Именем Российской Федерации г. Оренбург 13 мая 2011 года Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Масловой Л.А., при секретаре Бондаренко А.П., с участием истца Плотникова А.В., его представителя адвоката Лёзиной В.И., предъявившей удостоверение №№ ордер №№ от 02.03.2011г., ответчика Тушкановой С.В., ее представителя Дымовой Т.В., действующей на основании доверенности от 25.02.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова А.В., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО27, к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о признании регистрации права собственности на жилой дом незаконной, признании жилого дома с мансардой самовольной постройкой, понуждении снести строение литер А2, о понуждении вырубки деревьев, к Администрации Северного округа Муниципального образования «город Оренбург» о понуждении подготовить, согласовать и выдать разрешение на вырубку высокорослых деревьев, У С Т А Н О В И Л: Плотников А.В., действующий в интересах несовершеннолетней ФИО27, обратился в суд с иском о сносе самовольного пристроя и вырубки деревьев, указав, что его дочь, ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является собственником ? доли дома №№ по <адрес> г.Оренбурга, собственником 3\4 доли дома является его отец Плотников В.П.. В указанном доме проживают он, дочь и мать дочери Шакусова Г.. Собственником соседнего дома, расположенного по адресу <адрес>, является Тушканова С.В.. В октябре 2010г. ответчик к своему дому возвела двухэтажный жилой пристрой. Приблизительные размеры пристроя составляют: высота 8-10м., длина 10м., ширина 7 м. Указанное самовольное строение прилегает к забору их дома. Поскольку строение очень высокое, то от него на двор и дом падает тень. В мансарде их дома постоянно темно. Снег, вода с крыши строения скатывается в их двор, под стены дома. Два окна указанного строения выходят на их двор. И они вынуждены находиться под «наблюдением» соседей. На крыше строения установлена труба-дымоход, которая располагается напротив окна мансарды их дома. Такое расположение создает пожарную опасность и представляет угрозу задымления их дома. Кроме того, строение расположено на близком расстояние от общего газопровода, что также является нарушением пожарной безопасности. Он неоднократно обращался к ответчику с просьбой не строить дом в непосредственной близости к их двору и дому. Однако Тушканова С. отказалась это сделать и продолжила стройку. Он вынужден был обратиться в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г.Оренбурга. Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г.Оренбурга было направлено предупреждение Тушкановой С.В. Однако, нарушения ответчиком не устранены до настоящего времени. Кроме того, в палисаднике дома №№ по <адрес> растет сосна высотой 15-18м., рядом с домом посажен тополь высотой 18-20м. От указанных насаждений тень падает на двор. В летний период к ним во двор летит тополиный пух, что причиняет большие неудобства. Дочь и он не могут находиться во дворе, так как в этот период невозможно дышать. На основании ст.304 ГК РФ просил: Обязать Тушканову С.В. устранить препятствия в пользовании домом №№ по <адрес> путем сноса самовольного двухэтажного пристроя по адресу: <адрес> г.Оренбурга и вырубки высокорастущих деревьев, расположенных в непосредственной близости от дома. В ходе судебного разбирательства истец увеличил свои требования, просил: Признать регистрацию права от 16.11.2010г. за Тушкановой С.В. на жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №№, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>. незаконной. Признать жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №№, лит.А1А2 по адресу г.Оренбург <адрес>, самовольной постройкой. Обязать Тушканову С.В. снести строение литер А2. Обязать Тушканову СВ. произвести вырубку высокорослых деревьев тополя и сосны на территории, прилегающей к дому №№ по ул.<адрес> г.Оренбурга. Требования обосновал, тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.11.2010г. за Тушкановой С.В. зарегистрировано право собственности на жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №№, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>. Ранее Тушканова СВ. являлась собственником жилого дома, расположенного по этому же адресу, площадью 61,7 кв.м., литер А1А2. В 2010г. ответчиком произведена реконструкция дома: общая площадь дома изменилась в связи со сносом строения лит.А и возведением строения лит.А2. При этом длина строения увеличилась на 1,4 м., высота более чем на 3 м. Считает, что регистрация права собственности на реконструированный объект незаконна. При проведении регистрации регистрирующий орган должен руководствоваться Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденными Приказом Федеральной регистрационной службы от 8 июня 2007 г. N 113. Согласно р.2 п.5. указанных рекомендаций, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (пункт 1 статьи 25 Закона). Пунктом 6 предусмотрено, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 Кодекса). Реконструкция жилого дома №№ по <адрес> проведена с нарушением норм Градостроительного Кодекса РФ. Так, согласно п.6 ст.52 ГСК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. Согласно п.5.3.4 СП 30-102-99, усадебный одно-двухквартирный дом должен отстоять от соседнего приквартирного участка не менее чем на 3 м. Тушканова С.В. возвела строение лит.А2 практически на разделительной меже, чем нарушила указанные нормы. Кроме того окна строения лит.А2 расположены от стен дома №№ по <адрес> на расстоянии менее 5м., что также является нарушением. Так, п.5.3.8. СП предусмотрено, что на территории с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних участках должно быть не менее 6м. Согласно п.4.3 СНиП 21-01-97., не допускается изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке. При возведении строения лит.А2 проектная документация отсутствовала. В соответствии с ч.1 ст.69 ФЗ №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расстояние между жилыми домами, должно быть не менее 8м. Кроме того, возвышение дымовой трубы над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5м. от конька или парапета должно быть не менее 500мм. Постройка возведена на санитарной зоне газопровода. Тушкановой С.В. возведена постройка на расстоянии менее 5м. до дома его дочери, при этом не выдержаны требования по высоте трубы. Поскольку реконструкция дома №№ по <адрес> проведена с нарушением норм Градостроительного Кодекса РФ, следовательно она имеет признаки самовольной постройки. Сохранение самовольной постройки нарушают права и законные интересы ФИО27, а также представляет угрозу ее жизни и здоровью, так как нарушены нормы пожарной безопасности. Считает, что данное строение подлежит сносу. Согласно п.5.3.2. СП, от стволов высокорослых деревьев до границы соседнего приквартирного участка должно быть не менее 4м. Деревья, указанные в исковом заявлении, расположены на меньшем расстоянии, что предусмотрено регламентом. Тень от деревьев и тополиный пух причиняют большие неудобства. Из-за тополиного пуха ухудшается состояние здоровья всех членов семьи. В дальнейшем в ходе рассмотрения дела истец увеличил свои требования, заявил требования к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрации Северного округа Муниципального образования «город Оренбург»: Признать регистрацию права от 16.11.2010г. за Тушкановой С.В. на жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143.4 кв.м., кадастровый номер №№, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>. незаконной. Признать жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №№, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>, самовольной постройкой. Обязать Тушканову С.В. снести строение литер А2, расположенное по адресу г.Оренбург <адрес>. Обязать Тушканову С.