Дело №2-278/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 17 февраля 2011 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Исангужиной А.А.,
с участием истца - помощника прокурора города Оренбурга Масаловой О.Н.,
представителя ответчика: <данные изъяты> по г.Оренбургу Мукуловой И.А., действующей на основании доверенности №№ от 12.01.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> по городу Оренбургу о понуждении к устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав в нем, что проведенной прокуратурой города Оренбурга в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО12. проверкой установлено, что <данные изъяты> по городу Оренбургу при эксплуатации зданий, в которых размещено <данные изъяты> по г.Оренбургу и его структурные подразделения - <данные изъяты>, не обеспечило исполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части защиты прав граждан с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников) при посещении административных зданий отделов милиции и <данные изъяты> по городу Оренбургу, расположенных по адресам: <адрес> и ул. <адрес>, ул. <адрес>), ул. <адрес>), ул. <адрес>).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", указанный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч.2) и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (ч. 6).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлено, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и не заполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость объектов, беспрепятственность перемещения внутри зданий, безопасность путей движения, удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14).
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, должны размещаться на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, необходимо устройство пандусов, подъемных платформ или других приспособлений для перемещения инвалидов (п. 3.17).
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047, включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.
Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
С учетом требований статей 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», статей 2, 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, статей 6-8 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии №, <данные изъяты> по городу Оренбургу владеет на праве оперативного управления административным зданием, расположенным по <адрес>
Согласно договору безвозмездного пользования № № от 01.02.2010 Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области передало в пользование <данные изъяты> по городу Оренбургу часть четырехэтажного административного здания, расположенного по адресу: <адрес>
На основании решения Оренбургского городского Совета № № от 11.06.2009 «О передаче в безвозмездное пользование муниципальных нежилых помещений» и договора № № от 06.11.2009, заключенного между <данные изъяты> по городу Оренбургу и Комитетом по управлению имуществом администрации города, <данные изъяты> по городу Оренбургу передано в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>).
Согласно пункту 2.2. данного договора на <данные изъяты> по городу Оренбургу возложена обязанность по поддержанию нежилого помещения в технически исправном состоянии, а также проведению текущего и капитального ремонта за сдой счет.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 06.04.2009 в связи с ликвидацией ОВД по Центральному району, здание по адресу: <адрес> передано на праве оперативного управления <данные изъяты> по городу Оренбургу.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что <данные изъяты> по городу Оренбургу владеет и пользуется на законных основаниях административными зданиями <данные изъяты> и <данные изъяты> по городу Оренбургу, расположенными по адресам: <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>), ул. <адрес>), ул. <адрес>).
Как законный владелец и пользователь, указанных административных зданий, <данные изъяты> по городу Оренбургу обязано создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в административные здания <данные изъяты> и <данные изъяты> по городу Оренбургу, в том числе путем оборудования входа в здание приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в указанное здание инвалидов.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статьи 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с Указом Президента РФ № 927 от 19.07.2004 и согласно Положению об Управлении внутренних дел по городу Оренбургу, утвержденному Приказом № 462 от 07.09.2009, УВД по городу Оренбургу является юридическим лицом, выступает ответчиком в суде.
Принимая во внимание, что распорядителем финансовых средств является <данные изъяты> по Оренбургской области, в соответствии со статей 43 ГПК РФ данный орган привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор города Оренбурга вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц инвалидов-колясочников, желающих посетить <данные изъяты> по городу Оренбургу и <данные изъяты> №№ № определить не представляется возможным.
На основании ст. 45, 130-131 ГПК РФ, статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ», просил:
Обязать <данные изъяты> по городу Оренбургу исполнить требования законодательства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур путем оборудования входов административных зданий, расположенных по адресам: <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес> приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в указанные здания инвалидов, а именно пандусами для подъезда на инвалидных колясках и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Оренбурга Масалова О.Н., представившая удостоверение ТО №№, исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их, обосновала доводами, указанными в исковом заявления, дополнительно пояснила, что <данные изъяты> по городу Оренбургу является пользователем зданий. Данные здания являются объектами социальной инфраструктуры. Собственник указанные здания не использует. Устройство пандусов не относится к капитальному ремонту здания. Собственник трех зданий -Администрация МО г.Оренбурга не возражает в устройстве пандусов. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не предоставило письменных возражений к устройству пандусов. Ответчиком ничем не подтверждено, что не имеется технической возможности в устройстве пандусов. Отсутствие средств на указанные цели не является основанием к не выполнению требований закона.
Представитель ответчика <данные изъяты> по г.Оренбургу Мукулова И.А., действующая на основании доверенности №№ от 12.01.2011г., исковые требования не признала и пояснила, что собственниками объектов, расположенных по адресам: <адрес> и ул. <адрес>, ул. <адрес>), ул. <адрес>), ул. <адрес>) являются публично-правовые образования. Полное приспособление объектов для нужд инвалидов невозможно в связи с их конструктивными особенностями, согласование и принятие мер по их возможной реконструкции в силу закона лежит на собственниках.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации предписано осуществлять в приоритетном порядке финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, разработке и внедрению в производство модификаций средств общественного пассажирского транспорта, связи и информации, предназначенных для обслуживания инвалидов, в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 8 того же Постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
В рамках реализации данного Постановления средств федерального бюджета и бюджета Оренбургской области для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, занимаемым подразделениями <данные изъяты> г. Оренбурга и перечисленным в Заявлении не выделялось.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О милиции» материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.
В 2010 году, согласно титульного списка объектов капитального и текущего ремонтов <данные изъяты> по Оренбургской области за счет средств областного бюджета, на капитальный ремонт выделялись целевые денежные средства только в отношении одного объекта <данные изъяты> по г. Оренбургу (<адрес> - в Заявлении не указан).
Согласно справки бухгалтерии <данные изъяты> по г. Оренбургу финансирование по федеральному и областному бюджетам в 2010-2011 годах на текущий и капитальный ремонт административных зданий, расположенных по адресам: <адрес> и ул. <адрес>, ул. <адрес>), ул. <адрес>), ул. <адрес>, не выделялось.
В пределах имеющихся возможностей для обеспечения удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, на объектах <данные изъяты> по г. Оренбургу произведена установка кнопок вызова. Учитывая регламент работы подразделений, указанных в Заявлении, а так же постоянное наличие дежурных сотрудников, по сигналу кнопки вызова лицу с ограниченными возможностями передвижения круглосуточно может быть оказано любое содействие в рамках предусмотренных законодательством.
Просила в удовлетворении заявления прокурора г. Оренбурга отказать.
Третьи лица <данные изъяты> по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Администрация г.Оренбурга, будучи уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, не явились. На основании п.3 и п.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Представитель <данные изъяты> по Оренбургской области Липкович Л.И., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г. предоставил в суд письменный отзыв, в котором пояснил, что с заявлением прокурора г. Оренбурга С.А. Звягинцева о понуждении к устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов (далее - Заявление)<данные изъяты> по Оренбургской области несогласно по следующим основаниям:
В статье 15 Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Собственниками объектов, указанных в заявлении, являются публично-правовые образования, полное приспособление объектов для нужд инвалидов невозможно в связи с их конструктивными особенностями, согласование и принятие мер по их возможной реконструкции в силу закона лежит на собственниках.
В рамках реализации Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» средств федерального бюджета и бюджета Оренбургской области для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, занимаемым подразделениями <данные изъяты> г. Оренбурга и перечисленным в Заявлении не выделялось.
В соответствие со ст. 36 Закона РФ «О милиции» материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.
В условиях необходимости осуществления в установленном порядке затрат на реконструкцию перечисленных в заявлении объектов и выделение соответствующих денежных средств публичными образованиями, за счет средств бюджета которых финансируется <данные изъяты> г. Оренбурга, соответствующие заявки со стороны <данные изъяты> по Оренбургской области и <данные изъяты> г. Оренбурга неоднократно формировались с указанием необходимых объемов финансирования, однако положительно вопрос решен не был. В 2010 году ассигнования на капитальный ремонт административных зданий не выделялись, на текущий ремонт выделялись целевые денежные средства только в отношении одного объекта <данные изъяты> по г. Оренбургу (<адрес> - в Заявлении не указан). В 2011 году в титульном списке объектов текущего ремонта <данные изъяты> области предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей на ремонт административного здания <данные изъяты> по г. Оренбургу. По состоянию на 15 февраля 2011 года денежные средства в распоряжение <данные изъяты> по Оренбургской области не поступили.
В пределах имеющихся возможностей для обеспечения удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, на объектах <данные изъяты> по г. Оренбургу произведена установка кнопок вызова. Учитывая регламент работы подразделений, указанных в заявлении, а так же постоянное наличие дежурных сотрудников, по сигналу кнопки вызова лицу с ограниченными возможностями передвижения круглосуточно может быть оказано любое содействие в рамках предусмотренных законодательством.
Просил в удовлетворении заявления прокурора г. Оренбурга С.А. Звягинцева о понуждении к устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов отказать.
Представитель Администрации г.Оренбурга Степанова А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. за №№, предоставила письменный отзыв, в котором пояснила, что согласно ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиями сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, светофоров, устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования и использования их инвалидами не допускаются.
