Дело № 2-357/14-2011 г. Именем Российской Федерации 28 марта 2011 года город Курск Промышленный районный суд города Курска в составе: председательствующего судьи Ягерь Е.А., с участием: помощника прокурора Сеймского округа г.Курска Дюкаревой А.Ю., при секретаре: Смецкой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясоедова Дмитрия Сергеевича к Комитету социальной защиты населения и опеки г.Курска о перерасчете сумм возмещении вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, У С Т А Н О В И Л: Мясоедов Д.С. обратился с иском (с учетом уточнения) к Комитету социальной защиты населения и защиты г.Курска о перерасчете сумм возмещении вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом 2 группы, которая установлена ему при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС решением МСЭ №255610 от 16.01.2004г. бессрочно. Ежемесячная денежная выплата была назначена ему органом соцзащиты населения исходя из твердых сумм в размере <данные изъяты>. Считает, что с момента назначения и по настоящее время получаемы им суммы, назначены ему неправильно, в связи с чем просил обязать комитет социальной защиты населения и опеки и г.Курска пересчитать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью и произвести ее индексацию с применением коэффициентов величины прожиточного минимума и коэффициентов по уровню инфляции за 2004-2011гг., установить к выплате с 01.01.2008 по 31.12.2008гг. – <данные изъяты>., с 01.01.2009 по 1.12.2009гг. – <данные изъяты>., с01.01.2010 по 31.12.2010гг – <данные изъяты>, с 01.01.2011г – <данные изъяты>. бессрочно с дальнейшей ежегодной индексацией в соответствии с законодательством. В судебном заседании истец Мясоедов Д.С. и его представитель Мясоедова Т.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и просили их удовлетворить. Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения и опеки г.Курска по доверенности Черникова Н.А., в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, так как считает что они противоречат нормам материального о процессуального права и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истец просит суд обязать комитет пересчитать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью и произвести ее индексацию с применением коэффициентов величины прожиточного минимума и коэффициентов по уровню инфляции. Однако, в Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № 364-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона « О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и в частности в предпоследнем абзаце пункта 3.2 мотивировочной части определения, на который ссылается истец, речь идет о применении благоприятного критерия индексации за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года для получателей указанных выплат. Мясоедов Д.С. стал получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС только, начиная с 18.03.2004 года после установления первично 16.01.2004 года 2 группы инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС согласно его заявления от 18.03.2004 года об установлении данной компенсации. До этой даты истец получателем названной выплаты не являлся. Вместе с тем, разделом 2 того же определения закреплено, что: «… В Постановлении от 19.06.2002 года №11-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах РФ и в целом по РФ, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. Из данной правовой позиции со всей определенностью вытекает, что федеральный законодатель располагает достаточной свободной усмотрения при избрании того или иного критерия индексации компенсационных выплат, которыми могут выступать как прямо поименованные Конституционным Судом РФ, так и иные способы поддержания покупательной способности денежных средств, выделяемых в качестве компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Содержащееся же в пункте 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера- впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным Судом РФ указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат». При этом, в соответствии с п.2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года №364-О «ст.1 и п. 3 ст.2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ» О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», закрепляющие введение порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, не могут рассматриваться как противоречащие конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, а также стабильности и гарантирования прав и свобод граждан. Кроме того, исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции во исполнение п.3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Правительством РФ ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которыми определяется порядок индексации размеров и возврата недополученных сумм, в том числе ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, предусмотренных п. 15 ч.1 ст. 14 и п.4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В приложении к данным постановлениям указаны суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зависимости от установленной группы инвалидности, в соответствии с которыми и были увеличены (проиндексированы) получаемые истцом суммы, начиная с 01.01.2005 года, и данный размер до настоящего времени истцом не оспаривался. В связи с чем просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Представитель третьего лица - Комитета социального обеспечения Курской области по доверенности Скрипченков А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в части обязания Комитета социальной защиты населения и опеки г.Курска о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и индексации с применением коэффициентов величины прожиточного минимума, в остальной части не возражал против удовлетворения исковых требований. Считает, что на Комитет социальной защиты населения г.Курска не может быть возложена обязанность по применению при индексации коэффициентов величины прожиточного минимума за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года, поскольку отсутствует механизм индексации. В тоже время истец имеет право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, и индексацию с применением коэффициента величины прожиточного минимума. Арифметически истцом правильно подсчитана индексация. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего, что иск Мясоедова Д.С. следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам 2 группы составляет <данные изъяты> Из материалов дела усматривается, что Мясоедов Д.С. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, о чем свидетельствует удостоверение от 18.03.2004г. (л.д.6). Согласно справке МСЭ-017 №255610 Мясоедов Д.