Дело №2-734/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Оренбург 19 апреля 2011г.
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Бондаренко А.П.,
с участием истца - помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Калимулиной Р.С.,
представителя ответчика ММУЗ «Муниципальная Городская клиническая больница № №» Давлетзяновой В.З., действующей на основании доверенности от 19.04.2011г.,
третьего лица Управления здравоохранения Администрации города Оренбурга Пращук Е.А., действующего на основании доверенности №№ от 11.04.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному медицинскому учреждению здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» об устранении нарушений требований противопожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав в нем, что проведенной проверкой прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга совместно со специалистом Главного управления МЧС по Оренбургской области установлено, что в деятельности Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» имеют место нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. В помещении детского стационара по ул.<адрес>, г.Оренбурга отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
ММУЗ «МГКБ № №» осуществляет свою деятельность на основании лицензий, выданных комиссией по лицензированию медицинской деятельности при главном управлении здравоохранения Оренбургской области и федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в том числе на осуществление медицинской деятельности № № от 28.05.2008.
Согласно Уставу ММУЗ «МГКБ № №» от 02.07.2005, учреждение осуществляет деятельность под руководством Управления Здравоохранения Администрации города Оренбурга.
ММУЗ «МГКБ № №» располагается в 14 помещениях, в том числе, в одно-двух-трех этажном здании детского стационара (больницы), поликлиники с подвалом, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. <адрес>. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.07.2005 данный объект недвижимости, общей площадью 3 509,3 кв.м., зарегистрирован на праве оперативного управления за ММУЗ «МГКБ № №».
Помещения в указанном детском стационаре не оборудованы
автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о
пожаре. Таким образом, не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности, что является не допустимым.
Такое положение делает невозможным надлежащее исполнение законов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», одним из основных направлений которого является проведение профилактических мероприятий - прививок, диспансеризации, обследованию новорожденных детей. Однако, осуществление названных мероприятий по ПНП «Здоровье» в указанном помещении не является безопасным для малолетних детей.
Несмотря на требования, указанные в статье 37 Закона РФ «О пожарной безопасности», в нарушение Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323, здание детского стационара ММУЗ «МГКБ № №» не оборудовано:
- автоматической пожарной сигнализацией;
- системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- на путях эвакуации в холле и приемном покое отделка стен выполнена из горючих материалов (СНиП 21-01-97 п. 6.25.*);
- планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009 (системы фотолюминесцентные эвакуационные).
Данные нарушения имели место и в 2008 -2010 г.г., что явилось основанием для привлечения должностного лица - начальника хозяйственного отдела ММУЗ «МГКБ № №» ФИО9 к административной ответственности по части 1 статьи 19.5.и части 1 статьи 20.4. КоАП РФ с наложением административного взыскания.
Кроме того, в адрес главного врача ММУЗ «МГКБ № №» отделом ГПН вносились предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени в помещении детского стационара выполнены лишь в части.
Учитывая, что ММУЗ «МГКБ № №» г. Оренбурга на протяжении длительного времени осуществляет медицинскую деятельность с грубыми нарушениями требований пожарного законодательства, эта ситуация представляет собой реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Так, в здании детской больницы постоянно на лечении находятся малолетние дети и их родители (иные законные представители), навещающие больных посетители и т.д., количество таких лиц постоянно меняется, точный круг лиц определить не представляется возможным. В больнице работает 86 сотрудников из числа медперсонала.
На день проверки 17.03.2011г. в ММУЗ «МГКБ № №» находилось на стационарном круглосуточном излечении 104 ребенка, 15 детей - на дневном стационаре. Тем самым, самые социально незащищенные горожане -малолетние дети находятся в опасности. Хотя ММУЗ «МГКБ № №» во исполнение требований ОГПН уже установил АПС и АСУ в некоторых помещениях, например, в поликлинике № № (ул. <адрес>), поликлинике дневного стационара (пр. <адрес>) и др.
Просил суд обязать ММУЗ «МГКБ № №» г. Оренбурга устранить нарушения требований противопожарной безопасности в здании детской больницы, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. <адрес>:
- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей при пожаре;
- заменить на путях эвакуации в холле и приемном покое отделку стен из горючих материалов;
-исполнить планы эвакуации в соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Калимулина Р.С., исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика ММУЗ «Муниципальная Городская клиническая больница № №» Давлетзянова В.З., действующая на основании доверенности от 19.04.2011г., согласилась с предъявленными требованиями и пояснила, что в проекте бюджетной сметы на 2010г. были запланированы расходы на противопожарные мероприятия в сумме <данные изъяты> тыс.руб., согласно сметы затрат на мероприятия по пожарной безопасности на 2010г. Утверждено бюджетом города Оренбурга на 2010г. <данные изъяты> тыс.руб. В течении 2010г. больница неоднократно обращалась в УЗО г.Оренбурга с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на противопожарные мероприятия.