В. произвести вырубку высокорослых деревьев тополя и сосны, произрастающих на территории, прилегающей к дому <адрес>, г.Оренбурга. Обязать Администрацию Северного округа МО г.Оренбург подготовить, согласовать и выдать разрешение на вырубку высокорослых деревьев тополя и сосны, произрастающих на придомовой территории домовладения, расположенного по адресу: г.Оренбург <адрес>. Дополнительно требования обосновал тем, что согласно п.3-5 Порядка согласования вырубки деревьев, установленного постановлением Оренбургского городского Совета от 29.10.2002 года №221 «О порядке согласования вырубки зеленых насаждений и возмещения причиненного ущерба», разрешение и согласование на вырубку зеленых насаждений проводит Администрация округа города, а утверждает глава г.Оренбурга. Администрация Северного округа г.Оренбурга отказывается оформить разрешение. Пунктом 12.1 Постановления Оренбургского городского Совета от 28.02.2006г. №16 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства города Оренбурга», предусмотрено, что содержание городских зеленых насаждений осуществляют организации и граждане, которые являются владельцами земельного участка, на котором произрастают зеленые насаждения. Согласно п.12.5, п. 12.7 и п.12.8 указанных Правил, содержание зеленых насаждений на придомовых территориях жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Вырубка деревьев и кустарников, расположенных на придомовой территории, не допускается без соответствующего разрешения. Зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда. Согласно п.2 Порядка согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений, разрешение на вырубку зеленых насаждений может быть выдано в том числе, в случае нахождения деревьев в аварийном состоянии, а так же если деревья и кустарники посажены без соблюдения требований СНиП. Тополь и сосна, расположенные на придомовой территории Тушкановой находятся на расстоянии 1м. 40 см.-1м.60 см. от его дома. Сосна изменила направление и наклонилась в сторону их дома, находится в аварийном состоянии, в случае повреждения дерево оно упадет на дом истца. При посадке деревьев были нарушены нормы СНиП. Так п.5.3.2 СНиП предусмотрено, что расстояние от стволов высокорослых деревьев до границы соседнего приквартирного участка должно быть не менее 4м. Кроме того полагает, что сосна находится в аварийном состоянии. Расположение деревьев в непосредственной близости дома представляет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, так же угрозу повреждения имущества. Согласно п.3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, не следует осуществлять посадку женских экземпляров тополей, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения. Постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999г. №112 утверждено Положение о развитии системы зеленых насаждений, которым рекомендовано осуществлять озеленение из числа тополевых пирамидальным тополем. Полагает, что данные рекомендации даны с учетом того, что в период созревания тополя на наступают осложнения заболевания у больных аллергией. У его дочери ФИО27 аллергия на семена тополя. Расположение тополя в непосредственной близи от дома нарушает ее права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил удовлетворить, обосновав доводами, указанными в исковых заявлениях, дополнительно пояснил, что дом ответчика находится на расстоянии от их дома 4 м., а должно быть не менее 6м., пожар может произойти от чего угодно, например, перед праздничными днями горела мусорка, от чего произошло возгорание неизвестно. А связи с тем, что расстояние между домами не соответствует противопожарным нормам, имеется угроза, что огонь на случай пожара может перекинуться на соседний дом. Поэтому расстояние между домами в 4 метра создает угрозу для возгорания соседнего дома. Представитель истца Лёзина В.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в октябре 2010г. ответчик к своему дому возвел двухэтажный жилой пристрой самовольно, без соответствующего разрешения, на не отведенном для этих целей участке, с нарушением норм Градостроительного Кодекса РФ. Так, согласно п.6 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. Согласно п.5.3.4 СП 30-102-99, усадебный одно-двухквартирный дом должен отстоять от соседнего приквартирного участка не менее чем на 3 м. Тушканова С.В. возвела строение лит.А2 практически на разделительной меже, чем нарушила указанные нормы. Окна строения лит.А2 расположены от стен дома №№ по <адрес> на расстоянии менее 5м., что также является нарушением. Так, п.5.3.8. СП предусмотрено, что на территории с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних участках должно быть не менее 6м. Поскольку реконструкция дома №№ по <адрес> проведена с нарушением норм Градостроительного Кодекса РФ, следовательно, она имеет признаки самовольной постройки. Сохранение самовольной постройки нарушают права и законные интересы ФИО27., а также представляет угрозу ее жизни и здоровью, так как нарушены нормы пожарной безопасности, объект пожароопасен. Акт о вентиляционном состоянии дымовых каналов, газового котла не относится к доказательствам, безопасность котла они не оспаривают. Возвышение дымовой трубы над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5м. от конька или парапета должно быть не менее 500мм. Постройка возведена на санитарной зоне газопровода. Тушкановой С.В. возведена постройка на расстоянии менее 5м. до дома его дочери, при этом не выдержаны требования по высоте трубы. Труба - это часть строения. Дом находится на близком расстоянии от газопровода, при возникновении пожара возможен взрыв газа. Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о сносе. Дом Тушкановой имеет признаки самовольной постройки, требование заявлено о сносе, т.к. есть угроза пожарной опасности, строение мешает проникновению дневного света в помещение. Тополь и сосна, расположенные на придомовой территории Тушкановой находятся на расстоянии 1м. 40 см.-1м.60 см. от его дома. Сосна изменила направление и наклонилась в сторону дома истца, дерево старое, находится в аварийном состоянии, в случае повреждения дерево оно упадет на дом. При посадке деревьев были нарушены нормы СНиП. Так п.5.3.2 СНиП предусмотрено, что расстояние от стволов высокорослых деревьев до границы соседнего приквартирного участка должно быть не менее 4-м. Кроме того тополь вызывает аллергию у дочери истца. Согласно п.3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, не следует осуществлять посадку женских экземпляров тополей, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения. Расположение деревьев в непосредственной близости дома представляют угрозу жизни и здоровью, гражданам, проживающим в доме, так же угрозу повреждения имущества. Плотников обращался в Администрацию Северного округа г.Оренбурга за получением разрешения на снос деревьев, но ему было отказано, т.к. нет заявления Тушкановой. Но Тушканова не должна распоряжаться деревьями, она должна только ухаживать за ними. Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Оренбургской области, третьи лица: представитель Администрации г.Оренбурга Калачев В.В., Плотников В.П., будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц и ответчика. Ответчик Тушканова С.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении и пояснила, что деревья высажены до ее рождения. Когда дом перешел в ее собственность в 2007г. деревья уже росли. Деревья здоровые, сухих веток нет, считает, что обрезать их не должна. Против вырубки тополя не возражает, но сама вырубать его не будет. Ее дом угрозы для жизни и здоровья не представляет, окна, выходящие во двор соседей из специального стекла, через них проникает только свет, но ничего не просматривается. В старом доме также было окно, выходящее во двор соседей. Представитель ответчика Дымова Т.В. пояснила, что исковые требования истца считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Признать дом Тушкановой С.В. самовольной постройкой нельзя, т.к. имеются заключения экспертов о соответствии дома, литер А1А2, расположенного по <адрес>, г.Оренбурга строительным нормам и правилам. Это не вновь возведенный дом, а реконструкция старого. Дом построен на том же месте, где был старый дом, на старом фундаменте, но с отступом в сторону земельного участка №№. Он не создает угрозы для соседнего дома. Имеются заключения, что расположение дома не влияет на эксплуатацию газопровода, не нарушает нормы инсоляции. Единственным фактором открытого огня имеется газовый котел, но имеется заключение эксперта, что он подключен верно, угрозы не создает, дымоходы выложены правильно. Дым из трубы растекаться по двору истца не может, т.к. он легкий. Труба построена выше конька на 50 см., ее расположение соответствует СНИП 41-01-03, 21-01-97. Что угарный газ попадает в окна истца доказательств не представлено. Осадки с крыши не попадают на газовую трубу, т.к. крыша располагается дальше. Жилой дом не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан. У ответчика имеется два огнетушителя. Требование о признании регистрации права на дом не законной не может быть заявлено к Тушкановой С.В., регистрацию осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Оренбургской области. Тушканова предоставила для регистрации пакет документов, и право собственности на строение было зарегистрировано в соответствии с законом. Никаких замечаний к представленным документам не было. Они соглашаются с доводами, изложенными в отзыве Управления Росреестра. В соответствии с нормативными документами, регламентирующими содержание правила благоустройства и порядка согласования вырубки деревьев имеется перечень оснований для вырубки: наличие проекта на строительство, реконструкцию, засохшие деревья, либо охранная зона, таких оснований для вырубки деревьев не имеется, поэтому Администрация Северного округа отказала в выдаче разрешения на их вырубку. Деревья были посажены при рождении ответчика, они растут на придомовой территории, ей не принадлежащей. Деревья признаков заболеваний не имеют. Для сосны 40 лет это не старость, т.к. в Бузулукском бору сосны по 1000 лет растут. Из древесины сосны делают мачты для кораблей. Тушканова С.В. возражает вырубить сосну, насчет тополя возражений нет, но не согласна сама его вырубить. Деревья опасности для жизни и здоровья не создают. Истцом не предоставлено сведений, что деревья находятся в аварийном состоянии. Постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999г. №112 рекомендовано осуществлять озеленение из числа тополевых пирамидальным тополем, но запрещений высадки других тополей не содержит. Аллергия у дочери истца может быть и от других деревьев, произрастающих в городе. Из представленной медицинской справки усматривается, что у нее аллергия не только на тополь, но и на другие деревья, растения, домашних животных. Не доказано, что аллергия у дочери именно от этого тополя. Поэтому требования о вырубке деревьев не подлежат удовлетворению. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Северного округа г.Оренбурга Погорелов Д.В. в судебном заседании требования к Администрации не признал. Просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оснований для выдачи разрешения на снос деревьев не имеется. Плотников А.В. обращался 16 марта 2011 года в Администрацию Северного округа г.Оренбурга с заявлением дать разрешение на снос деревьев, растущих на земельном участке по адресу: <адрес>. Специалист Горохов В.А. производил обследование деревьев с выходом на место. При обследовании установлено, что деревья две сосны и тополь произрастают на прилегающей территории соседнего домовладения. В соответствии с пунктами 2.6., 2.6.2., 12.2., 12.2.3., 12.2.8. Постановления Оренбургского городского Совета от 28.02.2006г № 16 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства города Оренбурга» и Порядка согласования вырубки (повреждении) зеленых насаждений и возмещения ущерба причиненного зеленому хозяйству города Оренбурга, утвержденного Постановлением городского Совета от 29.10.2002г. № 221 разрешение на вырубку данных деревьев оформлено быть не может по следующим причинам: - деревья тополь и две сосны произрастают на прилегающей территории в границах частного домовладения по <адрес>; - данные деревья не засохшие, не больные и не в аварийном состоянии; - требования СНиП 2.07.01-89 * «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по пункту 4.12. в данном случае неприменимы, в связи с тем, что строительство жилого дома на земельном участке по <адрес>, произошло позднее, чем были посажены деревья. Разрешение на вырубку деревьев может быть оформлено при согласии собственника частного домовладения по <адрес>, или по его обращению в администрацию Северного округа лично, с возмещением ущерба. О возмещении ущерба Плотниковым А.В. не было заявлено. Стоимость сосны большая, сосне не свойственна хрупкость. Тополь хрупкий, но показаний для его вырубки и обрезки нет. Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области Реперчук Ю.С. предоставил отзыв, в соответствии с которым в отношении требований о признании жилого дома литер А1А2 расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, <адрес>, самовольной постройкой; об обязании Тушканову С.В. снести строение литер А2; об обязании Тушканову С.В. произвести вырубку высокорослых деревьев, не имеют заинтересованности в исходе данного гражданского дела. В части требования о признании незаконной регистрации права собственности Тушкановой СВ. на жилой дом литер А1А2, расположеный по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, <адрес>: Управление возражает против его удовлетворения по следующим причинам. Несмотря на определение регистрации как юридического акта признания и подтверждения государством прав на недвижимость. государственная регистрация не является ненормативным актом государственного органа. Совершенный Управлением юридический акт не содержит никаких властных предписаний участникам гражданского оборота. Поскольку регистрация сама по себе не влечет возникновения прав на недвижимость, в отрыве от материально-правового основания ее проведения (сделки, свидетельства о праве на наследство, разделительного баланса: передаточного акта, ненормативного акта органа власти, судебного решения или иного правоустанавливающего документа), она также сама по себе не может нарушать прав иных лиц. Государственная регистрация является лишь доказательством существования зарегистрированного права (статья Федеральною закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» (далее но текст) - Закон о регистрации). Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации в судебном порядке может быть оспорено только зарегистрированное право. А значит, в судебном порядке должно быть оспорено материально-правовое основание возникновения права на объект недвижимого имущества, а не государственная регистрация права сама по себе. Представитель третьего лица Администрации города Оренбурга Калачев В.В. предоставил отзыв, в соответствии с которым просил суд, принять решение в соответствии с действующим законодательством РФ. Выслушав пояснения истца, ответчика, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. По требованиям Плотникова А.В., действующего в интересах несовершеннолетней Плотниковой ФИО27, к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, признании жилого дома с мансардой самовольной постройкой, понуждении снести строение литер А2. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ней способами или иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. По правилам ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с п.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно требованиям п.5.3.4. СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границы соседнего приквартирного участка расстояние по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м.; от других построек (бани, гаража) – 1 м. Из пункта 5.3.8. СП следует, что на территории с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, бани, гаража), расположенных на соседних участках должно быть не менее 6м. Из материалов дела следует, что Плотникова ФИО27, 23.06.2001 г.р., является собственником ? доли дома №№ по <адрес> г.Оренбурга, собственником 3\4 доли дома является Плотников В.П. на основании договора от 15.05.2008г., свидетельств о государственной регистрации № и № от 10.03.2009г. На основании договора дарения жилого дома от 21.09.2007 года установлено, что Тушканова С.В. приобрела в собственность жилой дом, литер АА1, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью 61,7 кв.м., в том числе жилой 28,6, расположенный по адресу: г.Оренбург, <адрес>. Право собственности было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области. Из свидетельства о государственной регистрации права от 31.07.2008г., выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, следует, что за Тушкановой С.В. зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.05.2008г. №№ право собственности на земельный участок площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: г.Оренбург, <адрес>. Произведено межевание земельного участка, границы согласованы с соседними участками, что подтверждается копиями документов землеустроительного дела. В судебном заседании установлено, что согласно копий документов по установлению границ земельного участка по адресу: г. Оренбург, <адрес> от 2008г., с западной стороны земельный участок граничит с земельным участком по адресу: <адрес>. С северной стороны земельный участок граничит с земельным участком по адресу: <адрес>. С восточной стороны земельный участок граничит с улицей <адрес>. С южной стороны земельный участок граничит с участком по адресу: <адрес>. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права № от 16.11.2010 г., копии технического паспорта на жилой дом ФГУП «<данные изъяты>» от 29 октября 2010 г., одноэтажный с мансардой жилой дом литер А2 (2010 года постройки) расположенный по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, <адрес> смешанной конструкции, размерами в плане 7,11 на 7,47 м. (в части литер А1) и 6,85 (в части литер А2), высота по перекрытию 3,00 м. (в части литер А1) и 6,30 м. по перекрытию мансарды (в части литер А2). Общая площадь жилого дома литер А1А2 - 143,4 кв.м. Фундамент жилого дома литер А2 ленточный бетонный монолитный. Стены - керамзитоблочные. Крыша двускатная по деревянным стропилам. Кровля - металлочерепица. Полы - деревянные дощатые по лагам. Заполнение дверных проемов - двери деревянные простые. Заполнение оконных проемов - ПВХ (полихлорвинилхлорид) конструкции. К жилому дому литер А1А2 подведено центральное газоснабжение, электроснабжение, холодное водоснабжение. Отопление - местное от газового котла. Канализация местная: (выгребная яма). Согласно копии плана дома ГУП Оренбургской области «<данные изъяты>» от 16.05.07г. и копии технического паспорта на жилой дом ФГУП «<данные изъяты>» от 29 октября 2010 г., общая площадь жилого дома литер А1 изменилась с 39,1 кв.м. на 38,9 кв.м., площадь застройки жилого дома литер А2-изменилась с 51,8 кв.м. на 53,1 кв.м. в связи с уточнением линейных размеров технической инвентаризации от 29 октября 2010 г. Толкование терминов «новое строительство» и «реконструкция» дано инструктивным письмом Главгосархстройнадзора России от 28.04.94 N 16-14/63, в котором использованы определения, содержащиеся в следующих документах: Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 03.10.96 N 123, ВСН 55-87(р), ВСН 58-88(р). ВСН 42-85(р). В соответствии с указанными нормативными документами понятия «реконструкция» и «новое строительство» трактуются следующим образом: реконструкция - комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и качеств квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг. Новое строительство - строительство на новых площадях вновь создаваемых предприятий, зданий, сооружений, а также филиалов и новых производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. При реконструкции зданий могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых оснований, их частичная разборка; повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию инженерных сетей; улучшение архитектурной выразительности здания. В соответствии с п. 13, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство - это создание нового объекта капитального строительства (в том числе на месте сносимого), а реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения; Техническим заключением №073 -2010 от 22.11.2010г. Судебно-экспертного учреждения «Центр экспертизы оценки и кадастра установлено, что имела место реконструкция жилого дома литер А с дальнейшим присвоением литеры А2, расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, <адрес>. В судебном заседании эксперт Наумов Е.В. пояснил, что он исследовал одноэтажный с мансардой жилой дом литер А1А2, расположенный по адресу: г. Оренбург, <адрес>, о чем составлены заключения. Крыша дома двускатная, фундамент ленточный. Расстояние в свету от наружной стены жилого дома литер А2 до газопровода составляет 350 мм. (390 мм. до оси газопровода). Двускатная крыша жилого дома имеет уклон 40 градусов. Карнизный свес составляет 450 мм. Высота от отметки земли до карнизного свеса составляет 5,0 м. Расстояние от кровли жилого дома литер А2 до газопровода составляет 3,23 м. Согласно «Правилам безопасности в газовом хозяйстве», Приложение 10 (в соответствии со СНиП 2.04.08-87*, табл. 6), стр. 122-124 - минимальное расстояние в свету от жилых и общественных зданий и сооружений до проложенных на опорах надземных газопроводов и наземных, низкого давления - не регламентируется. Согласно СП 42-102-2004 «Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб», Приложение 11 (Справочное. Извлечение из СНиП 2.07.01, СНиП II-89, ПУЭ), расстояние в свету от жилых, общественных и бытовых зданий до газопроводов низкого давления так же не регламентировано. Труба дымохода дома №№ по <адрес> визуально выше конька на 0,50 м. Конструкции дома прочные, надежные, опасности для жизни и здоровья лиц, проживающих в доме и находящихся около него не представляют. Опасности возникновения пожара не имеется. Заполнение окон, выходящих на сторону участка истца выполнено из полихлорвинилхлорида (ПВХ), они не прозрачные, видимости через них не имеется. Техническим заключением №№ от 27.04.2011г. Судебно-экспертного учреждения «<данные изъяты> установлено, что внутриквартальный газопровод низкого давления проходит вдоль границы земельного участка. Расположенного по адресу: г.Оренбург, <адрес>. На участке по адресу: г.