2-2278/2010 о признании права собственности на недвижимое имущество



№ 2-2278/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Петайкиной О.В.

при секретаре Максимовой Л.Г.

с участием истицы Сафроновой В.Г., её представителя адвоката Крюковой А.И., действующей по ордеру от 08.12.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой В.Г. к Администрации г. Оренбурга, Павлову В.Г., Кузьминой Е.Г., Павлову И.Г. и Фризен Н.Г. об установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество,

Установил:

Сафронова В.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Оренбурга указывая, что её мать Павлова А.С., умершая 02.03.2006 года, на основании частного договора купила домовладение литер АА1, расположенное по адресу: <адрес>. Ранее данное домовладение по праву личной собственности принадлежало Ермаковой М.В., что подтверждается удостоверением №№ от 11.08.1958 года, выданным на основании решения Бердянского пос. совета от 28.07.1958 года №№. Истица при жизни матери перешла жить в указанное домовладение в связи с тяжелой болезнью матери, живёт в нём по настоящее время. Сафронова В.Г. указывает, что оплачивает налоги, обрабатывает земельный участок, осуществляет его эксплуатацию открыто и в соответствии с законом, поддерживает домовладение в надлежащем состоянии, осуществляет текущий и капитальный ремонт, своевременно оплачивает все необходимые платежи. Жилой дом соответствует всем правилам и нормам, в том числе противопожарным, санитарным и строительным.

Сафронова В.Г. просит суд установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти Павловой А.С., умершей 02.03.2006 года; включить домовладение, расположенное по адресу: <адрес> в наследственную массу, признать право собственности на домовладение за умершей Павловой А.С., признать право собственности на домовладение.

Определением суда от 08.12.2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены наследники Павловой А.С.: Кузьмина Е.Г., Павлов В.Г., Павлов И.Г., Фризен Н.Г.

Истица Сафронова В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что мать Павлова А.С. приобрела жилой дом № № по <адрес> состоящий из литера АА1 в 1985 году по частному договору. Пользовалась им как своим собственным, несла бремя содержания дома. После её смерти она одна приняла дом в свое владение, поэтому просит признать за ней право собственности на дом по наследству. То есть в обосновании иска истица указывает на наследственные права на дом, а также приобретательную давность.

Представитель Администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, был надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве на иск указала, что согласно справке ГУП «<данные изъяты>» от 21.08.2010 года законный жилой дом литер А принадлежал Ермаковой М.В. В 1970 году к дому была возведена пристройка без получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Следовательно, постройка является самовольной и объектом гражданского оборота быть не может. Признание права собственности на неё возможно в соответствии со ст. 222 ГК РФ только при наличии права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. Просит дело рассмотреть в его отсутствии.

Ответчики Кузьмина Е.Г., Павлов В.Г., Павлов И.Г., Фризен Н.Г. в судебном заседании не явились. В письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствии, с иском согласны.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По справке ГУП «<данные изъяты>» от 21.08.2010 года (л.д. 7) домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из литеров АА1, общей площадью 51,6 кв.м., 36,4 кв.м. В качестве правообладателей указаны Ермакова М.В. на основании удостоверения от 11.08.1958 года, выданного на основании решения Берденского поселкового совета от 28.07.1958 года №№. Законный дом литер А без юридических документов переписан на Павлову А.С., записан без предъявления документов, подтверждающих право собственности (дом продан по частному договору).

По свидетельству о смерти установлено, что Павлова А.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № Родственные отношения истицы с умершей подтверждаются свидетельством о рождении (л.д. №) и свидетельством о заключении брака (л.д. №).

Из наследственного дела установлено, что после смерти Павловой А.С., умершей 02.03.2006 года, с заявлением о принятии наследства обратились: Кузьмина Е.Г., Сафронова В.Г., Павлов И.Г., Павлов В.Г., Фризен Н.Г., которые привлечены к участию в деле. Следовательно, по делу установлены все заинтересованные лица.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В судебном заседании установлено, что законный дом литер А, расположенный по адресу: <адрес>, переписан с Ермаковой М.В. на Павлову А.С. без предъявления документов, подтверждающих право собственности (продан по частному договору). Причем, пристрой литер А1 возведен в 1970 году без предъявления распорядительных документов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реконструкция дома была произведена Ермолаевой М.В. и на момент приобретения дома в 1985 году Павловой А.С, дом относился к самовольной пристройке, поэтому не является объектом собственности. Соответственно, при жизни Павловой А.С. дом не принадлежал ей на законном основании, поэтому не подлежит включению в состав наследственного имущества наследодателя.

Требование истицы о признании права собственности на жилой дом №№ по № за умершей Павловой А.С. не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 17 ГК РФ со смертью гражданина прекращается его правоспособность.

Согласно пункту 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. Установление данного факта заявителям необходимо для вступления в наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Действия по принятию наследства должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Из наследственного дела установлено, что 20.07.2006 года Сафронова В.Г. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Павловой А.С., ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев, поэтому правовых оснований для установления факта принятия наследства, открывшегося после смерти Павловой А.С., не имеется. Возникновение наследственных прав на имущество наследодателя возникает у наследника Сафроновой В.Г. на основании поданного заявления к нотариусу.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, земельный участок по адресу: <адрес> находится в государственной собственности. Учитывая, что право собственности на дом у Павловой А.С. не возникло, прав на земельный участок у неё, а также наследников после её смерти, в соответствии со ст. 35 ЗК РФ также не возникло. Поэтому права собственности за истицей в порядке ст. 222 ГК РФ также не возникает.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Поскольку после реконструкции жилого дома №№ по ул. <адрес> право собственности на дом не было зарегистрировано, давность владения домом не влияет на возникновение права собственности по приобретательной давности. Следовательно, требования Сафроновой В.Г. о признании права собственности на домовладение не подлежат удовлетворению ни по одному из оснований, указанных в исковом заявлении.

Руководствуясь ст. ст. 222, 1112, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сафроновой В.Г. об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти Павловой А.С., умершей 02.03.2006 года, включении домовладения, расположенного по адресу: <адрес> в наследственную массу наследодателя Павловой А.С.; признании права собственности на домовладение за умершей Павловой А.С., признании право собственности на домовладение за Сафроновой В.Г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, которое будет принято 27.12.2010 года.

Судья Петайкина О.В.

В окончательной форме решение принято 27.12.2010 года.

Судья