2-176/2011 о праве на меру социальной поддержки



Дело № 2-176/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года г.Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Петайкиной О.В.,

при секретаре Максимовой Л.Г.

с участием истца Старковой В.К., её представителя Головяшкина М.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика УСЗН Промышленного района г. Оренбурга Сухановой Ю.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старковой В.К. к Управлению социальной защиты населения Промышленного района г. Оренбурга о праве на меру социальной поддержке,

УСТАНОВИЛ:

Старкова В.К. обратилась в суд с исковым заявлением к УСЗН Промышленного района г. Оренбурга о праве на меру социальной поддержки, связанной с правом оплаты коммунальных услуг в размере 50%, указывая, что её муж, Старков А.Н. был инвалидом <данные изъяты> группы в связи с травмой <данные изъяты>, полученной при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается справкой по инвалидности серии ВТЭ-179 № от ДД.ММ.ГГГГ. Он и члены его семьи пользовались льготами по закону «О Ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ муж истицы умер. Истица в соответствии с п. 17 раздела 3 и п. 27 Постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981 года № 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» как член семьи умершего военнослужащего после смерти мужа пользовалась льготой по оплате 50% коммунальных услуг и жилой площади до августа 2010 года. В сентябре 2010 года УСЗН Промышленного района г. Оренбурга в компенсации указанных льгот отказано, ссылаясь на то, что справка Военного комиссариата Оренбургской области о праве на льготу ошибочна, поскольку причина смерти не связана с травмой, полученной при исполнении военной службы.

Истица просит установить причинно-следственную связь между смертью Старкова А.Н. и полученной в результате военной службы травмы <данные изъяты>, полученной при прохождении военной службы. Признать за ней право на получение меры социальной поддержки как вдове участника боевых действий умершего Старкова А.Н., связанной с 50% оплаты коммунальных услуг.

Определением суда от 22.03.2011 года производство по иску Старковой В.К. к УСЗН Промышленного района г. Оренбурга об установлении причинно-следственной связи между смертью Старкова А.Н. и полученной в результате военной службы травмы <данные изъяты> прекращено в связи с отказом от этой части иска.

В судебном заседании Старкова В.К. исковые требования о признании за ней права на меру социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилой площади и коммунальных услуг поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что её муж при выполнении боевого задания в ДД.ММ.ГГГГ году получил травму <данные изъяты> в результате которой впоследствии стал инвалидом, и получал льготы, предусмотренные законом для инвалидов Отечественной войны. После его смерти эти льготы получала она. Но с октября 2010 года льготу по оплате коммунальных услуг отменили, указывая, что после смерти мужа, ей льгота была предоставлена ошибочно, поскольку отсутствует связь между смертью мужа и травмой, полученной при исполнении военной службы. Однако, истица считает, что она имеет право на эту льготу как супруга инвалида военной службы, не вступившая в повторный брак после смерти мужа.

Представитель истицы Головяшкин М.В. исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Суханова Ю.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что Старкова В.К. до 01.09.2010 года пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг на основании Постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981 года № 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих». С 01.09.2010 года выплата компенсации приостановлена по той причине, что Военным комиссариатом Промышленного района г. Оренбурга справка о праве на получение льготы выдана Старковой В.К. ошибочно, поскольку такую справку выдают членам семьи погибших во время военных действий. Причиной же смерти Старкова А.Н. явилась <данные изъяты> Поскольку нет причинно – следственной связи между заболеванием Старкова А.Н., полученного при исполнении обязанностей военной службы и причиной его смерти, получение мер социальной защиты его жене Старковой В.К. считает незаконным.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно свидетельству о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ Старков А.Н. признан негодным в военной службе вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы. Получил травму <данные изъяты> при выполнении приказа командира. Негоден к военной службе с исключением с воинского учета. Травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

Справка ВТЭ-179 № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает инвалидность Старкова А.Н., наступившей в результате травмы, полученной при исполнении военной службы.

При жизни Старков А.Н. имел удостоверение инвалида с правом на льготы, предоставленные законом для инвалидов Отечественной войны.

Справка Оренбургского облвоенкомата (л.д. 29), справка Военного комиссариата Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), справка Военного комиссариата Промышленного района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 31) также подтверждают статус Старкова А.Н. как инвалида из числа военнослужащих, ставших инвалидами, вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно п. 17 Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» жилая площадь (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимаемая инвалидами Отечественной войны и проживающими совместно с ними членами их семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, оплачивается в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а излишняя жилая площадь (до 15 кв. метров) - в одинарном размере. Инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50% процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Согласно пункту 27 этого постановления льготы, предусмотренные настоящим Положением для инвалидов Отечественной войны, предоставляются также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Кроме того, часть 6 этого пункта льготу, предусмотренную пунктами 17 и 18 настоящего Положения для инвалидов Отечественной войны, предоставляет женам погибших (умерших) военнослужащих, не вступивших в другой брак.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 9 декабря 2010 г.) в статье 4 изменен перечень лиц, который относится к инвалидам войны. В этот перечень военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, не входят.

Вместе с тем, на момент принятия указанного закона, Старков А.Н. умер, и его жена получила право на льготу в соответствии с пунктом 27 Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих».

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 11 закона «О ветеранах» в редакции №186-ФЗ от 23.12.2003 года права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

В связи с эти в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 г. № 524 - О указано, что Конституция РФ (ст.7, ч.1) каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях, установленных законом и определяет социальную защиту, не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах - в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр., при решении вопроса об изменении формы и содержания социальной поддержки должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к обладающим особым статусом лицам, проходившим военную службу в годы войны и в иных чрезвычайных ситуациях, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, распространяет меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Поэтому сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 процентов с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

Право на получение меры социальной поддержки Старковой В.К. реализовано до 01.01.2005 года.

Поэтому, учитывая, что Старкова В.К. являлась супругой Старкову А.Н., который при жизни относился к категории инвалидов Отечественной войны, после его смерти в ДД.ММ.ГГГГ году, получила льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг, не вступила в повторный брак, она сохраняет право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика о том, что для получения льготы необходима причинно-следственная связь между смертью Старкова А.Н. и его заболеванием, полученном от военной травмы, является необоснованным, поскольку в законе « О ветеранах» нет прямого указания на необходимость установления такой связи.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь законом «О ветеранах», статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старковой В.К. удовлетворить.

Признать за Старковой В.К право на 50% оплату жилищно-коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме 28.03.2011 года.

Судья О.В. Петайкина

Решение в окончательной форме принято 28.03.2011 года.

Судья: