№ 2-581/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года г.Оренбург
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.
при секретаре Иванцовой Е.С.
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н., истца Чикалева А.Т., его представителя Лёзиной В.И., действующей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга - Сухановой Ю.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, и Золотовой С.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикалева А.Т. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга (далее УСЗН Промышленного района г.Оренбурга) о взыскании суммы возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г. Является инвалидом II группы, наступление инвалидности связано с участием в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и ему назначена компенсация за причинение вреда здоровью. В связи с выплатой суммы возмещения вреда здоровью в меньшем размере, чем это установлено законом, а также несвоевременной и неверной индексацией ежемесячной компенсации и соответственно образования задолженности по её выплате ему причинен ущерб, который заключается в снижении покупательной способности тех выплат, которые он получил. Индексация выплаты не производилась по выгодному для получателя варианту. Просит суд взыскать с УСЗН Промышленного района г. Оренбурга за счет средств федерального бюджета в его пользу начиная с 01.02.2011 г. ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. Взыскать с УСЗН Промышленного района г. Оренбурга за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно задолженность за период с 01.07.2000 г. по 31.01.2011 г. по выплате ежемесячной компенсации за ущерб здоровью в размере <данные изъяты> руб., взыскать с ответчика в его пользу за счет средств федерального бюджета расходы на оплату работы представителя <данные изъяты> руб.
Истец Чикалев А.Т. и его представитель Лёзина В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и приложенному расчету. При этом уточнили требования в части взыскания задолженности за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2011 года и просили взыскать <данные изъяты> коп.
Представитель УСЗН Промышленного района г.Оренбурга Суханова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что УСЗН является органом местного самоуправления, в задачи УСЗН Промышленного района входит предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе и гражданам, подвергшимся радиационному воздействию и членам их семей, однако организация работы органов местного самоуправления касается приема граждан, приема от граждан заявлений и документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки, определении права и принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки, возмещении вреда (или об отказе), назначения, перерасчета и предоставления документов в органы, уполномоченные осуществлять выплаты. Поскольку причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. УСЗН – муниципальный орган и не вправе исполнять финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые не переданы им в установленном действующим законодательством порядке, либо не обеспечены финансовыми средствами для их исполнения. Считает, что указанные обязательства должна выполнять Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации. Считает УСЗН Промышленного района г. Оренбурга ненадлежащим ответчиком. О размере выплат представил справку от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснили, что расчет, представленный истцом ими проверен, своего расчета не представляют, поскольку возражают по сути заявленных исковых требований.
Второй представитель УСЗН Промышленного района г.Оренбурга Золотова С.А. поддержала позицию Сухановой Ю.А.
Представители Министерства социального развития Оренбургской области и Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Старший помощник Прокурора Стахиев А.Н. считает иск о взыскании суммы возмещения вреда здоровью обоснованным. Также считает, что органом, с которого следует взыскать задолженность, по мнению прокурора, является УСЗН Промышленного района г.Оренбурга, вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя просил решить в соответствии со сложившейся практикой.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как установлено материалами дела, Чикалев А.Т. является инвалидом II группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоит на учете в УСЗН Промышленного района г.Оренбурга и ему согласно Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначена с 02 марта 1996 года и выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 607 определен орган государственной власти, уполномоченный выступать от имени казны Российской Федерации, этим органом является орган социальной защиты населения.
Названная правовая позиция закреплена в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 года (в редакции постановления Пленума от 05 апреля 2005 года № 7, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 11 мая 2007 года № 23) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким органом, в данном случае является УСЗН Промышленного района г.Оренбурга, с которого и должны взыскиваться в пользу истца суммы задолженности и текущие платежи по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда. В связи с чем, доводы представителей ответчиков в этой части нельзя признать состоятельными.
В соответствии со ч.3 ст.5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции ФЗ № 31 от 26 апреля 2004 года размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определенном Правительством РФ, начиная с 19 июня 2002 года.
Вместе с тем, редакция закона от 24 ноября 1995 года ФЗ-179 предусматривала защиту от инфляции сумм в возмещение вреда в полном размере в порядке определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста МРОТ. С 15 февраля 2001 года, редакция закона № 5 установила новый критерий индексации, размеры выплат, предусмотренные частями первой и второй статьи 2, ежегодно повышались пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. И такая индексация осуществлялась до принятия новой редакции закона № 31 от 26 апреля 2004 года.
Разрешая вопрос об индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда, суд учитывает положения Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года № 364-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», согласно которых суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. С учетом выше указанных положений, индексация выплаты, начиная с 01 июля 2000 года, влияет на конечную сумму выплаты, поэтому подлежит применению.
Учитывая положения закона о ежегодной индексации, указанные суммы следует индексировать с 1 января каждого года.
На основании вышеизложенного, ежемесячная сумма компенсации в возмещении вреда подлежит выплате с учетом следующих коэффициентов:
В соответствии с ФЗ от 19 июня 2000 года индекс увеличения МРОТ с 01 июля 2000 года составляет - 1,581; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,515.
Согласно справке департамента Оренбургской области по труду величина коэффициента прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ составляет - 1,25, с 01.01.2003 года - 1,62, с 01 января 2004 года - 1,15.
Индекс инфляции, установленный Правительством РФ, с 01 января 2005 года – 1,11; с 01 января 2006 года – 1,09 и с 01 января 2007 года – 1,08, с 01 января 2008 года 1,105, с 01 января 2009 года – 1,13, с 01 января 2010 года – 1,1, с 01 января 2011 года – 1,065.
С 15 февраля 2001 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулируются п.25 ст.14 базового Закона в редакции Федерального Закона № 5 от 12 февраля 2001 года.
В силу вышеназванной нормы права возмещение вреда гарантируется выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, размер которой зависит только от группы инвалидности.
В соответствии с ч.1 ст. 2 указанного закона право выбора получать ранее установленные ежемесячные выплаты, исчисленные из заработка либо ежемесячную компенсацию в твердой денежной сумме, принадлежит инвалиду, а не органу социальной защиты. Право такого выбора не предоставлено лишь инвалидам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу ФЗ от 12 февраля 2001 года.
Таким образом, с 01 января 2005 года ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть установлена с применением коэффициента 1,11, то есть <данные изъяты> руб., с 01 января 2006 года – с применением коэффициента 1,09, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью - <данные изъяты> руб., с 01 января 2007 года - с применением коэффициента 1,08, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – <данные изъяты> руб., с 01 января 2008 года - с применением коэффициента 1,105, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – <данные изъяты> руб., с 01 января 2009 года - с применением коэффициента 1,13, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – <данные изъяты> руб., с 01 января 2010 года - с применением коэффициента 1,1, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – <данные изъяты> руб., с 01 января 2011 года - с применением коэффициента 1,065, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью – <данные изъяты> руб.
Судом установлено, что с марта 2001 года Чикалев А.Т. получает ежемесячную выплату в возмещение вреда из твердой денежной суммы, соответствующей второй группе инвалидности, <данные изъяты> руб. Однако, с 01 июля 2000 года в соответствии с законодательством должен быть применен коэффициент 1,581 и сумма возмещения вреда здоровью должна составлять <данные изъяты> руб., а с 01 января 2001 года – коэффициент 1,515 и указанная выплата должна составлять <данные изъяты> руб., поэтому установленный размер выплаты является меньшим по сравнению с тем, какой он получал и является невыгодным для него и нарушает его права. При этом с доводами представителя ответчика о том, что Чикалев А.Т. писал заявление о переводе его на выплату возмещения вреда здоровью в твердой денежной форме нельзя согласиться, поскольку из заявления Чикалева от 26 марта 2001 года, исследованного в ходе судебного заседания не усматривается, что истец просил перевести его на выплату в твердой денежной форме.
Редакция закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 24 ноября 1995 года ФЗ-179 предусмотрела защиту от инфляции сумм в возмещение вреда в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан. Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, в соответствии с требованиями пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05 апреля 2005 года, суд вправе удовлетворить требование истца об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Таким образом, требование истца об индексации образовавшейся задолженности по ежемесячным платежам, образовавшимся в результате выплаты компенсации в меньшем размере, чем это предусмотрено законом по выгодному для него варианту, на индекс роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, также подлежит удовлетворению.
С учетом приведенных положений закона размер ежемесячной компенсации с учетом выше приведенной индексации с 01 июля 2000 года и общий размер компенсации, подлежащий выплате за год, составляет:
- 01 июля 2000 года – 31 декабря 2000 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2001 года – 31декабря 2001 года – <данные изъяты> руб.
- 01.янаря 2002 года- 31декабря 2002 года – <данные изъяты> руб.
- 01января 2003 года – 31декабря 2003 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2004 года – 31декабря 2004 года - <данные изъяты> руб.
- 01января 2005 года – 31 декабря 2005 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2006 года – 31 декабря 2006 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2007 года – 31 декабря 2007 года – <данные изъяты> руб.
- 01января 2008 года – 31декабря 2008 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2009 года – 31 декабря 2009 года ? <данные изъяты> руб.
- 01 января 2010 года – 31 декабря 2010 года – <данные изъяты> руб.
- 01января 2011 года – 31 января 2011 года – <данные изъяты> руб.
Размер компенсации, который Чикалев А.Т. получил фактически за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2011 года, составляет:
- 01 июля 2000 года – 31 декабря 2000 года –<данные изъяты> руб.
- 01 января 2001 года – 31 декабря 2001года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2002 года – 31декабря 2002 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2003 года – 31 декабря 2003 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2004 года – 31 декабря 2004 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2005 года – 13 декабря 2005 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2006 года – 31 декабря 2006 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2007 года – 31 декабря 2007 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2008 года – 31 декабря 2008 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2009 года – 31 декабря 2009 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2010 года – 31 декабря 2010 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2011 года – 31 января 2011 года – <данные изъяты> руб.
Следовательно, размер задолженности по выплате ежемесячной компенсации за период с 01 января 2002 года по 31 января 2011 года составляет:
- 01 июля 2000 года – 31 декабря 2000 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2001года- 31 декабря 2001 года – <данные изъяты> руб.
- 01января 2002 года – 31 декабря 2002 года– <данные изъяты> руб.
- 01 января 2003 года - 31 декабря 2003 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2004 года - 31 декабря 2004 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2005 года – 13 декабря 2005 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2006 гола – 31 декабря 2006 года – <данные изъяты> руб.
- 01января 2007 года – 31 декабря 2007 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2008 года – 31 декабря 2008 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2009 года – 31 декабря 2009 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2010 года – 31 декабря 2010 года – <данные изъяты> руб.
- 01 января 2011 года – 31 января 2011 года – <данные изъяты> руб.
Размер задолженности по выплате ежемесячной компенсации с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственным органом статистики Российской Федерации, за период с 01 июля 2000 год по 31 января 2011 года составляет:
За 2000 год – <данные изъяты>
За 2001 год - <данные изъяты>
За 2002 год - <данные изъяты>
За 2003 год - <данные изъяты>
За 2004 год - <данные изъяты>
За 2005 год – <данные изъяты>.
За 2006 год – <данные изъяты>.
За 2007 год – <данные изъяты>.
За 2008 год – <данные изъяты>.
За 2009 год – <данные изъяты>.
За 2010 год – <данные изъяты>
Задолженность за январь 2011 года – <данные изъяты>.
Итого: <данные изъяты>.
Приведенный истцом расчет судом проверялся и является верным. Таким образом, размер убытков истца в связи с несвоевременной индексацией по выгодному для истца варианту ежемесячной компенсации и её выплате за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2011 год составляет <данные изъяты> коп., которые подлежат взысканию с УСЗН Промышленного района г.Оренбурга за счет средств федерального бюджета.
Требование истца о взыскании с ответчика его расходов, связанных с оплатой услуг представителя подлежит удовлетворению в соответствии со ст.100 ГПК РФ. Вместе с тем суд учитывает, требования разумности, количества судебных заседаний, работы проделанной представителем ответчика, и приходит к выводу о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. Руководствуясь ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чикалева А.Т. удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга за счет средств федерального бюджета в пользу Чикалева А.Т. с 01 февраля 2011 года размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере <данные изъяты>..
Взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга за счет средств федерального бюджета в пользу Чикалева А.Т. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2011 год в размере <данные изъяты> коп.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного района г.Оренбурга за счет средств федерального бюджета в пользу Чикалева А.Т. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2011 года.
Судья Бураченок Н.Ю.