Дело № 2-297/2011 Поступило в суд «11» апреля 2011 г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2011 года пгт. Промышленная Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Бондарева Л.В., при секретаре Беляковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Титово» об обязании проведения инвентаризации выбросов и разработке и направлении в уполномоченный орган проекта ПДВ, УСТАНОВИЛ: Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Титово», расположенного по адресу <.....> о присуждении к исполнению обязанности, просит обязать ОАО «Титово» до <.....> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и до <.....> разработать проект ПДВ и направить в уполномоченный орган для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Свои исковые требования мотивировал тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2011 года, проведена проверка по исполнению требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Титово». Проверкой установлено, что основным видом деятельности ОАО Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Действия ОАО «Титово» нарушают требования природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды». В связи с изложенным истец обратился в суд с изложенными выше требованиями. Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку в прокуратуру от представителя ОАО «Титово» поступило заявление о признании исковых требований. Представитель ответчика ОАО «Титово» Чепарев Д.А., действующий на основании доверенности со всеми полномочиями, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью в Арбитражном суде Кемеровской области, возражений по существу иска не представил. Изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы допустимых выбросов. Выброс химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и лимитов на выбросы, согласно п. 1 и 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 3 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. В ст. 1 указанного выше закона дается определение предельно допустимого выброса (ПДВ) из которого следует, что ПДВ - это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством. Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Как следует из статьи 14 Закона N 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения. Органом, уполномоченным выдавать разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 30.07.2004 в ред. от 13.09.2010). Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. Как установлено в судебном заседании, невыполнение ОАО «Титово» обязательств по соблюдению природоохранного законодательства, в части охраны атмосферного воздуха, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав по спорам, в том числе возникающим из экологических правоотношений. Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности. Исходя из изложенного, поскольку судом установлено и не оспаривается ответчиком, что деятельностью ОАО «Титово» по производству сельскохозяйственной продукции, при осуществлении которой общество фактически использует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: склады для хранения зерновых культур, склад ГСМ, гараж для стоянки автотранспорта, телятники, мастерские, котельная и другие, однако инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена и не получено соответствующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, ответчиком нарушаются экологические права неопределенного круга лиц (населения) на благоприятную окружающую среду, и требования, закреплённые в природоохранном законодательстве, на что требуется судебная защита, в связи с чем иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. Предложенный прокурором срок совершения действий ответчиком также не оспорен, суд находит его достаточным, в связи с чем указанный срок подлежит применению судом. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 206 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Титово» о присуждении к исполнению обязанности, обязании проведения инвентаризации выбросов и разработке и направлении в уполномоченный орган проекта ПДВ удовлетворить полностью. Обязать открытое акционерное общество «Титово»: до <.....> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; до <.....> разработать проект ПДВ и направить в уполномоченный орган для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Взыскать с Открытого акционерного общества «Титово» 4000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Л.В. Бондарева
«Титово» является производство сельскохозяйственной продукции. При
осуществлении деятельности Общество использует следующие источники
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: склады для хранения зерновых культур, склад ГСМ, гараж для стоянки автотранспорта, телятники, мастерские, котельная и другие. Деятельность Общество осуществляет без разработанного проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, без специального разрешения на такие выбросы, а также не проведена инвентаризация источников выбросов в атмосферу.