№1-162/2011 о причинении тяжкоговреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего



№1-162/2011

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Оренбург 18 мая 2011г.

Промышленный районный суд г. Оренбурга под председательством

судьи Силина Н.В.

при секретарях Щербине К.А., Лукериной Е.А.

с участием:

государственного обвинителя – старшего помощника

прокурора Промышленного района г. Оренбурга Епифановой Н.В.

подсудимого Корниенко И.В.

адвоката Ваулиной Н.Н.

потерпевшей Д.Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело, по которому обвиняется:

Корниенко И.В., <данные изъяты>, -

в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый причинил тяжкий вред здоровью Д.А.В., повлекший по неосторожности его смерть. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах:

Вечером ДД.ММ.ГГГГ в дом П.Л.И. по адресу <адрес> г. Оренбурга, пришла её подруга Г.Л.В. и сообщила, что в очередной раз поссорилась со своим сожителем Д.А.В., который неоднократно её избивал. Позже, в состоянии алкогольного опьянения пришел Д.А.В., стучал в дверь, требовал впустить его в дом, проник в жилище, где пил принесенное с собой спиртное, на уговоры уйти не реагировал. Опасаясь нежелательных последствий, П.Л.И. позвонила своему дальнему родственнику Корниенко И.В., в надежде на то, что он, <данные изъяты>, поможет ей выдворить Д.А.В.

Приехавший около 21 часа Корниенко И.В., предложил Д.А.В. уйти, затем стал выводить его, но тот сопротивлялся и ударил подсудимого рукой в глаз. В ходе конфликта Корниенко И.В., из неприязни, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью Д.А.В., нанес ему несколько ударов руками по голове, причинив телесные повреждения в виде закрытой непроникающей черепно-мозговой травмы, кровоподтеков в скуловой области слева, в лобной области справа, в волосистой части головы в теменной области слева; ссадин в лобной области слева, в волосистой части головы в теменной области слева; кровоизлияния на слизистой нижней губы; раны в лобной области слева; кровоизлияний в мягкие ткани головы в теменно-височной области справа, в лобной области справа, в скуловой области слева; кровоизлияния над твердой мозговой оболочкой в теменной области справа, кровоизлияния под твердой мозговой оболочкой в теменной области справа; перелом костей свода и основания черепа; кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку и в желудочки головного мозга, кровоизлияния в серое и белое вещество головного мозга, относящиеся к категории тяжких, повлекшие по неосторожности смерть Д.А.В., наступившую в 12 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ в лечебном учреждении.

В судебном заседании подсудимый вину признал частично и заявил, что он действительно нанес несколько ударов в лицо Д.А.В. и толкал его, но смертельные повреждения в области головы тот мог получить не от его ударов, а во время их драки, падая и ударяясь головой об дверной косяк и об землю.

По существу обвинения показал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ после 20 час. его по телефону попросила приехать дальняя родственница П.Л.И. и выгнать пьяного Д.А.В., который сидел у неё под дверью, стучал и требовал впустить его в дом. Он приехал к ней минут через 15. В доме находились Д.А.В., П.Л.И., её малолетняя дочь и старший сын П.А.А. с супругой. Д.А.В. был пьян, сидел за столом, перед ним стояла открытая бутылка водки. Он сказал Д.А.В., чтобы тот вышел из дома, на что тот в грубой форме начал говорить, кто он такой и ударил его рукой в левый глаз. П.А.А. их разнял. После этого он, Корниенко И.В., предложил Д.А.В. выйти в сени поговорить, что они и сделали. В ходе разговора Д.А.В. пытался ударить его ногой в пах, но удар пришелся вскользь. После этого он ударил два-три раза Д.А.В. руками в лицо и с силой оттолкнул от себя, от чего тот ударился головой о дверной косяк и упал через порог, вывалившись из дома на улицу. Затем вскочил, кинулся в его сторону, но он толкнул Д.А.В. еще раз, и тот упал на землю, ударившись головой. Он заметил у Д.А.В. кровь в области правой брови. Это видела П.Л.И., у которой он спросил, поднимать Д.А.В. или нет. Та сказала: «Пусть лежит, отоспится, и все пройдет». Больше он к нему не подходил и не трогал. Д.А.В. издавал звуки, похожие на храп, и он подумал, что он спит.

