2-2048/2010 о незаконном использовании земельного участка под промышленным объектом



Дело №2-2048/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 28.10.2010 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Исангужиной А.А.,

с участием представителя истца Горнике Н.В.,

представителя Управления Ропотребнадзора по железнодорожному транспорту Алымовой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью ... о незаконном использовании земельного участка под промышленным объектом, понуждении устранить препятствия осуществления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, сто в ходе проверки, проведенной Оренбургской транспортной прокуратурой по обращению Горенкова И.В. и Горенковой Л.И., установлено, что Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально - складским комплексом ...филиала ОАО ... использует земельный участок по адресу: ..., под размещение контейнерного цеха и проведении погрузочно-разгрузочных работ по договору №Номер обезличен от 21.06.2007 года аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу ..., с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно п.п. 4.4.4 договора аренды в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, ОАО ... обязано соблюдать требования, предъявляемые к содержанию и использованию участка, а именно: соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов.

Согласно Перечню опасных производственных объектов ОАО ... (Приложение к Свидетельству о регистрации Номер обезличен от 25.06.2006) Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ, производящая в цехе Контейнерного отделения по адресу ..., работы по приему и отправлению грузов в контейнерах, осуществляющее транспортно-экспедиционное обслуживание и погрузочно-разгрузочные работы ..., включена в этот список.

12.10.2009 года Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ утвердила проект санитарно-защитной зоны на занимаемую площадь, который является предварительным, так как согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации №Номер обезличен от 12.10.2009г., составленного Оренбургским филиалом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте», необходимо: заключить договор со специализированной организацией на разработку проекта по снижению уровня вибрации, имеющей разрешение на данный вид проектирования; согласовать вышеуказанный проект в установленном Законодательством РФ порядке; после выполнения предусмотренных проектом мероприятий провести контрольные измерения уровней общей вибрации в жилых домах по ....

12.10.2009 года главным врачом Оренбургского ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ФИО10. утверждено заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации №Номер обезличен. В пункте №Номер обезличен заключения указано .... Согласно данному заключению Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ с местом расположения объектов промышленной деятельности отнесена к предприятиям 4 класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной размером 100 метров.

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств 3, 4, 5 классов опасности размерам санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

На данный момент Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны и эксплуатирует земельный участок, расположенный адресу ..., в производственных целях в нарушение норм санитарного законодательства.

Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации № Номер обезличен от 12.10.2009 года необходимо согласовать проект СЗЗ в установленном законодательством РФ порядке.

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что при осуществлении своей деятельности Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ нарушаются требования действующего законодательства об охране окружающей среды и санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, а так же нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду на территории г. Оренбурга.

На основании ст.11, 12, 150, 1065 ГК РФ просили:

Признать незаконным использование земельного участка по адресу: ..., Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ (МЧ-7) дирекции по управлению терминально-складскими комплексами ... – филиала ОАО ... под погрузочно-разгрузочные работы без проекта санитарно-защитной зоны.

Обязать ОАО ... в срок до 1 ноября 2010 года устранить препятствия осуществления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем осуществления промышленной деятельности без окончательного проекта санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании представитель истца Горнике Н.В. исковые требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнительно пояснил, чтов связи с тем, что дело рассматривается в конце октября, то просил установить срок устранения препятствия осуществления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем осуществления промышленной деятельности без окончательного проекта санитарно-защитной зоны до 01.02.2011 года.

Представитель ответчика - ОАО ... - Агапитова Е.Д., действующая на основании доверенности от 26.10.2009 года, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии. На основании п.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.

Представитель ответчика - ОАО ... - Агапитова Е.Д. предоставила письменный отзыв, в соответствии с которым исковые требования не признала, суду пояснила, что абзац 2 п. 3.1 СанПина 2.2.1/2.1.1.1200-3 прямо указывает на необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны для объектов, отнесенных к 1-3 классам опасности. В то время как контейнерная площадка Оренбургской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ относится к 4 классу опасности согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации № Номер обезличен от 12.10.2009 года и к 5 классу опасности согласно заключению санитарно-эпидемиологической судебной экспертизы от 28.04.2010г. Следовательно, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны для контейнерной площадки, расположенной по адресу: .... Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ (МЧ-7), на которой осуществляется погрузка-выгрузка контейнеров с использованием козловых кранов.

Земельный участок находится в пользовании ответчика по договору аренды земельного участка № Номер обезличен от 21.06.2007 года, заключенному с Территориальным агентством по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области и используется строго в соответствии с его целевым назначением согласно пункту 1.1 договора - для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Линии железнодорожных путей существовали на данном участке с 1902 года, существующие подкрановые пути № Номер обезличен и № Номер обезличен погрузочно-разгрузочной площадки были установлены после демонтажа существовавших на этом месте подкрановых путей, которые с 1902 года обеспечивали погрузочно-разгрузочные работы на железной дороге.

