№1-650/2010 об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего



№ 1-650/2010

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Оренбург 16 декабря 2010г.

Промышленный районный суд г. Оренбурга под председательством

судьи Силина Н.В.

при секретаре Лукериной Е.А.

с участием:

государственного обвинителя – заместителя прокурора Промышленного района г. Оренбурга Коннова А.Г.

подсудимого Ширяева С.А.

адвоката Кожановой А.В.

представившей удостоверение № и ордер

от 08.12.2010г.

потерпевшей З.Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело, по которому обвиняется:

Ширяев С.А., <данные изъяты> - в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Ширяев С.А. причинил тяжкий вред здоровью З.Р.М., повлекший по неосторожности его смерть. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах:

Подсудимый, в середине ночи ДД.ММ.ГГГГ, в беседке у дома <адрес> г. Оренбурга, после совместного распития спиртного, поссорился из-за телефона с З.Р.М. и, из неприязни, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанес ему множество ударов руками по различным частям тела и в живот, причинив, помимо прочих, телесные повреждения в виде переломов пяти ребер, разрыва селезёнки, кровоизлияний в брыжейке тонкой и толстой кишки, в околопочечную клетчатку левой почки, в околожелудочную и околоподжелудочную клетчатку, в мягкие ткани передней брюшной стенки слева, относящиеся к категории тяжких, повлекшие по неосторожности смерть З.Р.М., наступившую ДД.ММ.ГГГГ в лечебном учреждении.

В судебном заседании Ширяев С.А. вину признал частично и заявил, что действительно избил З.Р.М., но намерения причинить тяжкий вред здоровью и лишить его жизни у него не было. Считает, что смерть потерпевшего могла наступить из-за несвоевременного и неправильного оказания ему медицинской помощи врачами ММУЗ <данные изъяты>

По существу обвинения показал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ с 22 час. он, З.Р.М., И., и С. распивали спиртное в беседке у дома, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в середине ночи к ним подошел Т.Д.С. и попросил телефон позвонить, после чего вернул. Он положил телефон на стол, на некоторое время отлучился, а когда вернулся, то телефона не обнаружил. В это время С. спал на лавке, а З.Р.М. и И. сидели за столом. Он спросил, где его телефон, однако ответа не получил. Чтобы добиться правды, ударил два раза по лицу И., но тот ответил, что телефон не брал. Тогда предложил З.Р.М. встать, чтобы посмотреть – нет ли у него телефона, и увидел, что у того правая рука находится в кармане брюк. Заподозрив его в краже, один - два раза ударил его по лицу и тот упал. Рука оказалась вне кармана, а в ней был сотовый телефон в разобранном виде. Со злости стал бить его по лицу и телу. От З.Р.М. его оттащил Т.Д.С.. Он собрал свой телефон, обнаружил, что сим-карта сломана, и пошел домой. Потерпевший оставался лежать. Никто другой его не бил.

Вина подсудимого, кроме его частичного признания, полностью подтверждается совокупностью проверенных в суде доказательств.

Так из показаний свидетеля Т.Д.С. следует, что около 1 часа ночи ДД.ММ.ГГГГ он, проходя мимо беседки, расположенной во дворе дома <адрес>, попросил у Ширяева С.А. телефон, чтобы позвонить. Затем вернул телефон и отошел с С.А. в сторону поговорить. Когда Ширяев вернулся в беседку, то обнаружил, что у него пропал сотовый телефон. С. спал на лавочке, а З.Р.М. и И. сидели за столом. Ширяев нанес З.Р.М. один - два удара по лицу, отчего тот упал, и при падении у него выпал сотовый телефон. Ширяев разозлился и нанес З.Р.М. еще три – четыре удара ногами по телу. Он оттащил Ширяева от З.Р.М..

Брат потерпевшего, свидетель З.Ш.М., показал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ З.Р.М. ушел из дома, сказав, что посидит во дворе. Он лег спать, проснулся около 4 час. 30 мин. оттого, что во двор въехал автомобиль. Он выглянул в окно, увидел патрульный УАЗ, а З.Р.М. шел со стороны беседки к подъезду. Он вышел из дома, чтобы брата не забрали в милицию. У З.Р.М. была разбита губа, щека слева распухла, изо рта и из носа шла кровь, он был мокрый и в грязи. На вопрос кто его избил, ничего не ответил, показывая, что у него болит челюсть. Дома у него ухудшилось состояние здоровья, еще больше распухала щека. Он позвонил сестре – З.Р.М. и рассказал о случившемся. Она посоветовала вызвать скорую помощь. Около 6 час. утра с балкона видел, что Ширяев С.А. и Т.Д.С. во дворе искали сим-карту, было видно, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения. У З.Р.М. состояние не улучшалось, и он вызвал скорую помощь. Около 8 час. приехали врачи скорой помощи и доставили брата в МГКБ <данные изъяты>. Он поехал с ними. Там З.Р.М. сделали снимки, дали обезболивающее, после чего тому стало легче, он даже стал шутить и сказал, что его избили «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», то есть Ширяев и Т.Д.С.. После окончания обследования З.Р.М. на автомобиле скорой медицинской помощи доставили в МГКБ № и госпитализировали. Около 16 часов ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что З.Р.М. умер.

