№2-1836/2011 по иску о признании действий незаконными, понуждении снять с учета, провести профилактический осмотр



Дело №2-1836/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.10.2011 года г. Оренбург

Промышленный районный суд города Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Родионовой Г.М.,

с участием:

истца Щетинина О.Ф.,

представителя ответчика Сазоновой А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щетинина О.Ф. к Н. о признании действий незаконными, понуждении снять с учета, провести профилактический осмотр,

УСТАНОВИЛ:

Щетинин О.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Н. о признании действий незаконными, понуждении снять с учета, провести профилактический осмотр. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в амбулаторное отделение Н. находящееся на <адрес> целью пройти профилактический осмотр и получить допуск к управлению автомобилем. В регистратуре ему пояснили, что он состоит на учете, и направили к врачу-психологу, который сказал, что он должен явиться на прием к своему лечащему врачу, поскольку находится на учете. При этом врач-психолог смотрел его амбулаторную карту. ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился в это же отделение на прием в «шоферской» кабинет, где врач<данные изъяты>, исполняющий обязанности заведующего Н.Г. пояснила ему, что он состоит на «первичном» учете, и не будет допущен к профилактическому осмотру, а следовательно, и к управлению автомобилем, сославшись на инструкцию от ДД.ММ.ГГГГ положения которой, по её словам, в наркодиспансере применяют «уже три года». Допуск станет возможен лишь через полтора года, после того как он сдаст анализы, пройдет процедуры, заплатит <данные изъяты> и если будет регулярно являться на прием к лечащему врачу.

Постановка его на учет в наркодиспансере лишает следующих прав:

-специальное право в виде управления транспортным средством - в соответствии с п. 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396;

-право на труд по некоторым профессиям - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании»» от 28 апреля 1993 г.;

-право на оформление лицензии на приобретение (ношение и хранение) оружия самообороны, гладкоствольного или нарезного охотничьего ружья - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.09.2000 N 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия»;

- право на усыновления ребенка, установления над ним опеки (попечительства) - в соответствии с Приказом №332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами попечителями) или приемными родителями» от 10 сентября 1996 г.

Наркодиспансер осуществляет деятельность по проведению профилактических осмотров на основании Постановление Совета Министров -Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 225.

В частности, постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 устанавливает <данные изъяты> для осуществления деятельности в качестве водителя автотранспортного средства. Но он не страдает алкоголизмом, диагноз «алкоголизм» ему не поставлен. Постановка же его на учет в амбулаторное отделение Н. в непонятном качестве абсолютно незаконна по следующим основаниям:

- в России не существует законодательно закрепленной системы по принудительной постановке на учет граждан, замеченных в употреблении алкоголя;

-в статьях 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента: «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

-согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении: лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Он не относится к перечисленным лицам и в отношении него не принято решение о недобровольном оказании ему медицинской помощи. Он не давал Н. согласия на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

На основании вышеизложенного просил:

Признать незаконным факт постановки его на учет в Н..

Обязать Н. снять его с учета на основании решения суда.

Обязать Н. исполнить его функцию по проведению профилактического осмотра для допуска к управлению автотранспортными средствами в отношении него.

В судебном заседании истец Щетинин О.Ф. исковые требования поддержал, просил признать незаконным факт постановки его на учет в Н.; обязать Н. снять его с учета на основании решения суда; обязать Н. исполнить его функцию по проведению профилактического осмотра для допуска к управлению автотранспортными средствами в отношении него. Пояснил, что он ДД.ММ.ГГГГ пришел в наркологический диспансер на медицинское освидетельствование для допуска к управлению автомобилем. В регистратуре принесли его медицинскую карточку, пояснили, что он состоит на учете, и спросили, не был ли он лишен водительского удостоверения. ДД.ММ.ГГГГ он был лишен водительского удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Психолог осмотрел его карточку и пояснил, что необходимо пройти лечащего врача, но он к нему не пошел. Он пришел на прием к заведующей отделением, которая пояснила, что ему необходимо состоять на учете ДД.ММ.ГГГГ или пройти медицинское освидетельствование, оплатив в кассу <данные изъяты>. Но он к врачу не пошел. Считает действия наркологического диспансера по постановке его на учет не законными, поскольку они произведены без его согласия в нарушение статей 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья.

Представитель ответчика Сазонова А.С. исковые требования не признала, и пояснила устно и в письменном отзыве, что ДД.ММ.ГГГГ, гр-ну Щетинину О.Ф. было проведено медицинское освидетельствование на состояние опьянения врачом <данные изъяты> Н. Э.П. Освидетельствование проводилось по направлению сотрудника ГИБДД, где у гр-на Щетинина О.Ф. установлено состояние опьянения, заполнен Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством . Врач Э.П. пригласила Щетинина О.Ф на прием к <данные изъяты> и выдала письменное приглашение, однако Щетинин О.Ф. на прием к наркологу не явился.