С. является инвалидом второй группы, которая установлена ему при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС решением МСЭ №255610 от 16.01.2004г. бессрочно. В судебном заседании установлено, что ежемесячная денежная выплата была назначена Мясоедову Д.С. в размере <данные изъяты>. В соответствии с ч.1 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001г. (в ред. Федерального закона от 26.04.2004г. №31-ФЗ), гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.5 ч.1 ст.14 или п.4 ч.1 ст.15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Определением Конституционного суда РФ №364-О от 04.10.2005г. «По запросу Верховного суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрено применение за указанный период индексов по величине прожиточного минимума, в частности в определении указано, что «В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации». Согласно справке комитета социального обеспечения Курской области от 13.01.2011г. (л.д. 7), выданной Мясоедову Д.С., размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составил: с 01.01.2010г. – <данные изъяты>., с 01.01.2011г. – <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время произведены следующие выплаты ежемесячно: с 01.01.2010г. по настоящее время в размере <данные изъяты>., доплата с 01.01.2011г. по 31..01.2011г. будет произведена в феврале 2011г. в размере <данные изъяты> В соответствии с п.3.2 постановления Конституционного суда РФ №11-П от 19.06.2002г., при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. При таких обстоятельствах суд признает обоснованными требования Мясоедова Д.С. о том, что согласно определения Конституционного суда РФ от 04.10.2005г. №364 Мясоедов Д.С. имеет право на индексацию сумм возмещения вреда здоровью с четом наиболее благоприятного порядка индексации в соответствии с ранее действующими критериями индексации на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. №35 указано, что в соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных ч.1 и ч.2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4 (четыре). Согласно справке Комитета по труду о величине прожиточного минимума в Курской области за 2001г. коэффициент роста величины прожиточного минимума за 2001г. составит 1,426 (590 руб.+644 руб.+632 руб.+1201 руб.) / (551+551+527+524) разделить на 4 мес. = 767 руб. разделить 538 руб. = 1, 426 раза. Таким образом, с учетом требований истца с 19.06.2002г. размер ежемесячного возмещения вреда здоровью Мясоедова Д.С. составит – <данные изъяты> Согласно справке Комитета по труду о величине прожиточного минимума в Курской области за 2002г. коэффициент величины прожиточного минимума за 2002г. составит (1365++1410+1393+1458) : 4 мес.) : (590 руб.+644 руб.+632 руб.+1201 руб.) : 4мес. = 1,833 раза. Таким образом, с 01.01.2003г. размер ежемесячного возмещения вреда здоровью Мясоедова Д.С. составит – <данные изъяты> Согласно справке Комитета по труду о величине прожиточного минимума в Курской области за 2003г. коэффициент величины прожиточного минимума за 2003г. составит (1670+1633+1565+1809) : 4 мес.) : ((1365++1410+1393+1458) : 4мес.) = 1,187 раза. Таким образом, с 01.01.2004г. размер ежемесячного возмещения вреда здоровью Мясоедова Д.С. составит –<данные изъяты> В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ». Таким образом, сумма возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. с 01.01.2005г., коэффициент индексации равен 1,11 (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. №292 (в ред. Постановления Правительства от 03.03.2007г. №143) в соответствии со ст.5 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 (в ред. Федерального закона №31-ФЗ от 26.04.2004г.)) составит <данные изъяты> С 01.01.2006г. коэффициент индексации равен 1,09 (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 25.04.2006г. №246 (в ред. Постановления Правительства от 03.03.2007г. №143), поэтому сумма возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. с 01.01.2006г. составит <данные изъяты> С 01.01.2007г. коэффициент индексации равен 1,08 (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. №171), поэтому сумма возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. с 01.01.2007г. составит <данные изъяты> С 01.01.2008г. размер возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. составит <данные изъяты> (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 03.09.2008г. №655) = <данные изъяты> С 01.01.2009г. размер возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. составит <данные изъяты> (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 24.12.2008г. №992) = <данные изъяты> С 01.01.2010г. размер возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. составит <данные изъяты> (коэффициент по уровню инфляции установлен постановлением Правительства РФ от 16.12.2009г. №1024 «Об индексации в 2010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») = <данные изъяты> С 01.01.2011г. размер возмещения вреда здоровью Мясоедову Д.С. составит <данные изъяты> (коэффициент по уровню инфляции установлен ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год») = <данные изъяты>. ежемесячно, бессрочно с учетом ежегодной индексации данной суммы в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2004 № 819, от 20.06.2005 г. № 387) во исполнение Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден «Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», в пункте 1 которого указывается на то, что настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...», регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием. В абзаце 1 пункта 4 этого же Порядка предусмотрено, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. В соответствии с законом Курской области от 28.12.2005 г. № 102-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения» вопросы назначения и начисления ежемесячных денежных компенсаций по социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС отнесены к компетенции комитета социальной защиты населения г.Курска. Таким образом, суд признает обоснованными требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет сумм возмещения вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, на Комитет социальной защиты населения и опеки г. Курска. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Мясоедова Дмитрия Сергеевича удовлетворить. Обязать Комитет социальной защиты населения и опеки г.Курска произвести перерасчет сумм возмещения вреда здоровью, установив к выплате Мясоедову Дмитрию Сергеевичу с 01.01.2008г. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в размере <данные изъяты> с 01.01.2009г. – <данные изъяты>., с 01.01.2010г. - <данные изъяты>., с 01.01.2011г. – <данные изъяты>. бессрочно, с учетом ежегодной индексации данной суммы в соответствии с действующим законодательством. Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 4 апреля 2011 г. <данные изъяты>ь