Устройство пандусов должно осуществляться с учетом требований СНиП 35-02-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73.
Вся проектная документация по установке пандусов для подъезда на инвалидных колясках должна разрабатываться в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
В удовлетворении исковых требований не возражала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о понуждении к устранению нарушений законодательства, препятствующих осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой города Оренбурга в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО12. проверкой установлено, что <данные изъяты> по городу Оренбургу при эксплуатации зданий, в которых размещено <данные изъяты> по г.Оренбургу и его структурные подразделения - <данные изъяты>, не обеспечило исполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части защиты прав граждан с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников) при посещении административных зданий отделов милиции и <данные изъяты> по городу Оренбургу, расположенных по адресам: <адрес> и ул. <адрес>, ул. <адрес>), ул. <адрес>, ул. <адрес>).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации предписано осуществлять в приоритетном порядке финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, разработке и внедрению в производство модификаций средств общественного пассажирского транспорта, связи и информации, предназначенных для обслуживания инвалидов, в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 8 того же Постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", указанный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч.2) и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (ч. 6).
Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с п.1.1. Свода правил по проектированию и строительству. СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N70) требования и рекомендации Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий и сооружений для всех категорий маломобильных групп населения (в дальнейшем - МГН) и беспрепятственное пользование ими. Требования распространяются на все элементы зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки.Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047, включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Согласно СНиП 35-11-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.
Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.
Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.31)
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 (п.3.32).
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, должны размещаться на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, необходимо устройство пандусов, подъемных платформ или других приспособлений для перемещения инвалидов (п. 3.17).
Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Государственным стандартом Российской Федерации «Устройства опорные стационарные реабилитационные» (ГОСТ Р 51261-99), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России 13.04.1999г. №123, установлены технические требования к опорным стационарным устройствам.
С учетом требований статей 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», статей 2, 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, статей 6-8 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом1 статьи689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст.695 ГК РФ).
Из пункта 9 Положения об <данные изъяты> по городу Оренбургу, утвержденного приказом <данные изъяты> по Оренбургской области №№ от 07.09.2009г., следует, что <данные изъяты> по городу Оренбургу является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. За управлением внутренних дел в целях обеспечения его деятельности закрепляется в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, муниципальными правовыми актами.
Финансирование <данные изъяты> осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Оренбургской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ (п.12 Положения).
Материально-техническое обеспечение <данные изъяты> осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ и нормативными актами МВД России (п.13 Положения).
В соответствие со ст. 36 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии №, <данные изъяты> по городу Оренбургу владеет на праве оперативного управления административным зданием, расположенным по <адрес>.
Согласно договору безвозмездного пользования № № от 01.02.2010 Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области передало в пользование <данные изъяты> по городу Оренбургу часть четырехэтажного административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 3.2.1. договора ссудополучатель обязуется осуществлять все необходимые меры по сохранению и использованию по назначению имущества.
На основании решения Оренбургского городского Совета № 834 от 11.06.2009 «О передаче в безвозмездное пользование муниципальных нежилых помещений» и договора № № от 06.11.2009, заключенного между <данные изъяты> по городу Оренбургу и Комитетом по управлению имуществом администрации города, <данные изъяты> по городу Оренбургу переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> и ул. <адрес>).
Согласно пункту 2.2. данного договора, на <данные изъяты> по городу Оренбургу возложена обязанность по поддержанию нежилого помещения в технически исправном состоянии, а также проведению текущего и капитального ремонта за свой счет.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 06.04.2009 в связи с ликвидацией <данные изъяты> по Центральному району, здание по адресу: <адрес> передано на праве оперативного управления <данные изъяты> по городу Оренбургу.
Актом проверки соблюдения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в здании <данные изъяты> по городу Оренбургу от 11.01.2011 года, составленным ст. помощником прокурора г.Оренбурга Р.Калимулиной, установлено, что <данные изъяты> по городу Оренбургу располагается в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, здание отдельно стоящее, четырехэтажное, имеет центральный вход с улицы <адрес>. При входе в здание имеется одна ступенька, отсутствует пандус, швеллера, не установлена кнопка вызова сотрудников милиции для маломобильной категории граждан.
Актом проверки соблюдения федерального законодательства помощником прокурора Центрального района г.Оренбурга Тушевой Е.В. с участием начальника отдела по делам пожилых людей, ветеранов, инвалидов УСЗН Центрального района по г.Оренбургу Слободсковой М.В., установлено, что здание по адресу: <адрес> при входе имеет семь степеней, отсутствует кнопка вызова и швеллера.
