№ 2-503/2011, по иску об оспаривании отказа по выплате компенсации и возложении обязанности.



Дело № 2-503/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Оренбург 16 марта 2011 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,

при секретаре Карелиной О.П.,

с участием истца Нехаева В.Н.,

представителей ответчика Управления социальной защиты населения Промышленного района г. Оренбурга – Винник Н.В., действующей на основании доверенности № от 10.03.2011 года, срок действия доверенности - один год; Сухановой Ю.А., действующей на основании доверенности № от 05.10.2010 года, срок действия доверенности - один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нехаева В.Н. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Нехаев В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к УСЗН Промышленного района г.Оренбурга о признании незаконным действий по отказу в выплате компенсации, взыскании задолженности и возложении обязанности по возобновлению выплаты компенсации. В обоснование исковых требований указывает, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с чем он относится к категории лиц, которым предоставляются льготы, предусмотренные Законом РФ № 1244 – 1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно, льгота в размере 50 % при оплате занимаемой общей площади на содержание и капитальный ремонт на него и членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также льгота в размере 50 % при оплате жилищно – коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией на него одного. С декабря 2010 года ответчик прекратил выплату компенсации по квартплате в размере 50 % на членов его семьи, проживающих совместно с ним ссылаясь на письмо Министерства социального развития Оренбургской области № 7735 от 15.12.2009 года. Он не согласен с данными доводами ответчика, считает, что ответчик нарушает его права на получение льгот. Просит признать незаконным отказ ответчика в выплате компенсации в размере 50 % занимаемой общей площади на содержание и капитальный ремонт на членов его семьи, проживающих совместно с ним, взыскать задолженность в размере <данные изъяты>, обязать ответчика выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 % занимаемой общей площади на содержание и капитальный ремонт на членов его семьи, проживающих совместно с ним.

В судебном заседании истцом изменён предмет исковых требований, он просит обязать ответчика назначить с 01.12.2010 года к выплате ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно – коммунальных услуг, определив размер такой компенсации исходя из количества совместно проживающих членов его семьи, в том числе дочерей Н.К. и Н.М.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что в Законе РФ № 1244 – 1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствует норма, предусматривающая на каких членов семьи распространяется мера социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, поэтому применяются нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). В п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. В письме Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области от 15.12.2009 года № 7735 «Об определении состава семьи отдельных категорий граждан, имеющих право на меры соцподдержки по оплате жилищно – коммунальных услуг» даётся рекомендация по определению состава семьи для назначения ежемесячной денежной компенсации, к составу семьи носителя льгот относятся супруг (супруга), родители и дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся по очной форме обучения, дети, до окончания среднего или высшего учебного заведения, но до достижения ими 23 летнего возраста. По этим основаниям УСЗН Промышленного района г.Оренбурга назначило ежемесячную денежную компенсацию только на самого носителя льгот и супругу, а размер ежемесячной денежной компенсации зависит от количества членов семьи льготника, зарегистрированных по одному адресу.

Заслушав истца и представителей УСЗН по Промышленному району г.Оренбурга, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от29.09.2008года N359-п, назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства граждан.

Из сообщения № от 07.02.2011 года, адресованного Нехаеву В.Н. Управлением социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга, следует, что заявителю с 01.01.2010 года назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно – коммунальных услуг по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году» в сумме <данные изъяты>. Размер ЕДК зависит от количества членов семьи льготника, зарегистрированных по данному адресу. В состав семьи заявителя определены Нехаев В.Н. и его супруга, на которых назначена ежемесячная денежная компенсация.

Как следует из справки ЗАО <данные изъяты> от 28.01.2011 года, по адресу: г.Оренбург, <адрес> совместно с Нехаевым В.Н. зарегистрированы и проживают супруга Н.Г., дети Н.К. и Н.М.

Суд не может согласиться с доводами Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга о том, что к составу семьи носителя льгот по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году» кроме супруга могут относится только дети, не достигшие возраста 18 лет и учащиеся по очной форме обучения дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но до достижения ими 23-летнего возраста по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ № 1244 – 1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Указанные лица имеют право на льготу по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях в том числе и членам их семей, проживающим с ними. В статье 14 указано о том, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2009 года № 589-п «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий и ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на 2010 год установлены региональные стандарты, применяемые для расчёта ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По городу Оренбургу региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг определен для семей, состоящих из трех и более человек в размере 1 297 рублей 59 копеек, а с января 2011 года – 1431 рубль 58 копеек на одного члена семьи.

С 01.01.2010 года Нехаеву В.Н. была назначена компенсация с учётом его супруги в размере <данные изъяты>, с 01.01.2011 года в связи с повышением тарифов на оплату жилищно – коммунальных услуг региональные стандарты были пересмотрены, Нехаеву В.Н. назначена компенсация в размере <данные изъяты>, на него и его супругу.

Ежемесячная денежная компенсация назначается носителю льгот и членам семьи льготника, совестно с ним проживающим, в случае, если действующим законодательством предусматривается предоставление им соответствующих мер социальной поддержки.

Действующим законодательством предусматриваются меры социальной поддержки истцу в виде 50-процентной оплаты за жилье и коммунальные услуги, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и совместно с ним проживающих членов его семьи, на что имеется прямое указание в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому имеются основания для предоставления Нехаеву В.Н. денежной компенсации в положенном размере, определяемом исходя из количества членов его семьи.

То обстоятельство, что ФЗ «О ветеранах», на который ссылается ответчик, предусматривает в качестве получателей мер социальной поддержки более узкий перечень лиц, чем Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не может служить основанием для уменьшения прав заявителя и отказе в предоставлении ему денежной компенсации в положенном размере, определяемом исходя из количества членов его семьи.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 17 ноября 2009 года № 1483-О-О указал, что Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной зашиты, объём и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который, определяя организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, вправе, в том числе определять круг лиц, нуждающихся в такой поддержке.

Законодателем прямо указан круг лиц, для которых предусмотрена 50-процентная оплата за жилье и коммунальные услуги, а именно по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году» и совместно проживающих членов их семей. Доводы УСЗН Промышленного района об ограниченном перечне членов семьи носителя льгот является ограничительным толкованием закона, а не аналогией закона. Оснований для применения аналогии закона не имеется, поскольку имеется норма закона, регулирующая спорное правоотношение.

При таких обстоятельствах, требования Нехаева В.Н. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Нехаева В.Н. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга назначить с 01.12.2010 года к выплате ежемесячную денежную компенсацию Нехаеву В.Н. по оплате жилищно – коммунальных услуг, определив размер такой компенсации исходя из количества совместно проживающих членов его семьи, в том числе детей Н.К. и Н.М..

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Синельникова

В окончательной форме решение принято 21 марта 2011 года.

Судья Л.В. Синельникова