решение по иску о признании бездействия МДОУ незаконным



Решение

Именем Российской Федерации

12 января 2011 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колоярова И.Ю..,

с участием прокурора Мосталыгиной А.В..,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 339, администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей устранить нарушения,

Установил:

Прокурор Промышленного района г.Самары обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида №, администрации г.о. Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка соблюдения требования законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 339. В ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данное учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии, срок лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных администрацией МДОУ № 339, а именно не оборудовано наружное освещение по всей территории детского сада, не спилены деревья, растущие на расстоянии менее 15 метров от здания. Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства влекут создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения. Обязанность контролировать эксплуатацию помещений МДОУ № 339 возложена на директора – Замыслову Л.Н.

Согласно Уставу МДОУ № 339 учредителем данного учреждения является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Администрацией г.о.Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется. Указанные нарушения закона влекут несоблюдение конституционного права несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции РФ и ст. 51 Закона РФ «Об образовании».

Просил признать бездействие администрации МДОУ № 339, администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным. Обязать администрацию МДОУ № 339, администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ № 339.

В судебном заседании помощник прокурора Мосталыгина А.В. исковые требований поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации г.о. Самара по доверенности Уварова А.С. исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель ответчика МДОУ № 339 Замыслова Л.Н. (заведующая МДОУ № 339) иск не признала в полном объеме, пояснила, что предписания они выполняют, в данный момент ведутся работы по получению лицензии.

Представители Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Спиридонов А.Ю., Симкина А.С. в судебном заседании исковые требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве Просили в удовлетворении иска отказать.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Частью 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» закреплено, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» установлен порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей.

В соответствии с п. 3 Настоящего Положения лицензирование образовательной деятельности осуществляют органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Промышленного района г.Самары проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности в МДОУ № 339. В ходе проверки установлено, что МДОУ № 339 действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок лицензии МДОУ № 339 истек ДД.ММ.ГГГГ

Нарушения законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности ущемляют права обучающихся и работников учреждения.

Из материалов дела следует, что основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области вследствие ряда нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных в учреждении, а именно не оборудовано наружное освещение по всей территории детского сада, не спилены деревья, растущие на расстоянии менее 15 метров от здания.

Данные нарушения санитарного законодательства были выявлены ДД.ММ.ГГГГ при обследовании специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Самарской области МДОУ 339. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание №г на устранение нарушений требований санитарных норм и правил.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. При обследовании установлено, что ряд нарушений не устранены.

Решением 05-05/3666 удовлетворено ходатайство МДОУ детского сада № 339 г.о.Самара о продлении срока исполнения пунктов № 2,4, предписания от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что руководство МДОУ детский сад №339 неоднократно обращалось в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений, что подтверждается заявлениями, имеющимися в материалах дела. Однако, до настоящего времени необходимое финансирование не обеспечено.

Согласно ст. 28 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

В нарушение данных положений в МДОУ № 339 не соблюдаются в полной мере нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства влекут создание условий для ущемления прав несовершеннолетних и работников данного учреждения.

На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МДОУ №339 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних.

Обязанность контролировать эксплуатацию помещений МДОУ № 339 возложена на директора - Замыслову Л.Н.

Согласно ч. 1 п.1 ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.

Согласно ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самара.

Согласно п. 3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации г.о. Самары (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.

Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции Думы г.о. Самара.

Администрацией г.о.Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется. Указанные нарушения закона влекут несоблюдение конституционного права несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции РФ и ст. 51 Закона РФ «Об образовании».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в МДОУ № 339 не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарного законодательства, заявленные прокурором Промышленного района г. Самары требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, с учетом сведений предоставленных ответчиками о возможном сроке получения лицензии и проводимой работе ответчиками для получения лицензии, суд полагает возможным установить 30 дневный срок с момента вступления решения суда для устранения вышеуказанных нарушений.

Доводы представителя МДОУ № 339 об отказе в иске в связи с тем, что не истек срок выполнения предписания, суд оставляет без внимания, поскольку указанный в предписании окончательный срок устранения нарушений не освобождает от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К тому же, с требованием о понуждении к исполнению предписания в суд обратился не орган, выдавший данное предписание- Роспотребнадзор по Самарской области, а прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 339, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно эпидемиологических норм, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной деятельности в МДОУ № 339 в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через районный суд в течение десяти дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 19.01.2011г.

Председательствующий: <данные изъяты> И.Ю.Колояров

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>