№2-957/2010 по иску о взыскании суммы индексации задолженности возмещения вреда здоровью



№ 2-957/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2010 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе

судьи Петайкиной О.В.

при секретаре Старовойтовой Л.Р.

с участием помощника Прокурора Промышленного района г. Оренбурга Романова А.Е., истца Свешникова В.Н., его представителя Лёзиной В.И., действующей по ордеру от Дата обезличена года, представителя УСЗН Промышленного района г. Оренбурга Сухановой Ю.А., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года и Золотовой С.А., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свешникова В.Н. к Управлению социальной защиты населения (УСЗН) Промышленного района в г. Оренбурге об индексации сумм в возмещение вреда и взыскании задолженности по ее выплате.

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Является инвалидом, наступление инвалидности связано с участием в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, степень утраты трудоспособности составляет 80%, инвалидность установлена пожизненно.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 29.12.2007 года установлено, что с 01.07.2000 года ему выплачивали сумму возмещения вреда в меньшем размере, чем это предусмотрено законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку, начиная с 01.07.2000 года по 01.01.2007 года осуществлялась индексация ежемесячной компенсации по варианту невыгодному для него. В результате судом была взыскана задолженность выплаты за период с 01.07.2000 года по 31.10.2007 года в размере 152 202,54 рубля. Решение вступило в законную силу 07.05.2008 года, задолженность выплатили только в декабре 2008 года. В связи с несвоевременным перерасчетом размере компенсации возмещения вреда, причитающиеся к выплате денежные средства обесценились. Указанным обстоятельством ему причинены убытки. Возмещение убытков возможно путем индексации присужденной судом задолженности на индекс роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Согласно приведенному расчету указанной индексации, убытки от несвоевременной выплаты ежемесячной компенсации, начиная с 01.07.2000 года, составляют 81 493 рубля 97 копеек, которые истец просит суд взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета. Кроме того, просит взыскать расходы истца по оплате услуг представителя в размере 6000 рублей.

В дополнительном иске истец уточнил исковые требования: просит суд взысканную судом единовременную денежную сумму проиндексировать на индекс роста потребительских цен, рассчитанный государственными органами статистики Российской Федерации до вступления решения в законную силу. Затем индексацию осуществить по ст. 208 ГПК РФ индексация этой же суммы с 07.05.2008 года по 30.11.2008 года составляет 3 572,15 рубля. Индексация ежемесячной суммы в размере 7 513, 56 рублей с 01.11.2007 года по день вступления решения суда составляет 572 рублей 56 копеек, после вступления решения в законную силу, с 08.05.2008 года по 01.07.2008 года – 20,96 рублей. Таким образом, общая сумма, которую истец просит взыскать с ответчика, составляет 73 051 рублей 61 копейки.

В судебном заседании истец и представитель истца Лёзина В.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в дополнительном исковом заявлении.

Представитель УСЗН Промышленного района г. Оренбурга Суханова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что УСЗН является органом местного самоуправления, поэтому не наделен функциями выплаты сумм в возмещение вреда. Решение о назначении и перерасчете ежемесячных сумм в возмещение вреда, принимается органом УСЗН своевременно с учетом действующего законодательства. Считает, что указанные обязательства должна выполнять Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации. О размере выплат представила справку от 12.05.2010 года. Указала, что порядок исполнения решения суда предусмотрен постановлением Правительства, поэтому взысканные решением суда суммы, выплачены Свешникову В.Н. своевременно.

Второй представитель УСЗН Промышленного района г. Оренбурга Золотова С.А. исковые требования не признала по аналогичным основаниям.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области и Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили, поэтому по правилам ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей.

Помощник Прокурора считает иск об индексации ежемесячной выплаты в возмещение вреда и взыскании задолженности обоснованным. Также считает, что органом, с которого следует взыскать задолженность, по мнению Прокурора, является УСЗН района.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как установлено материалами дела, Свешников В.Н. является инвалидом второй группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоит на учете в УСЗН Промышленного района г. Оренбурга и ему согласно Закону РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему назначена и выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.

