата вместо двух, для кишечных и капельных инфекций п. 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений кабинета дежурной медсестры, санпропускника, изолятора: линолеум местами порван, осыпается штукатурка, стены имеют трещины.

Согласно ст. 28 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

В нарушение данных положений в МУ СРЦ «Подросток» не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства влекут создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения.

Из материалов дела следует, что обязанность контролировать эксплуатацию помещений МУ СРЦ «Подросток» возложена на директора – Сафонову Н.А.

Согласно ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самара.

Администрацией г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется. Указанные нарушения закона влекут несоблюдение конституционного права несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Промышленного района г. Самары требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Между тем, с учетом сведений предоставленных ответчиками о возможном сроке получения лицензии и проводимой работе ответчиками для получения лицензии, суд полагает возможным установить 30 дневный срок с момента вступления решения суда для устранения вышеуказанных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора Промышленного района г.Самара в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МУ «Социально реабилитационный центр «Подросток», Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения медицинской деятельности в МУ «Социально реабилитационный центр «Подросток» в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 19.01.2011г.

Председательствующий: <данные изъяты> И.Ю.Колояров

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>