2-185/2011 о включении имущества в состав наследственной массы



№ 2-185/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 31 января 2011 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.

при секретаре Иванцовой Е.С.

с участием истицы Кортуновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кортуновой Е.Н. к администрации г.Оренбурга о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности по праву наследования,

УСТАНОВИЛ:

Кортунова Е.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что домовладение литер Б по <адрес> в г.Оренбурге зарегистрировано за ее матерью Демьяновой Е.А. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления главы города Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ.

Ее мать - Демьянова Е.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, она является наследницей после ее смерти по закону. В установленный законом срок она обратилась к нотариусу, заведено наследственное дело №.

Однако в настоящее время она не имеет возможности оформить наследство надлежащим образом, так как при жизни мать возвела пристрой литер А1 к законному дому литер Б.

Она обратилась в администрацию города Оренбурга с вопросом оформления всего дома с пристроем литер А1, однако у нее отказались принимать документы, мотивируя тем, что она должна оплатить за услугу по подготовке материалов о возможности узаконения самовольно возведенных объектов в размере <данные изъяты>. Кроме этого устно пояснили, что если земля не оформлена, то и ответ будет отрицательным. По ее обращению о несогласии с действиями МАУ «Аи Г» была подана жалоба в прокуратуру г.Оренбурга и ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было разъяснено, что действия архитектуры являются незаконными и она не должна платить данные денежные средства. Однако МАУ «АиГ» заявление у нее не принимают и какие-либо ответы ей не дают. Считает, что только в судебном порядке может защитить свои права и вступить в права наследования на измененный объект недвижимости.

Кроме этого в доме была сделана перепланировка, которая только после смерти матери была утверждена постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п на основании акта приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома литер Б после перепланировки. Однако данное постановление издано после смерти матери, и без учета пристроя литер А1. Также ею был сделан запрос в ГУП Оренбургской области «ОЦИОН», согласно ответа ей стало известно, что на данный земельный участок выдавался договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Иванищевой С.Г.. Затем право переходило к разным лицам и в 1968 году данное право перешло ее матери Демьяновой Е.А.. В настоящее время, ей как наследнице, принявшей наследство также перешло данное право пользования земельным участком.

Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В силу подп.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ принципом земельного
законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.

Согласно ст.37 ЗК РСФСР (положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие Земельного кодекса РФ) при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

Согласно п.1 ст.35 ЗК РФ и п.3 ст.552 ГК РФ считает, что ей перешло право пользования данным земельным участком по <адрес> № в г.Оренбурге, в связи с чем, считает возможным признать за ней право собственности по праву наследования на домовладение с учетом пристроя литер А1.

На основании изложенного просит включить в состав наследственной массы домовладение с измененной характеристикой литер БА1,одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью 45,60 кв.м., жилой – 28,90 кв.м. по адресу: <адрес> № после смерти Демьяновой Е.А.,умершей ДД.ММ.ГГГГ

Признать за ней право собственности по праву наследования на жилой дом с измененной характеристикой литер БА1, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью 45,60 кв.м., жилой – 28,90 кв.м. по адресу: г.Оренбург <адрес> №.

В судебном заседании Кортунова Е.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что является единственной наследницей, в установленный законом срок обратилась к нотариусу, который отказал ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку матерью незаконно возведен пристрой, который не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также соответствует пожарным и санитарным нормам, что подтверждается соответствующими заключениями.

В судебное заседание не явился представитель администрации г.Оренбурга, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем имеется расписка, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав истицу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях, в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Часть 4 этой же статьи предусматривает, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч.4 ст.1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.. был закреплен земельный участок площадью 545 кв.м. оряжением индивидуальными домами"вым В.А

В силу ч.1 ст. 1153 ГПК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со ст.35 ЗК РФ - при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Такие положения содержала и ст.37 ЗК РСФСР, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками

Материалами дела установлено, что согласно справки ГУП Оренбургской области «ОЦиОН» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на литер Б по <адрес> выдавался договор купли права застройки от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Иванищевой С.Г.. Затем право перешло к Бугину Г.К. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ №. После Бугина Г.К. право перешло к Новичкову В.В. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №. После Новичкова В.В. право перешло к Спициной М.А. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №. После Спициной М.А. право перешло к Ортиной А.И. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №. После Ортиной А.И. право перешло к Ортину М.В. ? доля на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, ? доля на основании свидетельства о праве собственности на наследство ДД.ММ.ГГГГ №. После Ортина М.В. право перешло к Демьяновой Е.А. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №. По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ к законному дому литер Б учтен одноэтажный, кирпичный, пристрой литер А1, который был записан без предъявления юридических документов о праве собственности за Демьяновой Е.А. распорядительные документы о приемке пристроя литер А1 в эксплуатацию не предъявлялись. Постановлением Главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома литер Б после перепланировки, считая его одноэтажным, саманным, полезной площадью – 18,10 кв.м., жилой площадью – 18,10 кв.м. Жилой дом литер БА1 одноэтажный, смешанной конструкции, общей полезной площадью 45,6 кв.м., жилой площадью – 28,9 кв.м.

Согласно договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ Ортин М.В. продал Демьяновой Е.А. <адрес> в г.Оренбурге

Демьянова Е.А. согласно свидетельству о смерти I-РА № умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Демьяновой Е.А. по <адрес> разрешено перестроить ветхий дом на кирпичный, размером 6,5 х 9, с размещением его на месте перестраиваемого. Срок окончания строительства – 1975 год.

Как установлено в судебном заседании, уже после смерти Демьяновой Е.А. постановлением Главы г.Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена техническая характеристика спорного дома, изменения в технической характеристике после перепланировки (снос отопительного очага, смена функционального назначения комнат) прошли регистрацию в Государственном унитарном предприятии Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», о чем свидетельствует справка формы № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый и технический паспорта жилого дома.

Из ответа нотариуса Кирьяковой О.Н. на запрос суда следует, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство обратилась Кортунова Е.Н., кроме нее других наследников, подавших заявление, не имеется.

Родственные отношения Кортуновой Е.Н. и Демьяновой Е.А. подтверждаются свидетельством о рождении II – БЦ № Демьяновой Е.Н., справкой о заключении брака №, свидетельством о заключении брака III - РЖ №, которая является дочерью наследодателя, то есть наследницей первой очереди по закону.

Согласно домовой книге на момент смерти Демьяновой Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ вместе с ней никто зарегистрированным не значится.

Таким образом, по делу установлены все заинтересованные лица.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что дом литер БА1 принадлежал Демьяновой Е.А. при жизни, однако является самовольной постройкой.

Из заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом литер А1Б по адресу: г.Оренбург, <адрес> соответствует основным требованиям СанПиН 2.1.2.2645-190 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» при условии в перспективе подключения к центральным сетям канализации и оборудования теплым туалетом.

Согласно сообщению отдела государственного пожарного надзора по городу Оренбургу от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилой дом литер БА1 – одноэтажный смешанной конструкции, расположенный по адресу: г.Оренбург, <адрес>, № соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. ОАО проектный институт «Оренбурггражданпроект» в заключении от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что жилой дом литер БА1, расположенный по адресу: г.Оренбург, <адрес>, № не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что домовладение не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью.

Вместе с тем согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в состав наследственной массы. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий установленных ст.222 ГК РФ.

Установлено, что первоначально Иванищевой С.Г. выдавался договор купли права застройки от ДД.ММ.ГГГГ №, таким образом, данное право перешло впоследствии Демьяновой Е.А.

В связи с чем, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Кортуновой Е.Н. в части признании права собственности по праву наследования.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кортуновой Е.Н. к администрации г.Оренбурга о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности по праву наследования удовлетворить частично.

Признать право собственности на жилой дом литер БА1, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью – 45,6 кв.м., жилой площадью – 28,9 кв.м., расположенный по адресу: г.Оренбург, <адрес>, № за Кортуновой Е.Н. по праву наследования после смерти Демьяновой Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись Бураченок Н.Ю.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2011 года.

Судья подпись Бураченок Н.Ю.