В соответствии со ст.5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренное данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ №607 определен орган государственной власти, уполномоченный выступать от имени казны Российской Федерации, этим органом является орган социальной защиты населения. Поэтому решением Промышленного районного суда г.Оренбург Оренбурга от 29.12.2007 года выплаты в возмещение вреда взысканы с УСЗН Промышленного района г.Оренбург Оренбурга за счет средств федерального бюджета как с надлежащего органа. Указанным решением взыскана задолженность с УСЗН по Промышленному району г. Оренбурга за счет средств федерального бюджета в пользу истца выплаты за период с 01.07.2000 года по 31.10.2007 года в размере 152 202 рублей 54 копейки, ежемесячная выплата в размере 7 513,56 рублей с 01.11.2007 года. Решение вступило в законную силу 07.05.2008 года, задолженность выплатили 03.12.2008 года, ежемесячную выплату в назначенном судом размере с 01.07.2008 года.

В соответствии с требованиями пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05.04.2005 года, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Таким образом, требования истца об индексации образовавшейся задолженности по ежемесячным платежам, образовавшимся в результате выплаты в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

Расчет убытков, полученных истцом в результате выплаты ежемесячной компенсации в возмещении вреда в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, за период с 01.07.2000 года по 01.05.2008 года составляет 68 695 рублей 15 копеек из следующего расчета:

- с 01.07.2000 по 31.12.2000 года – 1 556,70х108,9% х 115,8%х 113,6% х 110,1% х 110,2% х 110,5% х 108,7% х 111,8% х 106,3% = 3 862,38 – 1556,7= 2 305,68.

- 2001 год – задолженности нет.

- 2002 год – 5 500 х 113,6% х 110,1% х 110,2% х 110,5% х 108,7% х 111,8% х 106,3%= 10 821,23-5 500=5 321,23.

- 2003 год – 22 368 х110,1% х 110,2% х 110,5% х 108,7% х 111,8% х 106,3%= 38 740,3-22 368=16 372.

- 2004 год – 27 600 х110,2% х 110,5% х 108,7% х 111,8% х 106,3%=43 416 -27 600= 15 816,78.

- 2005 год – 31 050 х 110,5% х 108,7% х 111,8% х 106,3%=44 322,93 -31 050=13 272,93.

- 2006 год – 34 072,14 х 108,7% х 111,8% х 106,3%=44 015,34 -34 072=9 943,2.

- 2007 год – 30 054,7 х 111,8% х 106,3%=35 718,03-30 054,7=5663,33.

Итого 68 695 рублей 15 копеек.

Убытки от удорожания жизни за период с 01.11.2007 года по 07.05.2008 года составляют 241, 82 рубля из следующего расчета:

- с 01.11.2007 года по 31.12.2007 года выплачивали ежемесячно 4 508,09 руб., должны выплачивать 7 513,56 руб., 01.01.2008 года – 4 891, 28 рублей. Назначенную судом сумму 7 513,56 рублей выплатили с 01.07.2008 года вместе с задолженностью за период с 01.11.2007 года по 30.06.2008 года в сумме 25 576,53 рубля.

7513,56-4508,09=3005,47х101,3%х101,2% =3081,07-3 005,47=75,60 рублей.

7513,56-4891,28=2 622,28х102,5%х101,5%х101,1%х101,1%= 2 788,50-2 622,28=166,22+75,60=241,82 рубля.

Всего: 68 695 рублей 15 копеек +241,82 рубля = 68 936 рублей 97 копеек.