Так как действия Щетинина О.Ф. по международной классификации болезней (МКБ) квалифицируются как <данные изъяты>, сведения из кабинета экспертизы автоматически регистрируются в картотеке Н. Акт медицинского освидетельствования прикрепляется к медицинской карте амбулаторного наркологического больного (Ф

ДД.ММ.ГГГГ Щетинин О.Ф. обратился в амбулаторное отделение Н. для получения допуска к управлению автотранспортом. Врач <данные изъяты> Н.С. повторно ознакомила истца с результатами экспертизы, и информировала его о необходимости профилактического наблюдения либо прохождении дополнительного обследования для решения вопроса о наличии\отсутствии наркологических противопоказаний для управления транспортным средством. Истцу было предложено профилактическое наблюдение в течение одного года, либо дополнительное обследование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 704 от 12.09.1988г., "О сроках диспансерного наблюдения больных <данные изъяты>". В данном приказе <данные изъяты>

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских смотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского свидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Считает, что исковое заявление гр-на Щетинина О.Ф. необоснованно, так как Щетинин О.Ф. на учете в <данные изъяты> не состоит. Профилактический осмотр для решения вопроса о допуске к деятельности, связанной с источником повышенной опасности проведен ДД.ММ.ГГГГ врачом Н. Н.С., а так как гр-н Щетинин О.Ф., в нарушение закона (ст. 12.8 КоАП РФ), допустил управление транспортным средством <данные изъяты>, при этом, безо всякой на то причины, подвергал смертельной опасности жизнь и безопасность других граждан, врач Н.С. обоснованно посчитала необходимым провести в отношении гр-на Щетинина О.Ф. комплексное обследование с привлечением других специалистов, для решения вопроса о годности к управлению транспортным средством.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статья 21 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину охрану государством достоинства личности. Никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению.

В соответствии со статьей 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу. Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» к управлению автотранспортом <данные изъяты>

В функции врачей амбулаторного отделения Н. входит решение вопроса о наличии (отсутствии) наркологических противопоказаний к управлению транспортным средством. Каждый обратившийся за данным заключением проходит процедуру проверки по базе данных, беседу со специалистами, при необходимости назначается дополнительное обследование.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работникам, осуществляющим отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности» освидетельствование работника проводится в срок не позднее 20 дней с момента обращения в комиссию.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Щетинин О.Ф. обратился к врачу Н. в связи с прохождением водительской комиссии. Врач Н.С. предложила ему пройти комплексное медицинское освидетельствование, поскольку имеется амбулаторная карточка. Щетинин О.Ф. отказался пройти комплексное медицинское освидетельствование.

Из амбулаторной карточки следует, что ДД.ММ.ГГГГ, гр-ну Щетинину О.Ф. было проведено медицинское освидетельствование на состояние <данные изъяты> врачом <данные изъяты> Н. Э.П. Освидетельствование проводилось по направлению сотрудника ГИБДД, где у гр-на Щетинина О.Ф. установлено состояние опьянения, заполнен Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством . Врач Э.П. пригласила Щетинина О.Ф на прием к <данные изъяты> и выдала письменное приглашение, однако Щетинин О.Ф. на прием к <данные изъяты> не явился.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских смотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского свидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 704 от 12.09.1988г. "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" за лицами, обратившимися за наркологической помощью или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, органов внутренних дел, у которых злоупотребление <данные изъяты> не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение. Срок профилактического наблюдения указанных лиц устанавливается в один год.

Из указанного приказа следует, что на всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного <данные изъяты> больного (ф. N 025-5/у-88). Диспансерный учет <данные изъяты> осуществляются по месту жительства, в территориальных <данные изъяты> учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом <данные изъяты> в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.

В статьях 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года указано, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.

Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом. (ст. 34, "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 18.07.2011))

В судебном заседании установлено, что Щетинин О.Ф. на учете в Н. не состоит.

<данные изъяты>

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что действия Н. соответствуют требованиям закона, права и законные интересы истца им не нарушены.

А поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявленных
исковых требований Щетинина О.Ф.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Щетинина О.Ф. к ГУЗ Н. диспансеру о признании незаконным факта постановки его на учет в Н. понуждении снять его с учета на основании решения суда, понуждении Н. исполнить его функцию по проведению профилактического осмотра для допуска к управлению автотранспортными средствами в отношении истца отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л.А.Маслова

Решение вступило в законную силу 30.11.2011г.

Судья: Л.А.Маслова