Решение о признании незаконными действий по непредоставлению льготы по оплате ЖКУ



Дело № 2-208

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Промышленная 14 апреля 2011 года

Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Костеренко К.А., при секретаре Тюниной В.Е., с участием представителя истца прокурора Шурыгина И.В., представителя ответчика Головковой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленновского района в интересах Коноплевой Т.В. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района о признании незаконными действий по непредоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании за Коноплевой Т.В. права на данную льготу и обязании предоставить данную льготу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Коноплевой Т.В. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района о признании незаконными действий по непредоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании за Коноплевой Т.В. права на данную льготу и обязании предоставить данную льготу.

В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в связи с поступившим обращением Коноплевой Т.В..

Проведенной проверкой установлено, что Коноплева Т.В. признана инвалидом 2 группы, включена в федеральный регистр и одновременно является пенсионером по старости, имеющим медицинский стаж работы в сельской местности более 10 лет.

Коноплева Т.В. обратилась в МУ «Управление социальной зашиты населения» Промышленновского района с просьбой предоставить льготу в виде снижения на 100 процентов размеров оплаты жилья, снижения на 100 % размеров оплаты за теплоснабжение (отопление) и освещение. Согласно ответу МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района от <.....> следует, что фактически в предоставлении вышеуказанной льготы отказано. При этом данный отказ мотивируется следующим: «Меры социальной поддержки инвалидам предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от <.....> Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг им установлены ст. 17 указанного Закона. Положениями ст. 5 данного Закона предоставлена возможность субъектам Российской Федерации устанавливать инвалидам дополнительные меры социальной поддержки за счет собственных средств. Законом Кемеровской области от <.....> 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов» инвалидам предоставляются дополнительные меры социальной поддержки. Дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не предусмотрены. Нормативными правовыми актами Кемеровской области не предусмотрена возможность суммирования (выбора) мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям, когда их получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную выплату, за счет средств федерального бюджета».

Подобное трактование законов ограничивает конституционное и законодательно установленное право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне. Действующее законодательство Российской Федерации, в случае, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяет ему реализовывать свои права на данные льготы и не содержит при этом ни прямых, ни косвенных ограничений.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российской Федерации гражданам гарантируются выплата пособий и предоставление иных мер социальной защиты.

По смыслу статей 17,18,19,55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона.

В силу подп. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится также социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от <.....> №........ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется 50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплата коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Вместе с этим Коноплева Т.В. как имеющая более 10 лет медицинского стажа в сельской местности и продолжающая после выхода на пенсии проживать в сельской местности имеет право на такую же меру социальной поддержки по Закону Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг». Так согласно ст.5, ч.5 ст. 10 вышеуказанного Закона Кемеровской области медицинские работники (в том числе и после выхода на пенсию при наличии медицинского стажа работы не менее 10 лет и условии проживания в сельской местности) имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением, льготу по оплате за освещение в сельской местности, рабочих поселках (поселка городского типа).

В соответствии со ст.31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с этим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Таким образом, в отношении Коноплевой Т.В., которая имеет право на одну и ту же меру социальной защиты (снижение оплаты на жилищно-коммунальные услуги) по двум законам одновременно, должны быть предоставлены льготы по одному из указанных правовых актов, с обязательным применением только тех норм, которые повышают уровень социальной защиты. В данном случае, таким правовым актом является ст.5 Закона Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающая право на льготу в виде снижения на 100 процентов размера оплаты жилой площади, снижения на 100 % размеров оплаты за теплоснабжение, снижение на 100% оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год. Отказ в праве выбора льгот и неправомерное, произвольное толкование закона МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района влечет грубейшее и существенное нарушение конституционных прав граждан, создает несоответствующий действующему законодательству прецедент, препятствующий на практике реализации мер социальной поддержки, улучающих условия жизни льготников и возможности воспользоваться подобными льготами. Более того, данная позиция МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района влечет для лиц, имеющих одну и ту же льготу по Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, декларативность принятого Кемеровской областью Закона и не применение его на практике.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании прокурор Шурыгин И.В. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Уточнил, что необходимо признать незаконными действия ответчика по непредоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг необходимо с момента обращения Коноплевой Т.В., т.е. с <.....>, а также признать за Коноплевой Т.В. право на данную льготу и обязать предоставить данную льготу с <.....>.

В судебное заседание Коноплева Т.В. не явилась. Согласно телефонограмме по состоянию здоровья участвовать в судебных заседаниях не может, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Головкова О.П., действующая на основании доверенности от <.....> со всеми полномочиями, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что с <.....> Коноплева Т.В. пользовалась льготами как медицинский работник по Закону Кемеровской области. <.....> Коноплева Т.В. написала заявление о предоставлении ей льгот как инвалиду 2 группы по Федеральному закону №......... В феврале 2011 года Коноплева Т.В. обратилась в Управление социальной защиты населения Промышленновского района о предоставлении ей льгот как инвалиду и как медицинскому работнику. Но так как Коноплева Т.В. выбрала себе льготу как инвалид, а льготы по ФЗ инвалидам шире, поэтому ей предоставляется льгота за оплату ЖКУ как инвалиду, т.е. 50%. А в предоставлении льгот как медицинскому работнику ей было отказано. Мера социальной поддержки инвалидам не разбивается на части, а предоставляется как единая. Считает, что не могут предоставить скидку по оплате ЖКУ по Закону Кемеровской области как медицинскому работнику, а другие меры социальной поддержки по ФЗ-181 как инвалиду. В их действиях нарушений нет, т.к. предоставляют Коноплевой Т.В. меры социальной поддержки как инвалиду, а суммировать меры социальной поддержки они не могут.

Привлеченный в качестве третьего лица Департамент социальной защиты населения Кемеровской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, а так же отказать в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на то, что меры социальной поддержки предоставляются инвалидам в соответствии с Федеральным законом от <.....> № 181-ФЗ. Законодательством Кемеровской области дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам не предусмотрены. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от <.....> № 181-ФЗ инвалиды имеют право выбора на одну и ту же меру социальной поддержки, либо по названному Федеральному закону, либо по другому правовому акту. Меры социальной поддержки медицинским работникам установлены Законом Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». Гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, меры социальной поддержки устанавливаются по одному из них по выбору гражданина. Суммирование одной и той же меры социальной поддержки, предоставляемой федеральным законом и другим правовым актом, не предусмотрено законом. Считает, что нарушения прав Коноплевой Т.В. не имеется.

Заслушав стороны, изучив возражения третьего лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации гражданам гарантируются выплата пособий и предоставление иных мер социальной защиты.

Статьей 17 Федерального закона от <.....> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляется 50 % скидка на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно ст.5 Закона Кемеровской области от <.....> N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" медицинским работникам предоставляются следующие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг: 1) снижение на 100 процентов размеров оплаты жилья; 2) снижение на 100 процентов размеров оплаты за теплоснабжение (отопление); 3) снижение оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются и после выхода на пенсию при проживании в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и наличии стажа работы в указанных поселках и пунктах по соответствующей специальности не менее 10 лет (ч.5 ст.10 Закона Кемеровской области от <.....> N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг".

Судом установлено, что Коноплева Т.В. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ-2009 №........ (л.д.5), и включена в федеральный регистр. Кроме того, Коноплева Т.В. является медицинским работником, имеющим более 10 лет медицинского стажа в сельской местности и продолжающая после выхода на пенсию проживать в сельской местности. До <.....> до установления Коноплевой Т.В. инвалидности (инвалидность установлена впервые <.....>) МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района предоставляло Коноплевой Т.В. меры социальной поддержки как медицинскому работнику в виде снижения на 100 процентов размера оплаты жилой площади, снижения на 100 % размеров оплаты за теплоснабжение, снижение на 100% оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год. С <.....> Коноплевой Т.В. в предоставлении льгот, предусмотренных Законом Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» отказали. Указанное подтверждается заявлением Коноплевой Т.В. (л.д.4), не оспаривается сторонами и подтверждается ответом МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района №........ от <.....> (л.д.11).

Согласно ст.31 Федерального закона от <.....> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). В соответствии с требованиями п.8 ст.10 Закона Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" гражданину (лицу), имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки устанавливаются по одному из них по выбору гражданина (лица).

Таким образом, в отношении Коноплевой Т.В., которая имеет право на одну и ту же меру социальной защиты (снижение оплаты на жилищно-коммунальные услуги) по двум законам одновременно, должны быть предоставлены льготы по одному из указанных правовых актов, с обязательным применением только тех норм, которые повышают уровень социальной защиты. В данном случае, таким правовым актом является ст.5 Закона Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающая право на меру социальной поддержке в виде снижения на 100 процентов размера оплаты жилой площади, снижения на 100 % размеров оплаты за теплоснабжение, снижение на 100% оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год.

Суд не может согласиться с мнением ответчика и третьего лица о том, что предоставляя Коноплевой Т.В. меру социальной защиты по оплате жилищно-коммунальных услуг по Закону Кемеровской области, меры социальной поддержки будут суммироваться, не могут предоставлять льготы и по Федеральному, и по областному законам одновременно. Суд считает по вышеприведенным основаниям, что суммирования мер социальной поддержки и предоставления одной и той же меры социальной поддержки по двум основаниям не произойдет.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Коноплева Т.В. обратилась в прокуратуру Промышленновского района с просьбой о защите нарушенных ее прав, связанных с соблюдением требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Поэтому суд считает, что прокурор, предъявляя иск в защиту Коноплевой Т.В., действовал в рамках предоставленных ему Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации полномочий.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Промышленновского района в интересах Коноплевой Т.В. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района о признании незаконными действий по непредоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании за Коноплевой Т.В. права на данную льготу и обязании предоставить данную льготу - удовлетворить полностью.

Признать действия Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района, связанные с непредоставлением Коноплевой Т.В. с <.....> мер социальной поддержки по региональному законодательству Закону Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», незаконными.

Признать за Коноплевой Т.В. право на меры социальной поддержки по Закону Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», как инвалиду 2 группы и пенсионеру, имеющему медицинский стаж работы в сельской местности (поселке городского типа) более 10 лет, и продолжающему проживать в сельской местности.

Обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района предоставить Коноплевой Т.В. с <.....> меру социальной поддержки в виде снижения на 100 процентов размеров оплаты жилья, снижения на 100 процентов размеров оплаты за теплоснабжение (отопление), снижения оплаты за электроснабжение в размере стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год, в соответствии со ст.5, ч.5 ст.10 Закона Кемеровской области от <.....> №........-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», как инвалиду 2 группы и пенсионеру, имеющему медицинский стаж работы в сельской местности более 10 лет и продолжающему после выхода на пенсию проживать в сельской местности.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, которое стороны могут получить с <.....>.

Судья К.А. Костеренко