При разрешении требования истца о взыскании убытков вследствие индексации взысканных судом сумм по вступившему в законную силу решению суда в порядке ст. 208 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» финансирование расходов по выплате сумм в возмещение вреда, предусмотренных настоящим законом, производиться за счет средств федерального бюджета, порядок финансирования расходных обязательства Российской Федерации этой же нормой закона устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 11.11.2005 года №679 « О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» (с изменениями от 29.11.2007 года, 04.05.2008 года, 02.10.2009 года) утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги). Поэтому действия УСЗН по организации исполнения судебного решения от 29.12.2007 года после вступления решения в законную силу 07.05.2008 года и поступления заявления взыскателя 28.05.2008 года по регистрации исполнительного документа, поступившего на исполнение 01.07.2004 года, проверки на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством РФ к исполнительным документам и выполнении бюджетных заявок на очередной месяц соответствуют административному регламенту.

Как отмечено выше, судебное решение от 29.12.2007 года исполнено в два этапа: июль 2008 года по выплате ежемесячной и декабрь 2008 года по выплате единовременной задолженности.

В разделе 2 п.35 постановления Европейского суда по правам человека по делу «Бурдов против России» от 07.05.2002 года указано, что «орган государства-ответчика не волен ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Однако, предполагается, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана. Между тем, задержка не может быть такой, что нарушала бы саму суть права, гарантируемого пунктом 1 ст.6 Конвенции» о разумности сроков исполнения решения суда.

Исполнение решения суда от 29.12.2007 года в июле 2008 года, после вступления решения суда 07.05.2008 года, по мнению суда, является допустимой, так как не нарушает саму суть права и обусловлена существующим законодательством в Российской Федерации по порядку исполнения актов судебных органов о взыскании денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Поэтому индексация ежемесячной выплаты в порядке ст. 208 ГПК РФ не подлежит.

Исполнение же остальной части решения суда от 29.12.2007 года, в части взыскания единовременной задолженности на сумму 152 202, 54 рубля за период с 01.07.2008 года по 30.11.2008 года спустя пять месяцев с того момента, когда должник – орган государства знал о своем обязательстве, и имел возможность с учетом выполненного административного регламента, исполнить обязательство, является не своевременным, нарушающим права взыскателя на получение взысканных решением суда денежных средств в установленные законом сроки, поскольку вышеуказанный административный регламент не предусматривает частичного исполнения решения суда, а недостаточное финансирование не оправдывает неуплату долга органом государства-должником.

С учетом изложенного, суд считает, что выплаченная в декабре 2008 года сумма 152 202,54 рубля в условиях инфляции не является действительной суммой, определенной судом 29.12.2007 года, поэтому подлежит индексации за период с 01.07.2008 года (когда должник имел возможность исполнить решение суда с учетом порядка исполнения решения суда, установленной Постановлением Правительства от 11.11.2005 года №679 по ноябрь 2008 года.

С учетом изложенного, расчет индексации составляет следующую величину: 152 202,54 х100.6%х100,2%х1004%х100,6%х100,7%= 156 044,60-152 202,54=3 842 рубля 06 копеек.

Таким образом, размер задолженности по своевременной выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 30.11.2008 года составляет 72 779 рублей 03 копейки из расчета: 68 695,15+ 241,82+ 3 842,06. Указанная сумма подлежит взысканию с УСЗН Промышленного района г. Оренбурга за счет казны Российской Федерации.

Расходы истца по оплате услуг адвоката на сумму 6 000 рублей подтверждены квитанцией об оплате услуг. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца в разумных пределах. С учетом критерия разумности, непродолжительного времени, в течение которого осуществлялась защита интересов истца, суд считает возможным взыскать с ответчика расходы истца в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свешникова В.Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного района г. Оренбурга за счет средств федерального бюджета в пользу Свешникова В.Н. убытки в результате несвоевременной выплаты сумм в возмещение вреда в размере 72 779 рублей 03 копеек и судебные расходы в сумме 2 000 рублей, всего 74 779 рублей 03 копейки.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме, которое будет вынесено 12.07.2010 года.

Судья Петайкина О.В.

Решение в окончательной форме вынесено 12.07.2010 года.

Судья: