№ 2-740/2011 о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устранению нарушений



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«11» мая 2011 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего

судьи Кащенко О.Н.,

при секретаре Дараган О.В.,

с участием прокурора Кануновой М.В., представителя ответчика Дерюгина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела № 2-728/2011, № 2-729/2011, № 2-740/2011 по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Р" о признании незаконным бездействия по непринятию мер об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд исками к ОАО "Р" о признании незаконным его бездействия по непринятию мер об устранении нарушений правил пожарной безопасности в зданиях вокзала с отдельными исками по каждой станции Переволоцкая, станции Сырт, станции Саракташ Оренбургской области и возложении обязанности устранить эти нарушения.

Определением суда от 19.04.2011 указанные гражданские дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Канунова М.В. заявленные исковые требования поддержала и в их обоснование суду пояснила, что в ходе проведенной в июле 2010 года проверки исполнения ФЗ «О пожарной безопасности» были выявлены существенные нарушения Правил пожарной безопасности и СНиП в зданиях вокзала ст. Переволоцкая, ст. Саракташ, с. Сырт Оренбургской области, принадлежащих на праве собственности ответчику. В зданиях вокзалов станций Переволоцкая и Саракташ система автоматической пожарной сигнализации в течение последних трех лет находится в неисправном состоянии, а система оповещения людей о пожаре отсутствует. Здание вокзала на станции Сырт Переволоцкого района Оренбургской области не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. Указанное является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности 110-03, утвержденных приказом МЧС России № 315 от 08.06.2003, таблицы 2 пим. 2 НПБ 104-03, п. 7 табл. 2 п. 11 СП 3.1310.2009. По результатам проверки был составлен акт, инспектором пожарного надзора ответчику было выдано предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности. Указанные нарушения с 2006 года были выявлены неоднократно. До настоящего времени эти предписания в добровольном порядке не исполнены. Неисполнение этих требований законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – работников вокзала и пассажиров. Поэтому просила суд признать незаконными действия ответчика по непринятию мер об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности в зданиях железнодорожного вокзала станции Сырт Переволоцкого района, станции Саракташ и станции Переволоцкая Оренбургской области, возложить на ответчика обязанность оборудовать здание вокзала станции Сырт автоматической установкой пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, на станциях Переволоцкая и Саракташ в зданиях железнодорожного вокзала привести в рабочее состояние систему автоматической пожарной сигнализации, установить на этих станциях системы оповещения людей о пожаре.

Представитель ответчика ОАО "Р" Дерюгин А.В., действующий на основании доверенности от 14.12.2010, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и в обоснование возражений по иску суду пояснил, что ответчику было вручено предписание инспектора пожарного надзора от 30.07.2010, в котором не были указаны замечания о необходимости восстановления автоматической пожарной сигнализации на станциях Саракташ и Переволоцкая и установления там системы оповещения людей о пожаре. В отношении станции Сырт Переволоцкого района никаких нарушений выявлено не было. Считает, что истцом не доказан факт нарушения ответчиком правил пожарной безопасности, поскольку предписание, представленное истцом в суд, является ненадлежащим письменным доказательством, оно представлено в виде ксерокопии, не заверенной надлежащим образом. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, показания свидетеля, и исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требование пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Статьей 20 указанного Закона предусмотрено, что нормативными документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые являются обязательными для исполнения.

В соответствии со ст. 37 указанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарного надзора; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Наряду с Федеральным Законом N 69-ФЗ, нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, а также иными нормативно-правовыми актами.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В соответствии с п. 14 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 здания, сооружения, помещения общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее ? зданиях). В соответствии с разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации; зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре; технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Пунктом 3.1. НПБ 104-03 установлено, что оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности (далее ? указателей) на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; включением эвакуационного освещения; дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками); связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

В соответствии с табл.1 п. 9 НПБ 110-03 таблице № 2 в перечне зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении, указаны здания общественного и административно-бытового назначения.

Помещения зданий железнодорожных вокзалов на станциях Саракташ, Сырт и Переволоцкая Оренбургской области ежедневно посещаются работниками вокзала и различных служб, пассажирами.

Конкретизировать посещающих указанные здания лиц возможным не представляется. Поэтому прокурором обоснованно заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.

Из материалов дела усматривается, что ОАО "Р" является собственником зданий станций Оренбургской области.

Согласно нормам пожарной безопасности (НПБ) 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденным Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, здания общественного назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Пунктом 11 таблицы 2 Правил пожарной безопасности «Проектирование системы оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 года, установлено, что помещения учреждения должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

Согласно предписанию об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 23 в период с 01.07.2010 по 30.07.2010 проведена проверка противопожарного состояния пассажирских зданий (вокзалов) по выполнению обязательных требований пожарной безопасности на станциях Саракташ, Сырт, Переволоцкая Оренбургской области.

В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности на ст. Сырт необходимо разработать проект и выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании вокзала специализированной организацией, имеющей на это лицензию (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9), на ст. Саракташ и ст. Переволоцкая в здании вокзала необходимо восстановить работу охранно-пожарной сигнализации (ППБО 109-22 гл. 3 п. 3.16).

Материалы дела свидетельствуют о том, что вышеуказанные нарушения были установлены в 2006 году, и до настоящего времени ответчиком они не были устранены, то есть носят длящийся характер.

Кроме того, согласно акту от 26.01.2011 нарушения правил противопожарной безопасности на станции Саракташ были установлены повторно.

Допрошенный в качестве свидетеля со специальным образованием –инспектор пожарного надзора Оренбургского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ на ЮУЖД Ш. в судебном заседании показал, что в ходе проведенной летом 2010 года проверки на станции Переволоцкая Оренбургской области были выявлены нарушения правил пожарной безопасности: система автоматической пожарной сигнализации находится в нерабочем состоянии, а система оповещения людей о пожаре отсутствует. Аналогичные нарушения правил пожарной безопасности были выявлены на ст. Саракташ Оренбургской области. При проверке здания вокзала станции Сырт Переволоцкого района было установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре отсутствуют. О фактах указанных нарушений ответчику было направлено предписание с требованием об их устранении. Ранее - с 2006 года в отношении этих объектов уже выносились предписания об устранении нарушений ППБ. Однако эти нарушения с 2006 года не были устранены и дополнительной проверкой от 06.05.2011 установлено, что на станции Сырт и Переволоцкая Оренбургской области они имеют место до настоящего времени.

Основания сомневаться в правдивости показаний указанного свидетеля судом не найдены.

Поскольку отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуации людей на случай пожара ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, пребывающих в зданиях вокзала, в течение длительного времени не устраняются, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований о и необходимости понуждения ответчика к устранению этих нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО "Р" по непринятию мер об устранении нарушений требований правил пожарной безопасности в зданиях вокзалов на станциях Переволоцкая, Сырт, Саракташ Оренбургской области.

Обязать ОАО "Р" устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в зданиях вокзалов на станциях Переволоцкая и Саракташ Оренбургской области, а именно привести в рабочее состояние систему автоматической пожарной сигнализации и установить систему оповещения людей о пожаре.

Обязать ОАО "Р" здание вокзала станции Сырт Переволоцкого района Оренбургской области оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2011