Оренбург, <адрес>, газопровод проходит вдоль стены одноэтажного с мансардой жилого дома литер А2 высотой по коньку 8,1м., протяжённостью 9,94 м., расположенного на расстоянии 0,53 м. от границы участка. На данном участке выполнено подключение жилого дома литер А2 к данной сети газоснабжения. На расстоянии 1,4 м. от торцевой стены жилого дома литер А2, примыкающей к жилому дому литер А1 выполнено ответвление сети к жилому дому, расположенному на земельном участке по адресу: город Оренбург, <адрес>. Ответвление газопровода находится на отметке 3,2 м. относительно отметки земли (0.000). Газопровод проходит по опорам, выполненным из стальных крашеных труб диаметром 57 мм. Высотная отметка газопровода относительно отметки земли (0.000) составляет 1,67м. Расстояние в свету от наружной стены жилого дома литер А2 до опор газопровода составляет 540 мм. Расстояние в свету от наружной стены жилого дома литер А2 до газопровода составляет 350 мм. (390 мм. до оси газопровода). Двускатная крыша жилого дома имеет уклон 40 градусов. Карнизный свес составляет 450 мм. Высота от отметки земли (0.000) до карнизного свеса составляет 5,0 м. Расстояние от кровли жилого дома литер А2 до газопровода составляет 3,23 м. Расстояние от кровли жилого дома до ответвление сети к жилому дому, расположенному на земельном участке по адресу: город Оренбург, <адрес>, составляет 1,74 м. В настоящее время к нормативно-техническим документам регламентирующим минимальные расстояния от внутриквартальных сетей газопровода низкого давления до жилых зданий относятся: СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы" (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 декабря 2002 г. N 163. Взамен СНиП 2.04.08-87* и СНиП 3.05.02-88*), дата введения 1 июля 2003 г.; Строительные нормы и правила СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 марта 1987 г. N 54. Взамен СНиП 11-37-76 и СН 493-77 в части норм проектирования), дата введения 1 января 1988 г.; СП 42-102-2004 «Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб» (Одобрен письмом Госстроя РФ от 15 апреля 2004 г. N ЛБ-2341/9. Взамен СП 42-102-96), дата введения 27 мая 2004 г.; «Правила безопасности в газовом хозяйстве». Издание 3-е с изменениями № 1 и № 2, утвержденными Госгортехнадзором России 11.02.92 г. и 14.12.92 г. В СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» минимальное расстояние в свету от жилых зданий до надземных газопроводов низкого давления не регламентировано. Согласно пункту 5.3.3. - расстояние от газопровода до кровли здания должно быть не менее 0,2 м. Согласно «Правилам безопасности в газовом хозяйстве», Приложение 10 (в соответствии со СНиП 2.04.08-87*, табл. 6), стр. 122-124 - минимальное расстояние в свету от жилых и общественных зданий и сооружений до проложенных на опорах надземных газопроводов и наземных (без обвалования), низкого давления - не регламентируется. Согласно СП 42-102-2004 «Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб», Приложение Н (Справочное. Извлечение из СНиП 2.07.01, СНиП II-89, ПУЭ), расстояние в свету от жилых, общественных и бытовых зданий до газопроводов низкого давления так же не регламентировано. Согласно пункту 5.13. - на свободной территории в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей допускается прокладка газопровода на высоте не менее 0,35 м от поверхности земли до низа трубы. Таким образом, расстояние в свету от наружной стены жилого дома литер А2, составляющее 350 мм. до внутриквартального газопровода низкого давления соответствует требованиям по безопасности НТД (СНиП 42-01-2002, «Правила безопасности в газовом хозяйстве», СП 42-102-2004). Расстояние от кровли жилого дома литер А2 до газопровода, а так же расстояние от кровли жилого дома до ответвление сети к жилому дому, расположенному на земельном участке по адресу: город Оренбург, <адрес>, превышает минимально допустимое расстояние, установленное п. 5.3.3 СНиП 42-01-2002 равное 0,2 м. и следовательно соответствует требованиям СНиП. Газопровод проходит на расстоянии 350 мм. (390 мм. до оси газопровода) от наружной стены жилого дома литер А2. Карнизный свес крыши жилого дома составляет 450 мм. Учитывая уклон крыши, составляющий 40°, а так же то, что газопровод проходит под карнизным свесом крыши, эксперты пришли к выводу, что положение газопровода относительно конструкций жилого дома позволяет избежать падения атмосферных осадков (массы льда, снега, сток дождевой воды) с кровли жилого дома непосредственно на газопровод. Для защиты ответвления сети к жилому дому, расположенному на земельном участке по адресу: город Оренбург, <адрес> рекомендуется установить снегозадержатели (примеры устройства снегозадержателей в Приложении В заключения). Для защиты от стока дождевой воды возможна установка на данном участке водосточного жёлоба. Эксперт пришел к выводу, что жилой дом литер А2 расположенный по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, <адрес>, с учётом требований действующей НТД, не влияет на эксплуатацию внутриквартальной сети газопровода. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001г.: Инсоляция является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека, и должна быть использована в жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки. Продолжительность инсоляции регламентируется в: жилых зданиях; детских дошкольных учреждениях; учебных учреждениях общеобразовательных, начального, среднего, дополнительного и профессионального образования, школах-интернатах, детских домах и др.; лечебно-профилактических, санаторно-оздоровительных и курортных учреждениях; учреждениях социального обеспечения (домах интернатах для инвалидов и престарелых, хосписах и др.). Пунктом 2.4. установлено, что нормативная продолжительность инсоляции устанавливается на определенные календарные периоды с учетом географической широты местности: северная зона (севернее 58° с. ш.) - с 22 апреля по 22 августа; центральная зона (58° с. ш. - 48° с. ш.) - с 22 марта по 22 сентября; южная зона (южнее 48° с. ш.) - с 22 февраля по 22 октября. В п.2.5. указано нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты для: северной зоны (севернее 58° с. ш.) - не менее 2,5 ч в день с 22 апреля по 22 августа; центральной зоны (58° с. ш. - 48° с. ш.) - не менее 2 ч в день с 22 марта по 22 сентября; южной зоны (южнее 48° с. ш.) - не менее 1,5 ч в день с 22 февраля по 22 октября. Из пункта 3.1. усматривается, что продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир. Допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1 ч. При этом суммарная продолжительность нормируемой инсоляции должна увеличиваться на 0,5 ч соответственно для каждой зоны. Допускается снижение продолжительности инсоляции на 0,5 ч для северной и центральной зон в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах, где инсолируется не менее двух комнат, и в многокомнатных квартирах (четыре и более комнаты), где инсолируется не менее трех комнат, а также при реконструкции жилой застройки, расположенной в центральной, исторической зонах городов, определенных их генеральными планами развития. Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» по определению инсоляции жилых помещений дома №27/55 по ул.<данные изъяты> в г.Оренбурге от 01.03.2011г. затенению будет подвергаться южное окно дома № 27/55 (см. фотофиксацию и схему №2), но т.к. оно находится на втором этаже и на расстоянии 4,22 м от затеняемого дома №25, то тень практически не перекрывает это окно-с 8 час 10 мин и до 9 час 30 мин будет затенена только треть проема, и общая инсоляция его будет в пределах- 5ч + 1ч 15 м= 6 ч 15 минут. согласно СанПиН 2.2.1/2.1.11076-01 в жилом помещении должно быть не меньше 2 часов непрерывного облучения, т.е. в данном случае частично влияя на это окно, дом № <данные изъяты> только улучшает микроклимат данного помещения, уменьшая перегрев. В отношении остальных окон можно сказать: -на северном фасаде имеются 4 окна, но через них не будет инсоляции по естественной причине, -на восточном фасаде есть окно, через которое будет облучение в пределах 3 часов, остальные окна на этом фасаде - не относятся к жилым -тамбур и веранда (см. фото и план БТИ). - на западном фасаде -через одно окно будет инсоляция в течение 5 часов, т.е. в данном случае все инсолируемые комнаты получают облучение не менее 2 часов (это минимальная регламентируемая норма СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, пункты 2.4,2.5,3.1,3.3). Заключение: При сложившейся ситуации влияние жилого дома №№ по <адрес> на инсоляцию жилых помещений дома №№ по ул. ул. <адрес> -минимальное и не приводит к нарушению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. В соответствии с результатами измерений естественной освещенности дома по адресу: г.