В 4 квартале 2010г. были выделены дополнительные средства в сумме <данные изъяты> тыс.руб. на охрану, техническое обслуживание и ремонт средств охранно-пожарной сигнализации для заключения муниципальных контрактов и договор на эти цели. Итого выделено с учетом дополнительных ассигнований: <данные изъяты> тыс.руб. С целью обеспечения пожарной безопасности за 2010г. было затрачено из всех источников финансирования в сумме <данные изъяты> тыс.руб. Согласно плана устранения нарушений по результатам проверки прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга: оборудование помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре запланировано на 2013г., новые планы эвакуации - на 2011г., демонтаж горячей отделки на путях эвакуации запланирован на 2012г.
Для устранения нарушений требований противопожарной безопасности в здании детской больницы, расположенной по адресу: г.Оренбург,ул.<адрес> необходимо затратить <данные изъяты> тыс.руб., при бюджетном финансировании ММУЗ «МГКБ № №» устранит данные нарушения
Представитель третьего лица Управления здравоохранения Администрации города Оренбурга Пращук Е.А., действующая на основании доверенности №№ от 11.04.2011г. пояснила, что финансирование производится на основании бюджета г.Оренбурга на 2011 год и плановый период 2011-2012 г.г., выделены средства, которые распределяются ими между учреждениями здравоохранения г.Оренбурга. ММУЗ «Муниципальная Городская клиническая больница № №» осуществляет также предпринимательскую деятельность и имеет возможность направить эти средства на устранение нарушений противопожарной безопасности.
Выслушав стороны и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, препятствующего осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации.
Проведенной 17.03.2011 года прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга совместно со специалистом Главного управления МЧС по Оренбургской области проверкой установлено, что в деятельности Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» имеют место нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Помещения детского стационара по ул.<адрес> г.Оренбурга не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на путях эвакуации отделка стен выполнена из горючих материалов в холле и приемном покое, двери пожароопасных помещений не выполнены противопожарными, планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ, планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009 (системы фотолюминисцентные эвакуационные).
ММУЗ «МГКБ № №» осуществляет свою деятельность на основании лицензий выданных комиссией по лицензированию медицинской деятельности при главном управлении здравоохранения Оренбургской области и федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в том числе на осуществление медицинской деятельности № № от 28.05.2008.
Согласно Уставу ММУЗ «МГКБ № №» от 02.07.2005г. учреждение осуществляет деятельность под руководством Управления Здравоохранения Администрации города Оренбурга.
ММУЗ «МГКБ № №» располагается в 14 помещениях, в том числе, в одно-двух-трех этажном здании детского стационара (больницы), поликлиники с подвалом, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. <адрес>. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.07.2005 данный объект недвижимости, общей площадью 3 509,3 кв.м., зарегистрировано на праве оперативного управления за ММУЗ «МГКБ № №».
В здании детской больницы постоянно на лечении находятся малолетние дети и их родители (иные законные представители), навещающие больных посетители и т.д., количество таких лиц постоянно меняется, точный круг лиц определить не представляется возможным. В больнице работает 86 сотрудников из числа медперсонала.
На день проверки, то есть 17.03.2011, в ММУЗ «МГКБ № №» находилось на стационарном круглосуточном излечении 104 ребенка, 15 детей -на дневном стационаре.
Свидетель ФИО10., начальник отделения надзорной деятельности по Промышленному району МЧС России по Оренбургской области, в судебном заседании показал, что в ходе проверки от 17.03.2011 года в деятельности Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» имеют место нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Помещения детского стационара по ул.<адрес> г.Оренбурга не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на путях эвакуации отделка стен выполнена из горючих материалов в холле и приемном покое, двери пожароопасных помещений не выполнены противопожарными, планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ, планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009 (системы фотолюминисцентные эвакуационные). Ранее также проводились проверки данного учреждения и вносились предписания, в 2009 году, часть из выявленных нарушений были устранены, но указанные выше нарушения остались не устраненными.
Права и обязанности организаций и иных хозяйствующих субъектов в области обеспечения пожарной безопасности закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которым руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Под пожарной безопасностью согласно положениям действующего законодательства понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Наряду с Федеральным Законом N69-ФЗ, нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N313, а также иными нормативно-правовыми актами.
Правила пожарной безопасности устанавливают требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 7.29 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 и пункта 9 Таблицы 1 Норм и правил безопасности НПБ 110-2003, утвержденных Приказом МЧС РФ 18.06.2003г. №315, помещение детского стационара должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В соответствии с п.14 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 здания, сооружения, помещения общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) зданиях). В соответствии с?людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации; зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре; технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.
Пунктом 3.1. НПБ 104-03 установлено, что оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков указателей) на путях эвакуации; включением эвакуационных?безопасности (далее знаков безопасности; включением эвакуационного освещения; дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками); связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.В таблице №2 указан тип систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для леченых учреждений с числом койкомест 60 и более.