Каких-либо указаний или требований со стороны компетентных органов, связанных с нарушением ответчиком норм, регулирующих отношения в области санитарного законодательства, в виде предписаний в адрес ОАО Номер обезличен и ее структурных подразделений в отношении данного объекта не поступало.

Необоснованной является отсылка заявителя на неисполнение ответчиком указаний, изложенных в заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации № Номер обезличен от 12.10.2009г.:

1. Заключить договор со специализированной организацией на разработку проекта мероприятий по снижению уровня вибрации, имеющей разрешение на данный вид проектирования;

2. Согласовать вышеуказанный проект в установленном законодательством РФ порядке;

3. После выполнения предусмотренных проектом мероприятий провести контрольные измерения уровней общей вибрации в жилых домах по ....

В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств 3,4,5 классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ осуществила разработку проекта по собственной инициативе в интересах граждан, проживающих вблизи контейнерной площадки с целью уменьшения размеров санитарно-защитной зоны, расположенных вблизи с контейнерной площадкой.

Данное заключение сделано по результатам рассмотрения представленного проекта, как уже было отмечено, в целях уменьшения размера санитарно - защитной зоны и соответственно, рекомендации, указанные в заключении не носят обязательного характера. Данные рекомендации не содержат сроков исполнения, поскольку носят обязательный характер исключительно в случае проведения ОАО ... мероприятий по изменению размеров санитарно-защитной зоны.

В частности, Промышленный районный суд г. Оренбурга рассмотрел гражданское дело по иску Горенковых, которые требовали устранить препятствие в пользовании жилым домом и земельным участком по адресу: .... Решением от 12.05.2010 г. Промышленный районный суд Оренбурга отказал в удовлетворении исковых требований. Суд также установил, что ответчик использует данный участок на законных основаниях, в соответствии с целевым назначением и право ОАО ...», как собственника возникло ранее прав граждан, проживающих вблизи контейнерной площадки, в частности Горенковых. А согласно ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с чем, защита прав жильцов не может быть осуществлена путем нарушения прав ответчика (ОАО ...), как собственника принадлежащего ему имущества.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении вреда или угрозе его причинения кому-либо вследствие эксплуатации кранов МЧ-7. Не ясно, что подразумевается под неограниченным кругом лиц, в интересах которых выступает прокуратура, какие именно пpaва нарушены, не указан объект, на который оказывается негативное воздействие от деятельности контейнерной площадки (в то время как статьей 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен исчерпывающий перечень объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, которыми являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство).

Кроме того, деятельность предприятия железнодорожного транспорта (ОАО ... в лице Оренбургской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ) является публичной, так как услуги оказываются неограниченному кругу лиц. В соответствии со ст. 21 Устава ЖДТ РФ погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования осуществляется единственным - ­предприятием - перевозчиком ОАО ... являющимся хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке.

Указанная деятельность регулируется УЖДТ РФ и другими нормативными актами в области железнодорожного транспорта, и приостановление данной деятельности противоречит общественным интересам и приведет к причинению значительных убытков физическим и юридическим лицам, а также нанесению урона экономике Оренбургской области и РФ в целом.

Необходимо отметить, согласно абз. 2 ч.2 ст. 1065 ГК в случае, если приостановление деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, противоречит общественным интересам, то суд вправе отказать в иске о приостановлении соответствующей деятельности.

Кроме того, по мнению ответчика заявитель неверно определил подведомственность данного дела, в качестве оснований для определения подведомственности заявитель ссылается:

-на ст. 22 ГПК РФ, которая не содержит конкретного указания на отнесение данной категории дел к рассмотрению их судами общей юрисдикции. В то время как ст. 27 АПК РФ указывает на отнесение данного дела к категории «дела по экономическим спорам и связанным с предпринимательской деятельностью», которые рассматриваются арбитражными судами.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Алымова Л.М. суду показала, что в связи с жалобой граждан Горенковых проводилась проверка в отношении Оренбургской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ на наличие выбросов загрязняющих веществ, вибрации и проекта санитарно-защитной зоны. Установлено, что данное предприятие относится к 4 классу опасности, поэтому расстояние от территории предприятия до жилых домов должно быть 100 метров. Проверкой установлено, что с юго-востока – вплотную к забору предприятия территория жилых домов по ...; с юга – на расстоянии 21м. жилая застройка по ..., то граждане проживают в санитарно-защитной зоне подлежат отселению. Было установлено, что проект организации санитарно-защитной зоны на предприятии отсутствует, им выдано предписание. На основании этого предписания они составили предварительный проект организации санитарно-защитной зоны. В заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации, утвержденном главным врачом Оренбургского ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту указано на необходимость составить окончательный проект санитарно-защитной зоны на предприятия. Санитарно-защитная зона предприятия может быть уменьшена после проведения исследований до размеров территории предприятия. В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств 3, 4, 5 классов опасности размерам санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя. Считает, что реальный срок для разработки проекта необходимо предоставить до 01.02.2011г.