Несмотря на то, что подсудимый вину признал только частично, обоснованность предъявленного ему обвинения полностью подтверждается совокупностью проверенных в суде доказательств.

Так из показаний свидетеля П.Л.И. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. к ней в поисках сожительницы Г.Л.В. пришел пьяный Д.А.В.. Он стучался, просил открыть ему дверь, распивал в коридоре спиртное и не уходил, поэтому она позвонила своему дальнему родственнику, Корниенко Корниенко И.В., чтобы он помог выдворить его. В этот момент вернулись домой её сын – П.А.А. и его жена П.М.Г.. Д.А.В. зашел в дом вместе с ними, обошел комнаты, но Г.Л.В. не нашел. Вскоре приехал Корниенко Корниенко И.В.. Сын с женой ушли, а она попросила Корниенко И.В. вывести Д.А.В. из дома. Тот уходить не хотел и стал пить принесенную с собой водку. Из-за этого у них начался конфликт. Корниенко выводил его из дома, Д.А.В. сопротивлялся и ударил Корниенко И.В. в глаз. Корниенко зашел и попросил у неё платок, поскольку у него болел глаз, а потом вновь вышел на улицу. Она услышала шум, поняла, что они дерутся, закрыла дверь и не видела, что происходило на улице. Через 3-5 минут вернулся Корниенко И.В. и сказал, что Д.А.В. лежит на улице, больше не будет приставать к ней, оклемается и уйдет. После этого выходила на улицу, видела лежащего Д.А.В., но к нему не подходила, так как боялась, что он может встать и ударить. Корниенко уехал домой, а она позвонила своему брату В., с которым потом затащили Д.А.В. в недостроенный дом и оставили на ночь. Утром Д.А.В. продолжал лежать на матрасе, куда они его положили, и храпел. Решила, что он спит, и ушла по своим делам. Вернулась в обед, стала будить Д.А.В., но он в сознание не приходил. После этого вызвали скорую помощь, и его увезли в больницу. 30 декабря ей стало известно, что он умер в больнице.

Свидетель Г.Л.В. показала, что сожительствовала с Д.А.В.. Он злоупотреблял спиртным, выгонял её из дома, избивал. ДД.ММ.ГГГГ Д.А.В. пригласил её в кафе, где распивал спиртное и стал к ней придираться. На такси отвезла его домой, а сама уехала к своей подруге П.Л.И.. Вечером туда пришел Д.А.В.. Она спряталась в ванной, а он выпивал в коридоре, стучался и просил открыть ему дверь. Тогда П.Л.И. позвонила Корниенко И.В. и попросила его приехать. Из ванны она слышала, что Корниенко И.В. и Д.А.В. ссорились, потом вышли. Спустя 3-5 минут она тоже вышла и увидела лежащего около дома Д.А.В.. Рядом с ним, держась за глаз, стоял Корниенко. Д.А.В. затащили в дом, а на следующий день, когда поняли, что он без сознания, вызвали скорую помощь, которой он был доставлен в больницу, где и умер.

Из показаний свидетеля П.М.Г. следует, что вечером ДД.ММ.ГГГГ она с супругом пришла домой. У двери сидел пьяный Д.А.В., который зашел вместе с ними, искал Г.Л.В., а затем стал пить водку. П.Л.И. пыталась его выгнать, но он не уходил. Через некоторое время пришел Корниенко И.В., был трезв, попросил Д.А.В. выйти из дома, но тот стал оскорблять Корниенко И.В. и в грубой форме сказал, что не уйдет. Далее разговор происходил на повышенных тонах. Она находилась в зале, а муж вышел посмотреть, что происходит. Когда вернулся, сказал, что Д.А.В. ударил Корниенко по лицу рукой, и он их разнял. Они с П.А.А. собрались погулять, когда выходили из дома, муж предложил Д.А.В. проводить его домой, от чего тот отказался. Больше они туда не возвращались, так как остались ночевать у её матери.

Свидетель П.А.А. дал показания, аналогичные показаниям П.М.Г.. Кроме того, пояснил, что видел, как Д.А.В. ударил Корниенко И.В., и он их разнял.

Все перечисленные очевидцы конфликта подтвердили тот факт, что кроме Корниенко И.В., насилия в отношении потерпевшего никто не применял.

