Дело №2-681/15-2011 Р ЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года г. Курск Промышленный районный суд города Курска в составе: председательствующего Судьи Коноревой Л.С., при секретаре Лобовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугреева Михаила Михайловича к Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения, суд У С Т А Н О В И Л: Истец Чугреев М.М. обратился в суд с иском к Администрации Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о признании права и предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, его родители были лишены родительских прав по решению суда. На основании постановления Главы Администрации Сеймского административного округа города Курска №804 от 14.08.1996г. он была направлен в государственное интернатное учреждение. Жилое помещение за ним не закреплено, в собственности жилье он не имеет, прежнее жилье родителей, где он зарегистрирован по <адрес> является собственностью бабушки. В настоящее время он с семьей снимает квартиру в г. Курске. Он, будучи лицом, оставшимся без попечения родителей и не имея закрепленного за ним жилого помещения, имеет право на получение жилой площади, просит признать за ним право на получение жилья и обязать Комитет социального обеспечения Курской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, установленных в субъекте Российской Федерации. В судебном заседании истец Чугреев М.М. исковые требования поддержал и просил признать право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицу оставшемуся без попечения родителей и нуждающемуся в жилой площади не ниже установленных социальных норм и обязать Комитет социального обеспечения Курской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных в субъекте Российской Федерации, пояснив, что он, будучи лицом, оставшимся без попечения родителей и не имея закрепленного за ним жилого помещения, не был поставлен на жилищный учет, как лицо нуждающееся в получении жилой площади, ему по окончании школы и училища, так же не было разъяснено его право на получение жилой площади в соответствии с законом. Жилья у него нет и за ним не закреплено. Он проживает в г. Курске и вынужден снимать квартиру. С 2003 года он был зарегистрирован в доме бабушки по адресу <адрес>, но прав на дом никаких не имеет, его родители так же не имеют право собственности в этом доме. Он нуждается в жилье и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, относится к категории детей оставшихся без попечения родителей. Госучреждения, где он находился, обязаны были поставить его на льготную очередь на получение жилья, но не сделало это, закон ему не разъяснили и поэтому считает, что за ним сохраняется право на внеочередное предоставление жилого помещения. До настоящего времени ему не было предоставлено жилое помещение, просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области Попова Ю.С. по доверенности №07.2-01/117 от 15.01.2011 года, иск признала и пояснила, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с существующим порядком предоставления жилья детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, на Комитет социального обеспечения Курской области по предоставлению жилья за счет средств выделяемых Администрацией Курской области и оформления договора социального найма. Истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленной нормы, за счет средств областного бюджета выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представитель 3-го лица Администрации Курской области Лукьянчикова С.А. по доверенности № 01-08/1027 от 28.12.2009г. иск признала и пояснила, что Чугреев М.М. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родители по решению суда лишены родительских прав. Истец не был поставлен на жилищный учет детскими учреждения где он находился на учебе, но является нуждающимся и относится к числу детей оставшейся без попечения родителей. За истцом не было закреплено жилое помещение. В доме бабушки истец не проживает, но имеет регистрацию, он вынужден снимать квартиру. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на субъект Российской Федерации, денежные средства выделаны на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поэтому квартиры будут предоставляться детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. Постановлением Администрации Курской области от 04.05.2011г. органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения Курской области. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного -типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данная норма дублирована в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О Дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-: сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно Закона Курской области от 13.06.2007 года № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом Администрацией Курской области, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области. В суде установлено, что Чугреев Михаил Михайлович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родители: отец – ФИО3 решением Бабушкиного межмуниципального суда СВАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Чугреева Михаила ДД.ММ.ГГГГгода рождения. Мать ФИО4 решением Промышленного суда г. Курска от 23.11.1995г. так же лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Михаила. Чугреев М.М. по Постановлению Главы администрации САО г. Курска №77 от 24.01.1996г. находился под опекой у бабушки Жуковской В.С. Постановлением Главы администрации САО г. Курска 14.08.1996г. № 804 опекун была освобождена от опекунских обязанностей и несовершеннолетний Чугреев М.М. был определен в государственное интернатное учреждение. В 2003 г. истец окончил Ушаковскую среднюю общеобразовательную школу п. Камыши Курского района Курской области. В 2004 г. окончил ОГОУНПО профессиональное училище № 36 Курского района Курской области и в 2006г. окончил ОГОУНПО профессиональное училище № 19 Курского. В настоящее время работает. В период обучения в государственных интернатных учреждениях Чугреев М.М. не был поставлен на жилищный учет в г. Курске. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией свидетельства о рождении (л.д.9), копией аттестата (л.д.10), копией свидетельства (л.д.11-12), копией паспорта (л.д.13), копией решения суда (л.д.14-15), копией постановления главы администрации (л.д.16-17), пояснениями сторон. Как следует из справки БТИ г. Курска Чугреев М.М. не является собственником домовладения <адрес> (л.д. 20). В соответствии с из ЕГРП Чугреев М.М. не имеет на территории г.Курска право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 21). Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что Чугреев М.М. не был поставлена на учет в качестве нуждающегося во внеочередном обеспечении жилым помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей по вине госучреждений, где он находился, на момент окончания им пребывания в школе, Курском ПУ-19, жилая площадь закреплена за ним не была и жилой площадью он не был обеспечена по ФЗ № 159-ФЗ. С учетом того, что в настоящее время он проживает в г. Курске и не имеет своего жилья, суд считает необходимым признать за истцом права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в г. Курске площадью не ниже установленных социальных норм. То обстоятельство, что истец не был обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями ФЗ № 159-ФЗ в возрасте до 23 лет, а также то, что он не состоял на учете в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не является основанием, освобождающим государство от выполнения принятой на себя обязанности по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением и право на внеочередное обеспечение жилым помещением за ней сохраняется. В суде так же установлено, что постановлением администрации Курской области от 4 мая 2011 г. N 172-па "О порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Курской области, по договору социального найма" утверждены "Правилами приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", "Правилами предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений, находящихся в государственной собственности Курской области, по договору социального найма" и функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются Комитетом социального обеспечения Курской области. В соответствии с данным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет социального обеспечения Курской области, который с участием комитета строительства и архитектуры Курской области на основании данных о состоянии рынка жилья, а также данных о наличии участков под застройку, состоянии инфраструктуры в муниципальных образованиях области формирует и утверждает реестр муниципальных образований, в которых могут быть приобретены жилые помещения в течение текущего года. Жилые помещения, находящиеся в государственной собственности Курской области, предоставляются по договору социального найма гражданам, включенным в сводные списки граждан - участников Программы. На основании постановления Администрации Курской области от 14.04.2010 года № 148 органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения Курской области. Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец имеет право на вне очередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи нуждаемостью и с отсутствием жилого помещения после окончания образовательных учебных заведений. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на Комитет социального обеспечения Курской области необходимо возложить обязанность предоставить Чугрееву М. М. жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Чугреева Михаила Михайловича к Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Признать за Чугреевым Михаилом Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженцем <адрес> право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в г. Курске площадью не ниже установленных социальных норм. Обязать Комитет социального обеспечения Курской области предоставить Чугрееву Михаилу Михайловичу ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженцем <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г. Курске не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий: Судья – подпись