Суд, выслушав представителя истца, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что в указанном гражданском деле имеется спор о праве неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствие с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

При этом неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, точное количество которых установить невозможно.

Исходя из смысла ст.ст.1, 3 Закона РФ от 27.04.1993 года №Номер обезличен «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане могут обжаловать в суд действия (решения) любых организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 года №Номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что решения, действия (бездействия) коммерческих и некоммерческих организаций обжалуются в суд и рассматриваются судом по правилам искового производства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокурором верно заявлено требование в порядке искового производства в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 2.2. Положения об Оренбургской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально - складским комплексом ... – филиала открытого акционерного общества ... подразделение осуществляет следующие основные виды деятельности в порядке, установленном действующим законодательством: выполнение погрузочно-разгрузочных работ; транспортно-экспедиционное обслуживание физических и юридических лиц, завоз и вывоз грузов; осуществления обслуживания весоизмерительной техники и приборов безопасности грузоподъемных кранов и другие.

Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально-складским комплексом в соответствии с договором №Номер обезличен-ФЛ от 21.06.2007 года аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», используется земельный участок, расположенный по адресу .... Согласно п.п. 4.4.4 договора в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, ОАО ... обязано соблюдать требования, предъявляемые к содержанию и использованию участка, а именно: соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов.

То есть земельный участок по адресу: ..., Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ (МЧ-7) дирекции по управлению терминально-складскими комплексами ... – филиала ОАО ... под погрузочно-разгрузочные работы, используется на законном основании.

Согласно Приложения к Свидетельству о регистрации Номер обезличен от 25.06.2006 Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ, производящая в цехе Контейнерного отделения по адресу ..., работы по приему и отправлению грузов в контейнерах, осуществляющая транспортно-экспедиционное обслуживание и погрузочно-разгрузочные работы ..., включена в Перечень опасных производственных объектов ОАО ...».

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 года №Номер обезличен-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что требования в области охраны окружающей среды направлены на сохранение благоприятной окружающей среды.

В соответствие с ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих влияние на окружающую среду, должна осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании с.1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно п.1.2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74)(с изменениями от 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г.) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствие с п.2.3. критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствие 2.5. организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Раздел 7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указывает, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

В соответствие с п.п. 2.6, 2.10, 2.11 СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом, без которого эксплуатация предприятия не допускается. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

Согласно Перечню опасных производственных объектов ОАО ... (Приложение к Свидетельству о регистрации Номер обезличен от 25.06.2006) Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ, производящая в цехе Контейнерного отделения по адресу ..., работы по приему и отправлению грузов в контейнерах, осуществляющее транспортно-экспедиционное обслуживание и погрузочно-разгрузочные работы ..., включена в этот список.

12.10.2009 года Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ утвердила проект санитарно-защитной зоны на занимаемую площадь. В соответствии с проектом установлено, что вокруг промплощадки контейнерного отделения МЧ-7 расположены: с северо-востока территория производственной базы НГЧ-8; с юго-востока – вплотную к забору предприятия территория жилых домов по ...; с юга – на расстоянии 21м. жилая застройка по ...; с запада – территория материальных складов; с северо-запада – на расстоянии 60 м. территория Хлебозавода №Номер обезличен. В краткой характеристике технологического процесса предприятия указано, что Контейнерное отделение МЧ-7 предназначено для приема и отгрузки контейнеров с грузами, транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, а также содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии. Контейнерное отделение является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, шумового и вибрационного воздействия. Основным источником шума на контейнерном отделении МЧ-7 является МККС 42К. Кран работает 8 часов в сутки, только в дневное время.

Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации №Номер обезличен от 12.10.2009г., составленного Оренбургским филиалом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте», утвержденного главным врачом Оренбургского ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Колесниковой В.В., в пункте №Номер обезличен заключения указано наименование проектной документации: проект предварительной расчетной санитарно-защитной зоны для контейнерного отделения Оренбургской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ-7). Согласно данному заключению Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ с местом расположения объектов промышленной деятельности отнесена к предприятиям 4 класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной размером 100 метров. Проведены измерения вибрации на границе жилой зоны, наблюдается превышение ПДУ общей вибрации для жилых помещение на 6дБА. В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 п.4.5. СЗЗ может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения химического загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух по ПДК ПДУ на границе СЗЗ и за ее пределами (селитебная территория) по материалам систематических лабораторных наблюдений. В заключении указано, что необходимо: заключить договор со специализированной организацией на разработку проекта по снижению уровня вибрации, имеющей разрешение на данный вид проектирования; согласовать вышеуказанный проект в установленном Законодательством РФ порядке; после выполнения предусмотренных проектом мероприятий провести контрольные измерения уровней общей вибрации в жилых домах по ....

