№ 2-2095/2010, о признании отказа в предоставлении льгот недействительным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Оренбург 30 сентября 2010года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,

при секретаре Карелиной О.П.,

с участием истицы Тухватуллиной Л.А.,

представителя истицы – Тухватуллина Р.М., допущенного к участию в деле по определению суда,

представителей Управления социальной защиты населения Промышленного района города Оренбурга – Щербаковой Т.Н., действующей на основании доверенности Номер обезличен от 29.09.2010года, срок действия доверенности один год; Аристовой И.Ю., действующей на основании доверенности Номер обезличен от 01.10.2009года, срок действия доверенности один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тухватуллиной Л.А. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга о признании незаконным действий по отказу в выплате компенсации на состав семьи 4 человека,

УСТАНОВИЛ:

Тухватуллина Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к УСЗН Промышленного района г.Оренбурга о признании незаконным действий по отказу в выплате компенсации на состав семьи 4 человека и возложении обязанности произвести доплату. В обоснование исковых требований указала, что она является реабилитированным лицом и до 1.01.2010года ей предоставлялась льгота по категории реабилитированное лицо при оплате за жилищно-коммунальные услуги на всех членов ее семьи ( 4 человека: она, супруг и двое совершеннолетних сыновей). С 01.01.2010года ей выплачивается ежемесячная компенсация на оплату ЖКУ по категории реабилитированное лицо с учетом только ее и супруга. На остальных членов семьи – двоих совершеннолетних детей данная компенсация не начисляется и не выплачивается. Она письменно обратилась к ответчику с просьбой восстановить ее права на получение денежной компенсации в полном объеме с 1.01.2010года, однако письмом от 06.09.2010года ей в удовлетворении ее заявления было отказано. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что ее дети уже являются совершеннолетними ей не положена компенсация на всех членов семьи. Она не согласна с данными доводами ответчика, считает, что компенсация должна быть назначена с учетом четырех членов ее семьи. Двое совершеннолетних сыновей Остер Р.Р. и Тухватуллин Р.Р. являются членами ее семьи и ей положена компенсация на состав семьи 4 человека. Просит признать действия УСЗН Промышленного района г.Оренбурга незаконными, обязать ответчика выплачивать ей ежемесячную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории «реабилитированное лицо» с 01.01.2010года на состав семьи 4 человека, обязать ответчика произвести доплату за период с 01.01.2010года по 01.10.2010года в сумме 11 678 рублей 22 копейки.

В связи с предъявлением требований о возложении обязанности произвести доплату, судом при проведении подготовки по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области.

В судебном заседании истица уменьшила исковые требования оставив по изложенным в иске основаниям только требования о признании незаконными действий УСЗН Промышленного района г.Оренбурга об отказе в выплате компенсации на состав семьи 4 человека и о возложении обязанности назначать выплату ежемесячной денежной компенсации на состав семьи 4 человека. Исковые требования о возложении обязанности произвести доплату не поддержала.

В связи с тем, что уменьшенные требования составляют только требования об оспаривании отказа ответчика в назначении к выплате денежной компенсации в требуемом размере, данные требования подлежат рассмотрению по правилам главы 23-25 ГПК РФ, привлеченные судом по ранее заявленному требованию о произведении доплат Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области, исключены судом из числа третьих лиц, поскольку в данной части требования заявитель не поддерживает.

Представитель истицы Тухватуллин Р.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования о признании незаконным отказа в выплате компенсации на состав семьи 4 человека и о возложении обязанности назначить выплату ежемесячной денежной компенсации на состав семьи 4 человека, по основаниям указанным в иске.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что в Законе Оренбургской области от 2.11.2004года № 1524/255-111- ОЗ отсутствует норма, предусматривающая на каких членов семьи распространяется мера социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, то применяются нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). В п.2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и в п.4 ч.2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 2.11.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ», меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилом фонде независимо от форм собственности и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, граждан, приравненных к ветеранам труда совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. По этим основаниям УСЗН Промышленного района г.Оренбурга назначило ежемесячную денежную компенсацию только на самого носителя льгот, а размер ежемесячной денежной компенсации зависит от количества членов семьи льготника, зарегистрированных по одному адресу.

Заслушав заявителя, ее представителя, представителей УСЗН по Промышленному району г.Оренбурга, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2008 г. N 359-п, назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства граждан.