Оренбург, ул. <адрес>, №, выполненными ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области 08.04.2011г., наружная освещенность с 14.30ч. по 15.30ч. составляет: жилая комната (спальная детская) освещенность внутри помещения точка на расстоянии 1м от стены противолежащей световому проему 65 лк, КЕО среднее значение 0,54, допустимая норма 0,5, точка в середине помещения - освещенность внутри помещения 80 лк, КЕО среднее значение 0,6, допустимая норма 0,5; жилая комната (зал) освещенность внутри помещения точка на расстоянии 1м от стены противолежащей световому проему 40 лк, КЕО среднее значение 0,3; точка в середине комнаты - освещенность внутри помещения 50 лк, КЕО среднее значение 0,4, допустимая норма 0,5; жилая комната (спальная) освещенность внутри на расстоянии 1м от стены противолежащей световому проему помещения 60 лк, КЕО среднее значение 0,5, допустимая норма 0,5, точка в середине комнаты освещенность 70 лк, КЕО среднее значение 0,6, допустимая норма 0,5. Заключением при проведении инструментальных измерений установлено, что освещенность помещения (зал) не соответствует требованиям нормативных документов. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции. Согласно ч. 10 ст. 69 названного Федерального закона противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов. Из письма отдела надзорной деятельности по городу Оренбургу ГУ МЧС России по Оренбургской области от 17.03.2011г. №№ следует, что произведена проверка жилого дома по адресу: г. Оренбург, <адрес>. в ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований действующих норм и правил пожарной безопасности: - расстояние между жилым домом расположенным по адресу: <адрес> и жилым домом по адресу: <адрес> составляет менее 8 м., чем нарушено требование Ф3-№123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.69 ч.1 табл.11. Свидетель Коваленко Е.О. в судебном заседании от 28.04.2011 года показал, что он работает в ООО «<данные изъяты>» экспертом по пожарной безопасности. В соответствии с ФЗ №123 от 22.07.2008г. «О пожарной безопасности» его положения обязательны для исполнения с момента строительства до момента утилизации строительного объекта, их цель обеспечить не распространение пожара на соседние здания. Здание ответчика можно отнести к 4 классу огнестойкости. Соответственно расстояние между ним и другими зданиями должно быть равным 10 м., в данном случае расстояние от одного дома до другого составляет 4 метра. Дымоход дома ответчика находится ниже конька, это он определил визуально, что влечет угрозу в сфере пожарной безопасности для собственника дома в связи с проявлением плохой тяги. Плохая тяга может вызвать пожар. Сосна и тополь не представляют угрозу возникновения пожара. По заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ «<данные изъяты> № №.ФГУЗ.01.01-03.2011-0982 от 21.03.2011 г. жилой дом, расположенный по адресу: г. Оренбург, <адрес>, с мансардой литер А1А2, соответствует СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях». Согласно актам о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов от 20.04.2011г. №№ и от 10.05.2011г. № № Всероссийского добровольного пожарного общества Оренбургское областное отделение, вентиляция, дымовые каналы в котельной дома №№ по <адрес> г.Оренбурга соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ. Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990г. №61: п.2.12. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п.9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка не нормируются. Согласно требованиям п.5.3.4. СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границы соседнего приквартирного участка расстояние по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м.; от других построек (бани, гаража) – 1 м. Из пункта 5.3.8. СП следует, что на территории с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, бани, гаража), расположенных на соседних участках должно быть не менее 6м. Истцом предоставлено заключение Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации города Оренбурга по обследованию объекта - «одноквартирного жилого дома», размещенного на земельном участке по адресу: г. Оренбург, <адрес>, из которого следует, что строительство пристройки осуществлено самовольно, без получения разрешения в установленном законом порядке. Нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. При строительстве пристройки с мансардным этажом к жилому дому не соблюдены требования п.5.3.4 свода правил по проектированию и строительству -СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства», п. 2.12* и п.1* Приложения 1* строительных норм и правил -СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в части несоблюдения расстояния до жилого дома и до границы соседнего приквартирного участка (по факту пристрой расположен по меже, по требованиям норм СП. СНиП должно быть принято в зависимости от назначения строения: до границы соседнего участка- 3м.). КГА в рамках имеющихся полномочий направлено предупреждение Тушкановой СВ. с требованием устранить нарушения градостроительного законодательства. Для принятия мер прокурорского реагирования направлено письмо в прокуратуру Промышленного района г. Оренбурга. В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что спорное строение литер А1А2, расположенное по адресу: г.Оренбург, <адрес>, реконструировано Тушкановой С.В. из жилого дома литер А с заменой наземной части здания, расширением и надстройкой мансарды, расположен на земельном участке, находящемся в ее собственности, является жилым домом, существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не имеет, оформлено в установленном законом порядке в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе истца, не создает, его прав не нарушает. Доказательств обратного истцом не представлено. Поэтому суд пришел к выводу в удовлетворении требований истца к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, признании жилого дома с мансардой самовольной постройкой, понуждении снести строение литер А2 отказать. По требованию к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о признании регистрации права собственности на жилой дом незаконной. Из свидетельства о государственной регистрации права от 16.11.2010г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, следует, что за Тушкановой С.В. зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.05.2008г. №№, кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 01.11.2010г., выданного Центральным межмуниципальным отделением Оренбургского филиала «<данные изъяты>» право собственности на на жилой дом, одноэтажный, с мансардой, общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>. О чем в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № №-233 от 16.11.2010г. Закон связывает момент возникновения права собственности на вновь создаваемое или приобретенное по договору недвижимое имущество непосредственно с государственной регистрацией (статьи 131, 219 ГК РФ). Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июня 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится по заявлению обладателей. На основании ст.17 Федерального закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент издания, акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент издания, иные документы …. Обязательным приложением к документам является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам необходимым для государственной регистрации земельного участка- кадастровый план данного земельного участка. В соответствии с пунктом 3 статьи 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Порядок удостоверения государственной регистрации прав и сделок с ним установлен пунктами 71-80 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту -ЕГРП), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №219. Согласно пункту 1 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 18.09.2003г. №226, свидетельство может быть выдано правообладателю, пока право, о выдаче свидетельства на которое он ходатайствует, принадлежит ему согласно записям ЕГРП. В соответствии с п.6 ст.12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» регистрация производится по плану или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка - по кадастровому плану (ст. 3, Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (принят ГД ФС РФ 16.06.2006)). Согласно п.25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание (п.4 ст. 25.3). То есть в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» за Тушкановой С.