В соответствии с информацией прокуратуры Дзержинского района г.Оренбурга и актом проверки от 12.01.2011г. в здании отдела <данные изъяты> по г.Оренбургу, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют пандус, поручни и кнопка вызова для инвалидов-колясочников.
На основании информации о соблюдении законодательства социальной защите населения от 24.12.2010г. Ленинского района г.Оренбурга установлено, что в здании по адресу:. <адрес>, находится <данные изъяты> по г.Оренбургу. Данное историческое здание представляет собой несколько соединенных между собой двухэтажных кирпичных строений с разноуровневыми деревянными перекрытиями, вход осуществляется с тротуара улицы <адрес>. Условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание, не созданы, не имеется пандуса, наружняя лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований, кнопка вызова отсутствует.
Из акта проверки от 11.01.2011г. помощника прокурора г.Оренбурга Р.Калимулиной следует, что здание по <адрес>, четырехэтажное, имеющее центральный вход с улицы <адрес>, при входе в здание имеются две ступеньки, отсутствует пандус, швеллера, не установлена кнопка вызова сотрудников милиции для маломобильной категории граждан.
Согласно информации <данные изъяты> по городу Оренбургу от 31.12.2010г., административные здания <данные изъяты> по городу Оренбургу (<адрес> находятся в оперативном управлении. Вместе с тем, прием лиц с ограниченными возможностями с 2003 года осуществляется по телефону доверия. Информация по телефонному номеру доверия освещается в СМИ ежеквартально.
Согласно ГОСТа и СНИПа, действовавших на момент строительства административных зданий, оборудование пандусами, поручнями и кнопками вызова, на тот момент, не были предусмотрены.
Согласно своего рода деятельности на входных дверях во всех административных зданиях милиции кнопки вызова имеются (домофон).
При вызове инвалидов в отделы милиции с ними сотрудник милиции предварительно созванивается, договаривается о встрече, и доставляются в отделы милиции. По окончании доследственных или следственных действий эти лица в сопровождении сотрудника милиции доставляются по месту жительства.
Целевое финансирование по оборудованию здания <данные изъяты> по городу Оренбургу <адрес> пандусами, поручнями и лифтами в настоящее время отсутствует.
В настоящее время в <данные изъяты> Оренбургской области направлен запрос о выделении дополнительного финансирования для оборудования зданий.
В соответствии со справкой <данные изъяты> по г.Оренбургу от 16.02.2011г. и титульным списком объектов капитального и текущего ремонта <данные изъяты> по г.Оренбургу на 2011г. финансирование по федеральному и областному бюджетам в 2010-2011 годах на текущий и капитальный ремонт административных зданий, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ул.<адрес> не выделялось.
Согласно положениям норм Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здания управления внутренних дел по городу Оренбургу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что <данные изъяты> по городу Оренбургу владеющее, пользующееся и распоряжающееся имуществом на законных основаниях, несет самостоятельную ответственность за нарушение законодательства о защите прав инвалидов, а потому не соглашается с доводами ответчика и третьего лица <данные изъяты> по Оренбургской области, что собственники объектов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Кроме того, собственник трех зданий Администрация МО г.Оренбурга не возражает в устройстве пандусов. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, будучи привлечено по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, не предоставило письменных возражений к устройству пандусов в зданиях, переданных в оперативное управление <данные изъяты> по городу Оренбургу.
Ответчиком не предоставлено подтверждений, что не имеется технической возможности в устройстве пандусов для подъезда на инвалидных колясках и поручнями входов административных зданий.
Принимая во внимание, что в настоящее время входы в здания, расположенные по адресам г.Оренбург, ул. <адрес>, <адрес>, ул.<адрес>, ул.<адрес>, не оборудованы специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здания <данные изъяты> по городу Оренбургу, требования законодательства по обеспечению условий для доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры не выполняются, что нарушает права инвалидов, суд приходит к выводу исковые требования удовлетворить.
Доводы ответчика, что причиной невыполнения требований закона является недостаточное финансирование на эти цели, не могут быть приняты судом во внимание, так как в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Санитарных норм и правиа 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения" установлена необходимость создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, права инвалидов на полноценное пользование услугами органов внутренних дел не должны зависеть от состояния и времени постройки зданий и финансирования на данные цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> по городу Оренбургу о понуждении к устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> по городу Оренбургу исполнить требования законодательства по обеспечению условий для доступа инвалидам к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а именно: оборудовать входы административных зданий, расположенных по адресам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в указанные здания инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, а именно пандусами для подъезда на инвалидных колясках с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: Л.А.Маслова
Решение в окончательной форме составлено 22 февраля 2011 года.
Судья Л.А.Маслова