№2-1982/2011 по иску о понуждении к совершению определенных действий



Дело №2-1982/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 2 ноября 2011 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Костенко С.А.,

с участием истца - помощника прокурора Промышленного района города Оренбурга Ракутина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав в нем, что прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом Управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ЗАО ЗАО осуществляющего хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>.

На территории ЗАО расположено:

- двухэтажное административно-бытовое здание;

- два склада, предназначенные для временного хранения цемента. При разгрузке, погрузке цемента в воздух помещения склада выделяется цементная пыль. Вентиляция в складах естественная (через ворота). Склады являются стационарными не организованными источниками выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- гараж, рассчитанный на временную стоянку двух единиц автомобильного транспорта, оборудован смотровой ямой, используется для технического обслуживания автомобильного транспорта. Вентиляция в гараже естественная (через ворота). Гараж является стационарным не организованным источником выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух (диоксид азота, оксид азота, углекислый газ и т.д.).

В нарушение ч. 1 ст.22, ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999г. №9б-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не проведена инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан; выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; в нарушение ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 23 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за выброс вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух не вносится.

В результате хозяйственной деятельности ЗАО образуются отходы I-V классов опасности:

- от офисных помещений - отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, место временного хранения которых не определено, договор на утилизацию не представлен;

- от ремонта автотранспорта - промасленная ветошь, песок загрязненный нефтепродуктами, место временного хранения отходов организовано ненадлежащим образом (совместно с ТБО). Договор на утилизацию не представлен. Организовано место хранения ТБО, однако договора на вывоз ТБО не представлены.

В нарушение ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не проведена инвентаризация отходов производства и потребления; паспорта отходов не разработаны, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; не решен вопрос об утилизации отходов (промасленная ветошь, песок загрязненный нефтепродуктами, люминесцентные ртутьсодержащие лампы, ТБО), также сбор и хранение отходов производства и потребления осуществляется не должным образом (песок загрязненный нефтепродуктами и промасленная ветошь храниться совместно с ТБО), что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Вышеуказанные нарушения возникли в результате бездействия со стороны ЗАО по неисполнению вышеназванных требований законодательства.

Таким образом, в деятельности ЗАО выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, что является недопустимым.

Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» просил:

1. Обязать ЗАО произвести следующие мероприятия:

-         произвести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;

-         разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- получить специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

- вносить плату за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- заключить договор со специализированной организацией на утилизацию отходов I-V классов опасности;

- произвести инвентаризацию отходов производства и потребления ;

- разработать паспорта отходов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требования к ЗАО заключить договор со специализированной организацией на утилизацию отходов классов опасности прекращено в связи с отказом истца от указанного требования.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Промышленного района г.Оренбурга Ракутин А.А. иск поддержал, просил удовлетворить, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Малышева А.С. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании п.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.

В письменном отзыве представитель ответчика Малышева А.С. пояснила, что ЗАО заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на планово-регулярную очистку от твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес>, с ООО «Юпитер-про». ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на утилизацию отходов производства и потребления с ООО «Эко-ресурс». ЗАО был составлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду на ДД.ММ.ГГГГ., согласованный с отделом охраны окружающей среды администрации г.Оренбурга. Плата будет внесена до ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о понуждении к устранению нарушений законодательства, препятствующих осуществлению прав и свобод граждан Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 22, Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 30, Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

В соответствии со ст. 11, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно ст. 14, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

3. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

Прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга в период с ДД.ММ.ГГГГ совместно со <данные изъяты> Оренбургской области проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ЗАО осуществляющего хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что на территории ЗАО расположено:

- двухэтажное административно-бытовое здание;

- два склада, предназначенные для временного хранения цемента. При разгрузке, погрузке цемента в воздух помещения склада выделяется цементная пыль. Вентиляция в складах естественная (через ворота). Склады являются стационарными не организованными источниками выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- гараж, рассчитанный на временную стоянку двух единиц автомобильного транспорта, оборудован смотровой ямой, используется для технического обслуживания автомобильного транспорта. Вентиляция в гараже естественная (через ворота). Гараж является стационарным не организованным источником выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух (диоксид азота, оксид азота, углекислый газ и т.д.).

В нарушение ч. 1 ст.22, ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999г. №9б-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не проведена инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан; выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; в нарушение ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за выброс вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух не вносится.

В результате хозяйственной деятельности ЗАО образуются отходы I-V классов опасности:

- от офисных помещений - отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, место временного хранения которых не определено, договор на утилизацию не представлен;

- от ремонта автотранспорта - промасленная ветошь, песок загрязненный нефтепродуктами, место временного хранения отходов организовано ненадлежащим образом (совместно с ТБО). Договор на утилизацию не представлен. Организовано место хранения ТБО, однако договора на вывоз ТБО не представлены.

В нарушение ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не проведена инвентаризация отходов производства и потребления; паспорта отходов не разработаны, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; не решен вопрос об утилизации отходов (промасленная ветошь, песок загрязненный нефтепродуктами, люминесцентные ртутьсодержащие лампы, ТБО), также сбор и хранение отходов производства и потребления осуществляется не должным образом (песок загрязненный нефтепродуктами и промасленная ветошь храниться совместно с ТБО), что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 6.1. Устава ЗАО общество осуществляет следующие основные виды деятельности: производство изделий из бетона, гипса, цемента, строительство зданий и сооружений, оптовая торговля непродовольственными потребительскими товара, растениеводство, животноводство, производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напистки и табачные изделия.

В судебном заседании <данные изъяты>, Юринский С.Л. пояснил, что он проводил совместно с прокуратурой проверку ЗАО организация должна провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников. Это означает, что необходимо провести химико-аналитический отбор проб от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, в результате чего будет определен перечень конкретных химических веществ, которые попадают в атмосферу. Указанный анализ проводят специализированные организации или ответчик, если у них имеется такой специалист. На момент проверки такого ответственного лица в организации закреплено не было. ЗАО относится в 4 классу опасности. Поэтму в соответствии со ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязательна. Проект после разработки согласовывается с Управлением Росприроднадзора. После этого выдается разрешение на выброс вредных веществ. На момент проведения проверки плата за выброс вредных веществ в атмосферный воздух не вносилась. Организацией не произведена инвентаризация отходов производства и потребления в соответствии со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ЗАО заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на планово-регулярную очистку от твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес>, с ООО «Юпитер-про».

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на утилизацию отходов производства и потребления с ООО «Эко-ресурс».

ЗАО был составлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду на ДД.ММ.ГГГГ согласованный с отделом охраны окружающей среды администрации г.Оренбурга. Однако до настоящего времени оплата не произведена.

Принимая во внимание, что в настоящее время ответчиком не произведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников; не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не получено специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; не внесена плата за выброс вредных веществ в атмосферный воздух; не произведена инвентаризация отходов производства и потребления; не разработан паспорт отходов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Промышленного района города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Обязать ЗАО произвести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; внести плату за выброс вредных веществ в атмосферный воздух; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать паспорт отходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: Л.А.Маслова

Решение вступило в законную силу 18.11.2011г.

Судья: Л.А.Маслова