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом, одноэтажный, с мансардой, общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>, в том числе и оспариваемую часть дома. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 №132-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «РЕБАУ АГ» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 651 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Исходя из изложенного, регистрация жилого дома по адресу: Оренбургская область г.Оренбург, <адрес>, запись которой № № от 16.11.2010г. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена на основании документов, представленных правообладателем, в соответствии с законом на ранее возникшее право и приобретенное собственности. Само по себе свидетельство о государственной регистрации права не порождает каких-либо гражданских прав и обязанностей исходя из смысла положений статьи 8 ГК РФ. Это документ, содержащий информацию об объекте недвижимости, субъекте права на этот объект, виде права, существующих ограничениях (обременениях) этого права, а также сведения о том, когда и на основании каких документов была произведена регистрация, а потому суд пришел к выводу в удовлетворении требования истца к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о признании регистрации права собственности на жилой дом незаконной отказать. По требованиям к Тушкановой С.В. о понуждении о вырубке деревьев, к Администрации Северного округа Муниципального образования «город Оренбург» о понуждении подготовить, согласовать и выдать разрешение на вырубку высокорослых деревьев. Истцом указано в иске, что тополь и сосна, расположенные на придомовой территории Тушкановой находятся на расстоянии 1м. 40 см.-1м.60 см. от его дома. Сосна изменила направление и наклонилась в сторону дома истца, дерево старое, находится в аварийном состоянии, в случае повреждения дерево оно упадет на дом. При посадке деревьев были нарушены нормы СНиП. Так п.5.3.2 СНиП предусмотрено, что расстояние от стволов высокорослых деревьев до границы соседнего приквартирного участка должно быть не менее 4-м. Кроме того, тополь вызывает аллергию у дочери истца. В обоснование требования о сносе представлена медицинская справка Областной клинической больницы №№ о том, что Плотникова П.А., 23.06.2001 года рождения с 23.03.2011г. по 01.04.2011г. находилась на обследовании у аллерголога, проведены кожно-скаридикационные пробы с групповыми аллергенами: пуховые подушки, клещ, кошки, домашнюю пыль, тополь, клен, береза, лебеда, полынь, пихтовые деревья, сорные травы, мятлик, указана положительная реакция, поставлен диагноз аллергический риноконьюктивит, сезонный аллергический ринокньюктивит, ремиссия (высокая поливалентная сенсибилизация к пыльце деревьев, сорных трав), респираторный аллергоз, рецидивирующий ларингит. Риск бронхиальной астмы. Рецидивирующая крапивница, ремиссия. Представитель истца Шакусова Г.А. в судебном заседании от 06.04.2011г. поясняла, что она подходила к ответчице по поводу вырубки деревьев, на что получила отказ. Тополь когда цветет, они задыхаются, у их дочери аллергия и у нее тоже. Когда тополь цветет, то пух летит к ним во двор. Они обращались в Администрацию за разрешением о сносе деревьев, но было отказано. Свидетель ФИО56. в судебном заседании от 06.04.2011 года показала, что рядом с домом по <адрес> г.Оренбурга Тушкановой С.В. растут две сосны и тополь. Ранее в доме жила ФИО49, деревья при ней росли. От тополя летит пух, у нее аллергия на пух. Сосна склонилась в сторону дома Плотниковых. На улице растут и другие тополя, но от них пух не летит. Из пояснений сторон, фотодокументов судом установлено, что на прилегающей территории в границах частного домовладения по ул. <адрес> г.Оренбурга, владельцем которого является Тушканова С.В., произрастают деревья тополь и три сосны. Из ситуационного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Оренбург, <адрес> усматривается, что жилой дом расположен в средней части земельного участка, на расстоянии 10,18 м. от красной линии улицы <адрес> расстоянии 4,22 м. от границы земельного участка с участком №<адрес>. Постановлением Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2006 г. N 16 "Об утверждении Правил содержания и благоустройства города Оренбурга" определен порядок проведения мероприятий по благоустройству и санитарному содержанию г.Оренбурга, которые являются обязательными к исполнению для всех предприятий, организаций, расположенных на территории г.Оренбурга. Согласно п.1.2 Правил органы местного самоуправления города Оренбурга или уполномоченные ими органы в сфере содержания и благоустройства города Оренбурга: а) организуют работу по привлечению предприятий, организаций, учреждений, а также граждан к выполнению мероприятий по обеспечению сохранности и образцового содержания жилых домов, производственных баз, объектов внешнего благоустройства и коммунального назначения, благоустройства прилегающих территорий. б) осуществляют контроль через соответствующие службы и органы за соблюдением положений настоящих Правил юридическими лицами и гражданами. В соответствии с указанными правилами, благоустройство (п.1.4.1) - состояние среды жизнедеятельности населения на территории города Оренбурга, оцениваемое с точки зрения ее потребительских качеств, а также жизнедеятельность по поддержанию и улучшению потребительских качеств состояния среды жизнедеятельности; Владелец объекта внешнего благоустройства (п. 1.4.3.) - лицо, которому объект благоустройства принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве аренды, праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; Содержание объекта внешнего благоустройства согласно п. 1.4.4. - обеспечение чистоты, надлежащего физического или технического состояния и безопасности объекта внешнего благоустройства; Территория предприятий, организаций, учреждений, хозяйствующих субъектов (п. 1.4.5.) - часть городской территории, имеющая площадь, границы, месторасположение, правовой статус и другие характеристики, переданная (закрепленная) целевым назначением юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных действующим законодательством, в том числе прилегающая территория. Прилегающей территорией (п. 1.4.6.) является территория, непосредственно примыкающая к территории предприятий, организаций, учреждений, границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектов торговли, рекламы и иных объектов, технологически и функционально связанная с объектом. К объектам внешнего благоустройства, согласно п.1.5 Правил содержания и благоустройства города Оренбурга, относятся зеленые насаждения (деревья и кустарники), газоны (п.1.5.4). В соответствии с п.2.2 Правил содержания и благоустройства города Оренбурга физические и юридические лица, в границах собственной и прилегающей территории, осуществляют содержание и благоустройство территорий. В соответствии с п.2.3 Правил содержание объектов внешнего благоустройства территории общего пользования включает в себя ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, посыпку песком проезжей части улиц и тротуаров, мойку и поливку дорожных