Дело № 2-654/8-2011 г. Именем Российской Федерации город Курск 23 мая 2011 года Промышленный районный суд города Курска в составе: Судьи – Гладковой Ю.В., с участием: помощника прокурора Сеймского округа г.Курска Овсянниковой А.В., при секретаре: Гуреевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимова Владимира Дмитриевича к Комитету социального обеспечения Курской области, отделу социальной защиты населения администрации Фатежского района Курской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, УСТАНОВИЛ: Евдокимов В.Д. обратился с иском к Комитету социального обеспечения Курской области, отделу социальной защиты населения администрации Фатежского района Курской области об индексации и взыскании сумм возмещения вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, мотивируя свои требования тем, что в период с 24.10.1986 года по 25.12.1986 года он был призван на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В результате воздействий радиационного облучения в указанный период у него возникло ряд заболеваний, приведших к установлению в 1997 году инвалидности 3-й группы, с причиной инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, бессрочно. Органами соцзащиты ему были назначены суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 29.11.2010 года в размере <данные изъяты>, исходя из базовой суммы в 1000 рублей. Считает, что с момента назначения ему сумм возмещение вреда здоровью, причиненного участием в ЛПА на ЧАЭС, указанные суммы были исчислены не верно. На основании абз.2 п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002 года и абз.2 п.1 резолютивной части Определения Конституционного суда РФ №364-О от 04.10.2005 г. назначаемые суммы возмещения вреда должны быть проиндексированы пропорционально росту величины прожиточного минимума в Курской области в период 2002-2004 годов. Так с 01.01.2002 года в 1,426 раза; с 01.01.2003 года в 1,833 раза; с 01.01.2004 года в 1,187 раза, таким образом 1000 х 1,426 =<данные изъяты>, это размер причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года. <данные изъяты> рублей х 1,833 = <данные изъяты>, это сумма причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. <данные изъяты> х 1,187 = <данные изъяты>, это сумма причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года. С 01.01.2005 года индексация в 1,11 раза, т.е.<данные изъяты>.х1,11 раза = <данные изъяты>, сумма подлежащая ко взысканию с 01.01.2005 года. С 01.01.2006 года индексация в 1,09 раза, сумма подлежащая ко взысканию <данные изъяты> х 1,09 раза =<данные изъяты> С 01.01.2007 года индексация в 1,08 раза, сумма должна составлять <данные изъяты>. <данные изъяты> х1,08 раза). С 01.01.2008 года индексация в 1,105 раза, сумма должна составлять <данные изъяты>. (<данные изъяты> х 1,105 раза) С 01.01.2009 года индексация 1,13 раза сумма должна составлять <данные изъяты> (<данные изъяты> х1,13 раза) С 01.01.2010 года индексация 1,1 раза, сумма должна составить <данные изъяты> (<данные изъяты> х 1,1 раза). С 01.01.2011 года индексация в 1,065 раза ( <данные изъяты> х 1,065) Таким образом, с 01.01.2011 года ему к выплате должна быть назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> В судебном заседании истец Евдокимов В.Д. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Уточнил, что просит обязать администрацию Фатежского района Курской области проиндексировать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, определив размер компенсационной выплаты с 01.01.2011 года в размере <данные изъяты> ежемесячно с ежегодной индексацией в установленном порядке., а также обязать комитет социального обеспечения Курской области внести вышеуказанные сведения в список граждан, имеющих право на получение сумм в возмещение вреда здоровью. Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области Скрипченков А.И. исковые требования не признал. Представитель отдела социальной защиты населения администрации Фатежского района Курской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует подпись представителя в справочном листе. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам 3-й группы 1000 рублей. Из материалов дела усматривается, что Евдокимов В.Д. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 24.10.1986 года по 25.12.1986 г (л.д.11). В 1997 году Евдокимову В.Д. установлена третья группа инвалидности с причиной инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС», бессрочно (л.д.8) Согласно справки председателя комитета социального обеспечения Курской области Евдокимов В.Д. состоит на учете в комитете социального обеспечения Курской области как инвалид 3 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплаты получал за период с 30 мая 1997 года по 31 мая 2002 года и с 29 ноября 2010 года по настоящее время получал выплаты (л.д.12). Таким образом, Евдокимов В.Д. имел право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.06.2002 года. Данный вывод суда основан на том, что применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 ГК Российской Федерации и статья 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей»). В соответствии с ч.3 ст.2 Закона РФ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Приведенные положения вступили в силу с 12 февраля 2001 г., однако первая ежегодная индексация могла быть произведена только по истечении календарного года, т.е. с 1 января 2002 г. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. №11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 12.02.2001 г.) и ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 12 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом стоимости потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т. е. на 4. В силу ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ». Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О по конституционно-правовому смыслу, выявленному в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 за № 292 с изменениями от 24.03.2006 г. №163, от 03.03.2007 г. № 143 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», утверждены Правила индексации в 2005 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, где п.1 указано, что ежемесячная сумма возмещения вреда индексируется с 1.01.2005 г. исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете за 2005 год» в 1,11 раза. Пунктом 1 Правил индексации в 2006 г. размеров компенсаций и иных выплат граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 г. №246 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. №143, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2006 N ГКПИ06-739) «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила индексации в 2006 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, п.1 которого предусмотрено, что ежемесячная сумма возмещения вреда индексируется с 1.01.2006 г., исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете за 2006 год», в 1,09 раза. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в 2007 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществить с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год». В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2007 года №914 «Об индексации в 2008-1010 годах» размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства РФ от 17 марта 2008 года №181 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914), (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года №655) ранее установленная сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью подлежит индексации с 01.01.2008 года в 1,105 раза. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. №914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства РФ от 17 марта 2008 года №181 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914), (в редакции Постановления правительства РФ от 07.07.2009 года №545) ранее установленная сумма подлежит индексации в 1,13 раза. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. №1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ранее установленная сумма подлежит индексации с 01.01.2010 года в 1,13 раза. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2010 года №1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне» ранее установленная сумма подлежит индексации с 01.01.2011 года в 1,065 раза С учетом вышеизложенного, суд признает, что размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью истца должен составлять: за периоды с 01.01.2002 года в 1,426 раза; с 01.01.2003 года в 1,833 раза; с 01.01.2004 года в 1,187 раза, таким образом 1000 х 1,426 =<данные изъяты>, это размер причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года. <данные изъяты> х 1,833 = <данные изъяты>, это сумма причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. <данные изъяты> х 1,187 = <данные изъяты>, это сумма причитающегося ежемесячного возмещения вреда с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года. С 01.01.2005 года индексация в 1,11 раза, т.е.<данные изъяты>х1,11 раза = <данные изъяты>, сумма подлежащая ко взысканию с 01.01.2005 года. С 01.01.2006 года индексация в 1,09 раза, сумма подлежащая ко взысканию <данные изъяты> х 1,09 раза =<данные изъяты> С 01.01.2007 года индексация в 1,08 раза, сумма должна составлять <данные изъяты> х1,08 раза). С 01.01.2008 года индексация в 1,105 раза, сумма должна составлять <данные изъяты> х 1,105 раза) С 01.01.2009 года индексация 1,13 раза сумма должна составлять <данные изъяты> х1,13 раза) С 01.01.2010 года индексация 1,1 раза, сумма должна составить <данные изъяты> х 1,1 раза). С 01.01.2011 года индексация в 1,065 раза ( <данные изъяты> х 1,065) Таким образом, истцу с 01.01.2011 года сумма возмещения вреда здоровью составила <данные изъяты> Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2004 № 819, от 20.06.2005 г. № 387) во исполнение Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден «Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», в пункте 1 которого указывается на то, что настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...», регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием. В абзаце 1 пункта 4 этого же Порядка предусмотрено, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Поскольку в соответствии с законом Курской области от 28.12.2005 г. № 102-ЗКО (в ред. Закона Курской области от 14.12.2010 № 51-ЗКО) «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения», вопросы назначения и начисления ежемесячных денежных компенсаций по социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС отнесены к компетенции органам местного самоуправления Курской области, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о возложении обязанности об индексации и выплате ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, на администрацию Фатежского района Курской области в лице отдела социальной защиты населения. Исходя из этого следует признать обоснованными требования Евдокимова В.Д. о возложении на Комитет социального обеспечения Курской области обязанности по внесению сведений в отношении истца в списки граждан, имеющих право на получение сумм возмещения вреда здоровью, причиненного участием в ЛПА на ЧАЭС, и направить эти сведения в Федеральную службу по труду и занятости. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Евдокимова Владимира Дмитриевича удовлетворить. Обязать администрацию Фатежского района Курской области проиндексировать Евдокимову Владимиру Дмитриевичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, определив размер компенсационной выплаты с 01.06.2002 года по 31.12.2002 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2003 года по 31.12.2003 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2004 года по 31.12.2004 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2005 года по 31.12.2005 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2006 года по 31.12.2006 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2007 года по 31.12.2007 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2008 года по 31.12.2008 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в размере <данные изъяты> ежемесячно; С 01.01.2011 года бессрочно в размере <данные изъяты> ежемесячно, с ежегодной индексацией в установленном законом порядке. Обязать Комитет социального обеспечения Курской области внести вышеуказанные сведения в отношении Евдокимова Владимира Дмитриевича в список граждан, имеющих право на получение сумм в возмещение вреда здоровью, причиненного участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и направить эти сведения в Федеральную службу по труду и занятости. Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 27.05.2011 г. Судья: