№ 2-1916/2010 о признании гражданско-правового договора трудовым, о взыскании заработной платы, пособия по времнной нетрудоспособнсоти и компенсации морального вреда



Дело № 2-1916/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22.10.2010 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Хлопиной И.В., при секретаре Хайруллиной В.Г., с участием истицы Чернышенко И.А., представителя истца Сахибовой О.К., представителя ответчика Габидуллиной Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышенко И.А. к ОАО «<данные изъяты>» о признании гражданско-правового договора трудовым, о взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чернышенко И.А. обратилась в суд с иском к ответчику указывая в обоснование, что Дата обезличена между сторонами был заключен договор на оказание услуг. По данному договору истица была принята на должность буфетчицы. Договор был составлен как гражданско-правовой, хотя истица считает, что он фактически регулирует трудовые отношения. Однако в нарушение закона с истицей не был заключен трудовой договор, в результате чего были нарушены ее права. Истица выполняла определенную работу в соответствии с должностью, имела место работы, несла материальную ответственность за доверенное ей имущество, подчинялась внутреннему трудовому распорядку и ежемесячно получала зарплату. Договор от Дата обезличена был заключен на три месяца до Дата обезличена, но за период работы истица забеременела и написала заявление о продлении срока действия договора. Договор был продлен с Дата обезличена до окончания беременности. На основании чего считает, что трудовой договор был заключен на неопределенный срок. Зарплату истица получала ежемесячно в размере <данные изъяты> рублей. А за май Дата обезличена ей выплатили всего <данные изъяты> рублей, с чем она не согласна. Более того, 1,2,3 мая были праздничными днями, в которые истица работала, но ей не оплатили их совсем, хотя по закону они оплачиваются в двойном размере. Она обращалась к ответчику, чтобы ей произвели перерасчет, но ее обращения результатов не дали. Дата обезличена Чернышенко И.А. сдала больничный лист по беременности и родам, по данному листку ей оплатили только 60% в сумме <данные изъяты> рублей, хотя по закону должны были выплатить пособие в размере 100%. Исходя из 100% размер пособия по больничному должен составлять <данные изъяты> рублей. За работу в мае Дата обезличена ей не доплатили <данные изъяты> рубля. Общая сумма долга составляет <данные изъяты> рублей. На основании чего просит признать договор на оказание услуг от Дата обезличена и от Дата обезличена трудовым договором, заключенным на неопределенный срок. Взыскать с ответчика в ее пользу недовыплаченную сумму по больничному листу <данные изъяты> рублей, по заработной плате <данные изъяты> рубля и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Чернышенко И.А. свои исковые требования поддержала и пояснила, что в сентябре Дата обезличена она устроилась на работу в ОАО «<данные изъяты>» буфетчицей. Истица оформила санитарную книжку, после чего с ней заключили договор. В день приема на работу с ней был заключен договор о материальной ответственности. О том, что ее берут на работу на определенный срок, ей не говорили. Чернышенко И.А. работала буфетчицей в цехе, утром получала товар в столовой, вечером сдавала кассовую ленту и выручку. Работала со сменщицей, по три дня с 9 часов утра по 21 часа вечера. Дата обезличена истица представила ответчику справку о том, что она беременна, после чего она получила письменное уведомление, что договор с ней заключен временно до Дата обезличена. Чернышенко И.А. просила продлить с ней трудовые отношения, т.к. она беременна, но работодатель ей отказал. Тогда истица с жалобой обратилась в прокуратору, после чего Дата обезличена с ней был заключен договор на оказание услуг до окончания беременности. Истица работала до Дата обезличена, когда ей был выдан больничный лист по беременности и родам. Считает, что заработную плату за май Дата обезличена ей начислили не правильно, праздничные дни оплатили в одинарном размере, хотя по закону они подлежат оплате в двойном размере. С оплатой по больничному листу она тоже не согласна, считает, что больничный лист должен быть оплачен исходя из 100% ее заработка.

Представитель ответчика Габидуллина Р.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что с истицей был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг буфетчицы, т.к. в штатном расписании завода штатной единицы буфетчицы нет, но в цехе завода нужно было организовать питание. В буфете работает две буфетчицы, которые занимаются реализацией продуктов питания, время работы буфета определено с 9 часов до 21 часа. Когда истица сообщила, что она беременна, с ней был заключен договор до окончания беременности. Поскольку истица работала по гражданско-правовому договору, оснований для оплаты ей работы в праздничные и выходные дни в двойном размере не имеется. Больничный лист по беременности и родам был рассчитан исходя из минимального размера оплаты труда, т.к. трудового стажа у истицы не имеется.

Выслушав в судебном заседании пояснения истицы, ее представителя, пояснения представителя ответчика, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истица представила суду письменный договор № 2 на оказание услуг от Дата обезличена, из которого следует, что ОАО «<данные изъяты>» в лице директора <данные изъяты> поручает, а Чернышенко И.А. принимает на себя обязательства по оказанию услуг буфетчицы. За оказанные по настоящему договору услуги Заказчик обязуется оплатить Исполнителю <данные изъяты> рублей, с исчислением и удержанием НДФЛ. Настоящий договор действует до Дата обезличена.