Объективно вина подсудимого подтверждается заключениями судмедэкспертов, из которых следует, что Д.А.В. в срок, соответствующий обстоятельствам дела, причинены телесные повреждения в виде закрытой непроникающей черепно-мозговой травмы: кровоподтеков в скуловой области слева, в лобной области справа, в волосистой части головы в теменной области слева; ссадин в лобной области слева, в волосистой части головы в теменной области слева; кровоизлияния на слизистой нижней губы; раны в лобной области слева; кровоизлияний в мягкие ткани головы в теменно-височной области справа, в лобной области справа, в скуловой области слева; кровоизлияния над твердой мозговой оболочкой в теменной области справа, кровоизлияния под твердой мозговой оболочкой в теменной области справа; перелом костей свода и основания черепа; кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку и в желудочки головного мозга; кровоизлияния в серое и белое вещество головного мозга. Смерть наступила в результате травматического отека головного мозга, явившегося закономерным осложнением тяжелой черепно-мозговой травмы.

Довод о том, что телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью погибшего, могли образоваться не от ударов подсудимого, а от падений Д.А.В. и ударов головой о какой-либо выступающий предмет и об землю, опровергается заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы, из которого следует, что телесные повреждения в области головы потерпевшего образовались от ударных воздействий твёрдых тупых предметов, причем возможность их образования при падении с высоты собственного роста, даже после приданного телу дополнительного ускорения, исключается.

Указанная экспертиза показала также, что повреждение в виде перелома височной и теменной костей с переходом на основание черепа, могло образоваться от одного удара кулаком и что это повреждение было последним по счету, поскольку после его получения совершать самостоятельные действия (вставать, передвигаться и так далее) потерпевший не мог.

Таким образом, достоверно установлено, что телесные повреждения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинены именно Корниенко И.В., а не каким-то другим лицом.

Суд, соглашаясь с мнением защиты, исходит из того, что действия подсудимого по отношению к потерпевшему действительно изначально были направлены на то, чтобы выдворить потерпевшего из дома, однако когда в обычном порядке этого сделать не удалось, Корниенко И.В. применил такие умышленные действия (нанесение ударов Д.А.В.), которые совершенно не вызывались необходимостью. При этом, что участниками процесса не оспаривается, подсудимый ни в состоянии аффекта, ни в условиях необходимой обороны, не находился.

Характер действий подсудимого, нанесение им подряд нескольких ударов в жизненно-важный орган человека – в голову, повлекших перелом костей свода и основания черепа, непроникающую черепно-мозговую травму, с последующим наступлением смерти, свидетельствует о наличии у подсудимого умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при неосторожном отношении к смерти.

Суд находит все доказательства, приведенные выше, допустимыми, поскольку они получены с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, из достоверных источников, облечены в надлежащую процессуальную форму.

Вина Корниенко И.В. доказана. Суд квалифицирует содеянное им по ч. 4 ст. 111 УК РФ по признаку умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

С учетом проверенных сведений о личности Корниенко И.В., анализа его действий во время совершения преступления и после него, суд находит заключение экспертов-психиатров обоснованным, а подсудимого вменяемым.

Переходя к вопросу о наказании, суд, исходя из требований ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность подсудимого, обстоятельства, при которых было совершено преступление, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждённого.

К обстоятельствам, смягчающим наказание, суд относит частичное признание вины, первую судимость, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, явку с повинной, противоправное поведение самого потерпевшего, которое и привело к конфликту со смертельным исходом, <данные изъяты>.

По месту службы подсудимый характеризуется положительно, награжден нагрудным знаком <данные изъяты>, имеет большое количество других поощрений.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

Суд назначает подсудимому наказание в виде лишения свободы реально, однако, учитывая перечисленные выше данные, считает возможным ограничиться небольшим сроком и дополнительное наказание в виде ограничения свободы не назначать.

В принятии решения о судьбе ребенка Корниенко И.В. нет необходимости, поскольку она воспитывается и проживает со своей матерью К.О.Н..

Гражданские иски по делу не заявлены.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 296 - 300, ст. 303, ст. 304, ст. 307, ст. 310 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Корниенко И.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на три года в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения осуждённому до вступления приговора в законную силу изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении на содержание под стражей. Взять его под стражу немедленно в зале суда и поместить в следственный изолятор г. Оренбурга.

Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Оренбургского областного суда в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осуждённым в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационных жалоб, осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем следует указать в жалобе.

Судья Н.В. Силин

Приговор вступил в законную силу 31 мая 2011г.