В соответствии с ГОСТ Р 12.2-143-2009 «Система стандартов безопасности труда, системы люминесцентные эвакуационные, требования и методы контроля», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 23.07.2009г. №260ст. фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенные для эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в т.ч. при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации. Пункт. 3.11. устанавливает, что планы (схемы) эвакуации при пожаре должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов.
Предписанием №36 от 26.02.2009г. в целях устранения выявленных при обследовании (проверке) нарушений требований пожарной безопасности, указывалось на необходимость выполнения следующих мероприятий: помещения детского стационара по ул. Зиновьева, 2 г.Оренбурга оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с НПБ-110-03 п.14 в срок до 03.02.2010 года; двери эвакуационных выходов с этажей закрыты на замки, что не обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания изнутри без ключа; открывание дверей эвакуационных выходов выполнено не по направлению выхода из помещений; двери, отделяющие помещения склада, аптеки от помещений поликлиники, выполнены не противопожарными с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; второй этаж здания не обеспечен вторым эвакуационным выходом через общий коридор пищеблока; в местах перепада высот в полу на путях эвакуации не выполнены пандусы с уклоном 1:6; помещение актового зала не обеспечено вторым эвакуационным выходом; в помещении актового зала допускается размещение более 50 человек, при этом помещение обеспечено одним эвакуационным выходом; в помещении вентиляционной камеры допускается складирование горючих материалов; в повальном этаже здания допущено размещение мастерских.
Согласно справке от 18.04.2011г. ММУЗ «МГКБ №№» в проекте бюджетной сметы на 2010 год были запланированы расходы на противопожарные мероприятия в сумме <данные изъяты> тыс. руб. (согласно смете затрат на мероприятия по пожарной безопасности на 2010 год).
Утверждено бюджетом города Оренбурга на 2010 год <данные изъяты> тыс. руб.
В течение 2010 года больница неоднократно обращалась в УЗО г. Оренбурга с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на противопожарные мероприятия.
В IV квартале 2010 года были выделены дополнительные средства в сумме <данные изъяты> тыс.руб. на охрану, техническое обслуживание и ремонт средств охранно-пожарной сигнализации для заключения муниципальных контрактов и договоров на эти цели.
Итого выделено с учетом дополнительных ассигнований: <данные изъяты> тыс.руб.
С целью обеспечения пожарной безопасности за 2010 год было затрачено средств из всех источников финансирования в сумме <данные изъяты> тыс.руб., в том числе:
- произведена замена горючей облицовки на путях эвакуации в центральной поликлинике на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; произведена замена двухпроводной электросети на трехпроводную в поликлиниках №№ № на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; установлена противопожарная дверь с пределом огнестойки 0,6 часа в стоматологической поликлинике на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; проведена замена ВРУ в дневном стационаре (по адресу: пр. <адрес>, №) на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; выполнен план эвакуации на случай пожара в поликлинике №№ на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; приобретен пожарный шкаф на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; приобретен рукав пожарный на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; техническое обслуживание средств ОПС на сумму <данные изъяты> тыс. руб.; монтаж ОПС в кабинете старшей медсестры центральной поликлиники и в комнате интенсивной терапии детского стационара на общую сумму <данные изъяты> тыс.руб.
Принимая во внимание, что в настоящее время ряд требований государственного пожарного надзора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном медицинском учреждении здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» не выполнено, а именно в нарушение Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323, здание детского стационара ММУЗ «МГКБ № №» не оборудовано: автоматической пожарной сигнализацией ; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на путях эвакуации в холле и приемном покое отделка стен выполнена из горючих материалов (СНиП 21-01-97 п. 6.25.*); планы эвакуации выполнены не соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009 (системы фотолюминесцентные эвакуационные), что продолжает создавать угрозу жизни и здоровью детей, находящихся на лечении, и их родителей, а также работающих в учреждении сотрудников, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, что причиной невыполнения ряда требований государственного пожарного надзора является недостаточное финансирование на эти цели, не могут быть приняты судом во внимание, так как в соответствии со ст.38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному медицинскому учреждению здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» об устранении нарушений требований противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное медицинское учреждение здравоохранения «Муниципальная городская клиническая больница №№» устранить в полном объеме нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании детского стационара по адресу: г.Оренбург, ул.<адрес>, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей при пожаре; заменить на путях эвакуации в холле и приемном покое отделку стен из горючих материалов; исполнить планы эвакуации в соответствии с ГОСТ р-12.2.143-2009.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
СУДЬЯ: Л.А.Маслова
Решение в окончательной форме вынесено 25 апреля 2011 года.
СУДЬЯ: Л.А.Маслова.
Решение вступило в законную силу 06.05.2011г.