покрытий, тротуаров, газонов, уход за малыми архитектурными формами, гостевыми стоянками, сохранение зеленых насаждений и уход за ними, в том числе покос травы в летний период не реже одного раза в 10 дней при высоте травостоя более 15см. Границы убираемых площадей между организациями различных форм собственности устанавливаются в следующем порядке: На основании п. 2.4.1. Правил уборка дворовых территорий, а также объектов внешнего благоустройства, производится организациями, управляющими жилищным фондом, собственниками (владельцами) земельных участков, зданий, сооружений. Чистота дворовых территорий поддерживается в течение рабочего дня. Организации и граждане, ответственные за сохранность зеленых насаждений, а также выполняющие работы по содержанию зеленых насаждений, обязаны: Осуществлять содержание городских зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники осуществляют организации и граждане, которые являются владельцами земельного участка, на котором расположены зеленые насаждения; п.12.2.3. Своевременно производить борьбу с вредителями и болезнями зеленых насаждений, санитарную обрезку, удаление поросли и уборку сухостоя, замазку ран на деревьях, побелку стволов; п.12.2.8. Получать в установленном порядке разрешение на вырубку (повреждение) зеленых насаждений, пересадку деревьев, реконструкцию газонов и цветников, складировать почвенно-растительный слой для рекультивации земель. Сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними и уборку упавших деревьев на территории города осуществляют юридические или физические лица, которые в соответствии с настоящими Правилами ответственны за уборку территории, на которой упало дерево (п. 12.3.). Пунктом 12.7. установлено, что пересадка или вырубка деревьев и кустарников, расположенных на придомовой территории, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается (за исключением насаждений, расположенных в пределах границ земельных участков, занимаемых индивидуальной жилой застройкой). Пунктом 12.8. установлено, что зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, городских кабельных сетей, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения. В соответствии с Порядком согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения ущерба причиненного зеленому хозяйству города Оренбурга, утвержденного Постановлением городского Совета от 29.10.2002г. № 221, при возникновении потребности в вырубке (повреждении) зеленых насаждений заявитель письменно обращается в администрацию соответствующего округа города Оренбурга за разрешением. Разрешение на вырубку (повреждение) зеленых насаждений может быть выдано в случае: - наличия у заявителя согласованного в установленном порядке проекта на строительство или реконструкцию и оформленного в установленном порядке земельного отвода под строительство объекта; - вырубки засохших, больных, находящихся в аварийном состоянии деревьев и кустарников; - если деревья и кустарники находятся в охранной зоне инженерных коммуникаций; - если деревья и кустарники посажены без соблюдения требований СНиП 02.07.01.89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; - проведения разрешенных в установленном порядке ремонтных работ при невозможности избежать вырубки (повреждения) зеленых насаждений. Разрешение на вырубку (повреждение) зеленых насаждений по установленной форме подготавливает отдел жилищно-коммунального хозяйства и экологии района, подписывает заместитель главы округа города Оренбурга по району, согласовывает глава округа города Оренбурга и вместе с актом оценки ущерба передает на утверждение главе администрации города. Утвержденное разрешение на вырубку (повреждение) зеленых насаждений экологический отдел выдает заявителю после перечисления им суммы ущерба, указанной в акте оценки, на счет бюджета г. Оренбурга, либо после возмещения ущерба иным путем, установленным настоящим Порядком. На запрос суда от 11.04.2011 № № о возможности сноса деревьев тополя и сосны по адресу: <адрес> Администрация Северного округа г.Оренбурга сообщила, что соответствии с пунктами 2.6.; 2.6.2.; 12.2.; 12.2.3. - 12.2.8. Постановления Оренбургского городского Совета от 28.02.2006г № 16 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства города Оренбурга» и Порядка согласования вырубки (повреждении) зеленых насаждений и возмещения ущерба причиненного зеленому хозяйству города Оренбурга, утвержденного Постановлением городского Совета от 29.10.2002г. № 221 разрешение на вырубку данных деревьев оформлено быть не может по следующим причинам: - деревья тополь и две сосны произрастают на прилегающей территории в границах частного домовладения по <адрес>; - данные деревья не засохшие, не больные и не в аварийном состоянии; - требования СНиП 2.07.01-89 * «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по пункту 4.12. в данном случае неприменимы, в связи с тем, что строительства жилого дома на земельном участке по <адрес> произошло позднее, чем были посажены деревья; По обращению гр. Плотникова А.В. в Администрацию Северного округа Промышленного района об оформлении разрешения на вырубку данных деревьев с выходом на место выявлено, что деревья произрастают на прилегающей территории соседнего домовладения. В оформлении разрешения ему отказано. В судебном заседании ответчик Тушканова С.В. пояснила, что деревья здоровые, угрозы для жизни и здоровья не представляют, возражала против вырубки сосны. Против вырубки тополя не возражает, но сама вырубать его не будет. Представитель Администрации Северного округа г.Оренбурга Погорелов Д.В. в судебном заседании требования к Администрации не признал. Просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оснований для выдачи разрешения на снос деревьев не имеется. Разрешение на вырубку деревьев может быть оформлено при согласии собственника частного домовладения по <адрес>, или по его обращению в администрацию Северного округа лично, с возмещением ущерба. О возмещении ущерба Плотниковым А.В. не было заявлено. Доказательств того, что в настоящее время имеется необходимость вырубки деревьев, что они засохшие, больные, находятся в аварийном состоянии не представлено. Не доказано также то, что аллергия у Плотниковой П.А. именно от этого тополя. Поэтому суд приходит к выводу в удовлетворении требований истца к Тушкановой С.В. о понуждении о вырубке деревьев, к Администрации Северного округа Муниципального образования «город Оренбург» о понуждении подготовить, согласовать и выдать разрешение на вырубку высокорослых деревьев отказать. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований Плотникова А.В. действующего в интересах несовершеннолетней ФИО27, к Тушкановой С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, о признании регистрации права собственности на жилой одноэтажный дом с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>, незаконной; признании жилого одноэтажного дома с мансардой общей площадью 143,4 кв.м., кадастровый номер №, лит.А1А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>, самовольной постройкой; понуждении Тушкановой С.В. снести строение литер А2 по адресу: г.Оренбург <адрес>; понуждении вырубки высокорослых деревьев тополя и сосны, произрастающих на придомовой территории домовладения по адресу: г.Оренбург <адрес>, отказать. В удовлетворении требований Плотникова А.В. действующего в интересах несовершеннолетней Плотниковой ФИО27 к Администрации Северного округа Муниципального образования «город Оренбург» о понуждении подготовить, согласовать и выдать разрешение на вырубку высокорослых деревьев тополя и сосны, произрастающих на придомовой территории домовладения по адресу: г.Оренбург <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Л.А. Маслова Решение в окончательной форме составлено 20 мая 2011 года. Судья Л.А. Маслова Вступило в законную силу 29.06.2011г.