В соответствии с Договором № 2 на оказание услуг от Дата обезличена, ОАО «<данные изъяты>» в лице директора <данные изъяты> поручает, а Чернышенко И.А. принимает на себя обязательства по оказанию услуг буфетчицы, с оплатой <данные изъяты> рублей в месяц. Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до окончания беременности в соответствии со ст. 261 ТК РФ с предоставлением справок о состоянии беременности.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч.4 ст.11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Судом установлено, что Чернышенко И.В. выполняла на <данные изъяты> – филиале ОАО «<данные изъяты>» функции буфетчицы в одном из цехов завода. В ее обязанности входило: выкладка товаров на буфетных стойках, реализация штучных и мучных изделий, реализация покупных весовых товаров, реализация на розлив напитков работникам завода, с применением контрольно-кассового аппарата. Чернышенко И.В. выполняла работу буфетчицы посменно, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка завода. Представитель ответчика в судебном заседании подтвердила, что буфет работает ежедневно с 9 часов до 21 часа, на заводе установлены технологические перерывы и обеденный перерыв, когда работники цехов могут воспользоваться продукцией буфета.

Истица представила суду Договор о полной материальной ответственности, который был заключен с ней <данные изъяты> как с буфетчицей столовой.

Чернышенко И.А. расписывалась в журнале кассира-операциониста столовой <данные изъяты>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что между сторонами имеют место трудовые отношения. Об этом свидетельствует и то, что ответчик принял и произвел оплату больничного листа Чернышенко И.А. по беременности и родам. В соответствии с п.10.1 Договора об оказании услуг от Дата обезличена, настоящий договор действует до окончания беременности в соответствии со ст. 261 ТК РФ.

На основании ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Учитывая, что по договору от 20.09.2010 года, трудовые отношения между сторонами были прекращены Дата обезличена, суд считает, что истица работала у ответчика по срочному трудовому договору, который был заключен на срок по Дата обезличена.

По правилам ст.58 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 59 настоящего Кодекса. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

С учетом положений ст.58,59 ТК РФ, трудовой договор, который был заключен с истицей 03.02.2010 года на срок до окончания беременности, не имеет оснований для заключения срочного трудового договора, следовательно, его следует считать, как заключенный на неопределенный срок.

Судом установлено, что Чернышенко И.А. работала в буфете от столовой завода с применением кассового аппарата, расписывалась в журнале кассира-операциониста. В штатном расписании <данные изъяты> имеются единицы контролера-кассира, с учетом этого, суд считает, что истица выполняла трудовые функции контролера-кассира.

На основании ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Чернышенко И.А. работала 1,2 и 3 мая Дата обезличена, которые являлись нерабочими праздничными и выходными днями.

Следовательно, они должны быть оплачены истице не менее чем в двойном размере.

Истица получила заработную плату за май Дата обезличена в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно расчету ответчика, с учетом требований ст. 153 ТК РФ ей полагалось к оплате <данные изъяты> рублей, отсюда с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию <данные изъяты> рублей долга по заработной плате за май Дата обезличена.

Судом установлено, что с Дата обезличена по Дата обезличена истице был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам, который был оплачен работодателем из расчета минимального размера оплаты труда в сумме <данные изъяты> рубля.

Истица с таким размером пособия не согласна и считает, что она имеет право на выплату пособия исходя из ее заработка.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 29.12.2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых применяются районный коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Принимая во внимание, что Чернышенко И.А. работала у ответчика с Дата обезличена по Дата обезличена по трудовому договору и с Дата обезличена по трудовому договору, у нее имелся трудовой стаж шесть месяцев к моменту временной нетрудоспособности по беременности и родам.

С учетом этого, суд считает, что пособие по беременности и родам ей должно быть выплачено в размере 100% ее среднего заработка, что по расчету работодателя составляет <данные изъяты> рублей.

Поскольку истица получила <данные изъяты> рубля, с ответчика в ее пользу подлежит взысканию <данные изъяты> рублей пособия по временной нетрудоспособности.

На основании ст. 237 ТК РФ подлежат удовлетворению исковые требования истицы в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Суд считает, что основания для взыскания компенсации морального вреда имеются, т.к. ответчик неправомерно не заключил с истицей трудовой договор, с нарушением закона произвел ей оплату за выходные и праздничные дни, оплату по листку нетрудоспособности.

С учетом всех обстоятельств дела, требований разумности и справедливости суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернышенко И.А. удовлетворить.

Признать, что между ОАО «<данные изъяты>» в лице директора <данные изъяты> – филиала ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. и Чернышенко И.А. Дата обезличена был заключен трудовой договор на срок по <данные изъяты> года включительно.

Признать, что между ОАО «<данные изъяты>» в лице директора <данные изъяты> – филиала ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> и Чернышенко И.А. Дата обезличена был заключен трудовой договор на неопределенный срок, по которому Чернышенко И.А. выполняла трудовые обязанности контролера-кассира столовой <данные изъяты>.

Взыскать с ОАО <данные изъяты>» в пользу Чернышенко И.А. <данные изъяты> рублей долга по заработной плате, <данные изъяты> рублей пособия по временной нетрудоспособности и <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный райсуд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 03.11.2010 года