Из сообщения, адресованного заявителю Управлением социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга Номер обезличен от 06.09.2010года следует, что заявителю назначена компенсация в сумме 648, 79 рублей (50% от регионального стандарта на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек), поскольку размер ЕДК зависит от количества членов семьи льготника, зарегистрированных по данному адресу. К составу семьи носителя льгот относятся супруг (супруга), родители и дети, не достигшие возраста 18 лет (ст. 52 Семейного Кодекса, ст. 69 и 292 ГК РФ), а так же учащиеся по очной форме дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но до достижения ими 23-летнего возраста (ст.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В состав семьи заявителя определены супруг Тухватуллин Р.М. «Ветеран труда», а так же дети: сын Тухватуллин Р.Р. и Тухватуллин Р.Р. 1987г.р., не являющийся учащимся учебного заведения по очной форме обучения.

Суд не может согласиться с доводами Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга о том, что к составу семьи носителя льгот по категории «реабилитированное лицо» кроме супруга могут относится только дети, не достигшие возраста 18 лет и учащиеся по очной форме обучения дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но до достижения ими 23-летнего возраста по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 12 и 16 Закона РФ от 18.10.1991г № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 02.11.2004года «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеют право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан; так же имеют право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2009года № 589-п «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий и ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на 2010года установлены региональные стандарты, применяемые для расчета ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По городу Оренбургу региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг определен для семей, состоящих из трех и более человек в размере 1297 рублей 58 копеек на одного члена семьи.

До 01.01.2010года Тухватуллиной Л.А. предоставлялась 50-процентная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг как реабилитированному лицу, включая членов семьи, совместно с ней проживающих.

Ежемесячная денежная компенсация назначается носителю льгот и членам семьи льготника, совестно с ним проживающим, в случае, если действующим законодательством предусматривается им предоставление соответствующих мер социальной поддержки.

Действующим законодательством предусматриваются меры социальной поддержки заявителю в виде 50-процентной оплаты за жилье и коммунальные услуги для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей, на что имеется прямое указание в указанной выше статье 2 Закона Оренбургской области. То обстоятельство, что ФЗ «О ветеранах» и Закон Оренбургской области от 2.11.2004года «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» предусматривает в качестве получателей мер социальной поддержки более узкий перечень лиц, чем Закон Оренбургской области от 02.11.2004года «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», не может служить основанием для уменьшения прав заявителя и отказе в предоставлении ей денежной компенсации в положенном размере, определяемом исходя из количества членов ее семьи.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 17 ноября 2009года № 1483-О-О указал, что Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной зашиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который, определяя организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, вправе в том числе определять круг лиц, нуждающихся в такой поддержке.

Законодателем прямо указан круг лиц, для которых предусмотрена 50-процентная оплата за жилье и коммунальные услуги, а именно «для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей». Доводы УСЗН Промышленного района об ограниченном перечне членов семьи носителя льгот является ограничительным толкованием закона, а не аналогией закона. Оснований для применения аналогии закона не имеется, поскольку имеется норма закона, регулирующая спорное правоотношение.

При таких обстоятельствах заявление Тухватуллиной Л.А. подлежит удовлетворению.

УСЗН Промышленного района г.Оренбурга указывает, что супруг заявителя – Тухватуллин Р.Р. имеет право использования самостоятельной льготы по категории «ветеран труда», заявитель указывает на то, что на супруга ей производится компенсация, отказано только в компенсации на детей. Поскольку использование права на компенсацию является правом, а не обязанностью гражданина, следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации заявителю должен производиться из расчета супруга, как члена ее семьи в зависимости от того получил ли он самостоятельную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг, либо не воспользовался этим правом. Так как при рассмотрении дела в порядке главы 23-25 ГПК РФ из публичных правоотношений не могут рассматриваться споры о правах, в том числе о правах других лиц на компенсацию, следовательно, данный вопрос при рассмотрении данного гражданского дела не подлежит разрешению. УСЗН Промышленного района г.Оренбурга вправе при начислении компенсации выяснить данный вопрос, поскольку двойного начисления компенсации на оплату одних и тех же услуг на одного и того же человека по различным основаниям законом не предусмотрено.

Суд так же приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя, изложенных в исковом заявлении о применении УСЗН Промышленного района норм закона, не подлежащих применению. В письме УСЗН, в котором фактически отказано удовлетворить заявление Тухватуллиной Л.А. о назначении компенсации в размере, определяемом исходя из состава членов ее семьи 4 человека, имеются ссылки на нормы закона, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, поскольку данные нормы права регулируют совершенно иные правоотношения, не схожие со спорными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Тухватуллиной Л.А. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга в назначении к выплате денежной компенсации Тухватуллиной Л.А. в размере, определяемом исходя из количества членов ее семьи 4 человека.

Обязать Управление социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга назначить с 01.01.2010года к выплате ежемесячную денежную компенсацию Тухватуллиной Л.А., определив размер такой компенсации исходя из количества совместно проживающих членов ее семьи - 4 человека.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Синельникова

В окончательной форме решение принято 7 октября 2010года.