В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Промышленным районным судом г.Оренбурга рассмотрено гражданское дело по иску Горенковой Л.И. и Горенкова И.В. к ОАО ...», администрации г.Оренбурга, территориальному управлению ... по Оренбургской области об устранении препятствий в пользовании жилым домом с земельным участком путем демонтажа подкрановых и железнодорожных путей погрузочно-разгрузочной площадки. Решением от 12.05.2010 г. ... районный суд Оренбурга отказал в удовлетворении исковых требований. Судом установлено, что ответчик ОАО ... использует данный участок на законных основаниях, в соответствии с целевым назначением. В судебном заседании установлено, что спорные объекты недвижимого имущества, которые истцы просили демонтировать, принадлежат ОАО ... на праве собственности. Линии железнодорожных путей существовали на спорном участке с 1902 года, существующие подкрановые пути № Номер обезличен и № Номер обезличен погрузочно-разгрузочной площадки были установлены после демонтажа существовавших на этом месте подкрановых путей, которые с 1902 года обеспечивали погрузочно-разгрузочные работы на железной дороге на спорном участке.

Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы М» 56.ФГУ3.01.01-04.2010-0419 от 28 апреля 2010 года, размещение погрузочно-разгрузочной площадки, а также железнодорожных путей ОАО ... по отношению к жилому дому, расположенному по адресу ... не соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, п.7.1.14. п.2.6, СаиПиН 2.1.2.1002-00 раздел 2, в соответствии с которыми жилая зона должна располагался на расстоянии не менее 50 метров, что в данном случае не соблюдается, поскольку расстояние от жилого дома истцов до погрузочно-разгрузочной площадки составляет 25 метров, до забора контейнерной площадки около 4 метров, до ближайших железнодорожных путей около 8 метров. Суд пришел к выводу, что права истцов, как собственников дома I «а» но ул. ..., на санитарное благополучие жилого помещения нарушены.

Суд пришел к выводу: сами железнодорожные пути подкрановые пути как объекты недвижимого имущества, без их эксплуатации, не нарушают прав истцов, восстановление положения, существовавшего до возникновения у истцов прав на жилое помещение не влечет прекращение нарушения права, а потому требования о демонтаже железнодорожных и подкрановых путей не подлежат удовлетворению.

На основании ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарно-эпидемиологических правил.

В преамбуле ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ указано, что данный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствие с ч.3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферном воздухе в соответствие с санитарной классификацией организаций.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8, ст.19 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В Конституции РФ в ч.2 ст.45 предусмотрено право каждого защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности (бездействия), создающей такую опасность.

Судом установлено, что у Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально-складским комплексом в нарушение норм санитарно эпидемиологического и экологического законодательства Российской Федерации отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны. Оренбургская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально-складским комплексом расположена вблизи жилой застройки г. Оренбурга, где проживают люди. Так, в соответствие с Проектом санитарно-защитной зоны для Оренбургской Механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ-7) Контейнерное отделение с северо-востока территория производственной базы НГЧ-8; с юго-востока – вплотную к забору предприятия территория жилых домов по ...; с юга – на расстоянии 21м. жилая застройка по ...; с запада – территория материальных складов; с северо-запада – на расстоянии 60 м. территория Хлебозавода №Номер обезличен. Вибрации на границе жилой зоны наблюдается превышение ПДУ (предельно допустимый уровень) общей вибрации для жилых помещение на 6дБА. Несоблюдение санитарных правил и природоохранных норм, направленных на обеспечение безопасности атмосферного воздуха в местах проживания населения, создает опасность загрязнения атмосферного воздуха в местах проживания населения и создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. Требование необходимости составления проекта санитарно-защитной зоны обязательно для всех действующих предприятий с 2003 года, однако до настоящего времени на предприятии данный проект отсутствует.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что земельный участок по адресу: ... используется Оренбургской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально-складским комплексом Южно-Уральской железной дороги ОАО ... в соответствии с целевым назначением на законном основании, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

Суд считает, что для разработки проекта организации санитарно-защитной зоны необходимо время и устанавливает его до 01.02.2011г.

Доводы представителя ответчика о том, что дело подсудно Арбитражному суду, необоснованны, поскольку прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что не относится к экономическим спорам, а потому рассматривается судом общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» о незаконном использовании земельного участка под промышленным объектом, понуждении устранить препятствия осуществления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду – удовлетворить в части.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» устранить препятствия к осуществлению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем разработки проекта организации санитарно-защитной зоны в срок до 01.02.2011 года.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.


Судья Л.А. Маслова

Решение в окончательной форме изготовлено 1 ноября 2010 года.

Судья Л.А. Маслова