Дело № 2-2064/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25.10.2011 года Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Хлопиной И.В., при секретаре Писаревой М.Г., с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н., представителей ответчика Кирюшкиной А.Г., Черномырдина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об устранении нарушений прав инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Промышленного района г.Оренбурга обратился в суд с заявлением к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, указывая в обоснование, что в ходе проверки совместно со специалистами Комитета по градостроительству и архитектуре г.Оренбурга установлены факты несоблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части нарушения прав граждан с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников) при посещении административных зданий и лечебных учреждений <данные изъяты> В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Соответствующие требования предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. Согласно требованиям СНиП проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания и обслуживания; своевременное получение маломобильных групп населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. При этом в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. За ответчиком на праве оперативного управления закреплены 18 помещений, в том числе: лечебное помещение на первом этаже жилого дома по <адрес>; здание детского стационара, поликлиники по <адрес>; помещение дневного стационара расположенное в цокольном этаже жилого дома по <адрес>. В указанных объектах нарушаются требования законодательства в части социальной защиты инвалидов, маломобильных групп населения. Центральные входы в здания больницы и поликлиники не приспособлены для маломобильных посетителей, в частности нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках, отсутствуют кнопки вызова. Учитывая, что <данные изъяты> осуществляет медицинскую деятельность без учета требований по социальной защите инвалидов, такая ситуация делает их недоступными для свободного посещения неопределенного круга лиц, использующих кресла-коляски либо собак поводырей. На основании чего просит обязать ответчика построить на входах в здания больницы и поликлиник, по <адрес> и <адрес> приспособление для маломобильных посетителей (пандус для подъезда на инвалидных колясках) в соответствии со СНиП и ГОСТ. В судебном заседании старший помощник прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиев А.Н., исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Представители ответчика Кирюшкина А.Г., Черномырдин А.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали. При этом пояснили, что строительные нормы и правила, на которые ссылается прокурор должны применяться при строительстве новых зданий или реконструкции старых. Оборудование пандусом помещения стационара по <адрес> возможно только при реконструкции всего крыльца здания, для чего требуются денежные средства. Пандус при входе в помещение поликлиники по <адрес> оборудован, осталось установить только поручни, к зданию детского стационара пандус имеется, но он не отвечает требованиям СНиПа. Выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-поводырей) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям, сооружениям, местам отдыха и другим учреждениям). В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> г.Оренбурга на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, расположенное на цокольном этаже жилого дома по <адрес> где расположен дневной стационар; одно-двух-трех этажное здание больницы и поликлиники по <адрес> и помещение на первом этаже жилого дома по <адрес>, где расположена центральная поликлиника. Согласно СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, которые приняты Постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 года, настоящий нормативный документ разработан по заказу Минтруда РФ в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Нормативный документ выполнен в соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии с указанным документом, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Проектные решения объектов, доступных для МГН должны обеспечивать в том числе досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Учитывая, что ответчик в силу своего статуса занимается оказанием медико-социальной помощи гражданам, суд считает, что больница обязана обеспечить гражданам с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственный доступ ко всем своим медицинским учреждениям. Доводы представителей ответчика о том, что правила СНиП к ним применяться не должны, поскольку в настоящее время капитальный ремонт или реконструкция объектов лечебных учреждений не предусмотрены суд не может принять во внимание, поскольку Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Обустройство на входах в помещения лечебных учреждений пандусов для проезда на инвалидной коляске относится к тем мерам, которые обеспечивают удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В материалах дела имеются комиссионные акты обследования от 11.08.2011 года, из которых следует, что здание поликлиники по <адрес> не обеспечивает доступность маломобильных граждан в соответствии с нормами СНиП; дневной стационар по <адрес> не доступен для маломобильных групп населения; детский стационар по <адрес> не доступен для МГН. Учитывая, что отсутствие на входе в указанные лечебные учреждения пандусов для подъезда на инвалидных колясках нарушает права маломобильных групп населения, суд считает, что требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Промышленного района г.Оренбурга удовлетворить. Обязать <данные изъяты> обустроить при входе в здания больниц и поликлиник: по <адрес> пандус для маломобильных посетителей в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный райсуд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Решение изготовлено в окончательной форме 31.10.2011 года Решение вступило в законную силу 11.11.2011 года