Из показаний потерпевшей З.Р.М. следует, что З.Р.М. доводился ей братом. Был добр, не конфликтен и отзывчив. В состоянии опьянения вел себя спокойно. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил брат, З.Ш.М., и сообщил, что З.Р.М. пришел домой под утро избитый. Через 2 часа позвонила мама и сообщила, что З.Р.М. стало хуже. Они вызвали скорую помощь, и брата госпитализировали в МГКБ <данные изъяты>, а потом перевезли в МГКБ №, где он скончался ДД.ММ.ГГГГ

Объективно вина подсудимого подтверждается заключением судмедэксперта из которого следует, что З.Р.М. в срок, соответствующий обстоятельствам дела, причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома мыщелкового отростка нижней челюсти справа, открытого ангулярного перелома нижней челюсти слева, кровоизлияния в мягкие ткани лица и шеи, кровоподтеков на лице и шее, множественных переломов ребер слева (4,5,8,9,10-ое по передне-подмышечной линии), кровоизлияний в мягкие ткани грудной клетки слева и в парааортальную клетчатку аорты, кровоизлияния в брыжейке тонкой и толстой кишки, в околопочечную клетчатку левой почки, в околожелудочную клетчатку, в мягкие ткани передней брюшной стенки слева. Смерть наступила от малокровия внутренних органов, развившегося в результате тупой травмы живота, сопровождавшейся разрывом селезёнки и развитием обширного внутреннего кровотечения.

Телесные повреждения в области живота в совокупности расцениваются как повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Между совокупностью телесных повреждений в области живота и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.

Таким образом, достоверно установлено, и это по существу участниками процесса не оспаривается, что телесные повреждения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинены именно Ширяевым С.А., а не каким-то другим лицом.

Характер действий подсудимого, нанесение им подряд нескольких ударов в жизненно-важные органы человека, в живот, вызвавших переломы пяти рёбер, разрыв селезенки, кровоизлияний внутренних органов и развитие обширного внутреннего кровотечения, с последующим наступлением смерти, свидетельствует о наличии у него умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при неосторожном отношении к смерти.

Заключение судебно-медицинской экспертной комиссии о том, что между оказанием З.Р.М. медицинской помощи врачами ММУЗ <данные изъяты> и наступившим неблагоприятным для него исходом имеется прямая причинная связь, на которое ссылается сторона защиты, не может являться основанием для переквалификации содеянного подсудимым с ч. 4 по ч.1 ст.111 УК РФ.

При этом суд исходит из того, что такой вывод не влияет на оценку содеянного подсудимым, поскольку изначально тяжкий вред здоровью причинил Ширяев С.А., а между полученными потерпевшим повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь. Отсюда следует, что врачебная ошибка хотя и была допущена, но смерть потерпевшего наступила бы и тогда, когда он находился бы вообще вне поля зрения медицинских работников.

Суд находит все доказательства, приведенные выше, допустимыми, поскольку они получены с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, из достоверных источников, облечены в надлежащую процессуальную форму.

Вина Ширяева С.А. доказана. Суд квалифицирует содеянное им по ч. 4 ст. 111 УК РФ по признаку умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Как видно из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, подсудимый хронических психических расстройств не обнаруживает. Инкриминируемое ему противоправное действие совершил в состоянии простого алкогольного опьянения, в условиях аффекта не находился.

С учетом проверенных сведений о личности Ширяева С.А., анализа его действий во время совершения преступления и после него, суд находит заключение экспертов обоснованным, а подсудимого вменяемым.

Переходя к вопросу о наказании, суд, исходя из требований ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность подсудимого, обстоятельства, при которых было совершено преступление, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

К обстоятельствам, смягчающим наказание, суд относит частичное признание вины, первую судимость, наличие на иждивении Ширяева С.А. несовершеннолетнего ребенка, инвалидность его матери и то, что инициатором конфликта был потерпевший.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

По месту жительства подсудимый характеризуется положительно.

С учетом перечисленных данных суд назначает подсудимому наказание в виде лишения свободы реально. Оснований для применения условного осуждения не имеется.

В принятии решения о судьбе сына Ширяева С.А. нет необходимости, поскольку он воспитывается и проживает со своей матерью Ф.М.Н..

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 296 - 300, ст. 303, ст. 304, ст. 307, ст. 310 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Ширяева С.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ

Меру пресечения осуждённому до вступления приговора в законную силу оставить заключение под стражу.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Оренбургского областного суда в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осуждённым в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационных жалоб, осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем следует указать в жалобе.

Судья Н.В. Силин

Приговор вступил в законную силу 1 февраля 2011г.