Дело № 2-294/2011 Поступило в суд «11» апреля 2011 г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2011 года пгт. Промышленная Промышленновский районный суд Кемеровской области в составе судьи Бондаревой Л.В., при секретаре Беляковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Титово» о присуждении к исполнению обязанности, обязании направить заявку для получения права пользования недрами, УСТАНОВИЛ: Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ОАО «Титово», расположенному по адресу <.....> о присуждении к исполнению обязанности, обязании направить заявку для получения права пользования недрами. Просит обязать ОАО «Титово» до <.....> направить в Управление по недропользованию по Кемеровской области заявку с приложением документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 «Правил рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2004 г. № 6197, утв. Приказом МПР России от 29 ноября 2004 года № 710) для получения права пользования недрами (добычу подземных вод). Свои исковые требования мотивировал тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2011 года, проведена проверка по исполнению требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Титово». Проверкой установлено, что основным видом деятельности ОАО «Титово» является производство сельскохозяйственной продукции. При осуществлении деятельности Общество осуществляет добычу подземных вод для производственных нужд с помощью двух скважин, однако специального разрешения (лицензии) на право добычи подземных вод у предприятия не имеется, тем самым нарушен установленный законом порядок недропользования в части использования подземных водных объектов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Действия ОАО «Титово» нарушают требования природоохранного законодательства. В связи с изложенным истец обратился в суд с иском к ответчику с изложенными выше исковыми требованиями. Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку в прокуратуру от представителя ОАО «Титово» поступило заявление о признании исковых требований. Представитель ответчика ОАО «Титово» Чепарев Д.А., действующий на основании доверенности со всеми полномочиями, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью в Арбитражном суде Кемеровской области, возражений по существу иска не представил. Изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водного кодекса) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы (п. 3); водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п.4); водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 8); водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах (п. 10). Как следует из пункта 1 статьи 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. л В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» от Основаниями возникновения права пользования участками недр согласно п. 4 ст. 10.1. и ст. 11 Закона о недрах являются решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Кроме того, в силу в силу п. 1 ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования согласно ст. 16 Закона о недрах возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2004 г. N 6197) утвержден Приказом МПР России от 29 ноября 2004 г. N 710. Согласно пунктам 3, 4 и 5 указанного Порядка, для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заявитель подготавливает заявку в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для их регистрации и учета с приложением документов, содержание которых предусмотрено пунктами 3 и 4 Правил. Изложенные в результатах прокурорской проверки факты добычи подземных вод для производственных нужд с помощью двух скважин без специального разрешения (лицензии) на право добычи подземных вод ответчиком не оспариваются. Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности. Таким образом, деятельностью ОАО «Титово» по производству сельскохозяйственной продукции, при осуществлении которой ответчик осуществляет добычу подземных вод для производственных нужд с помощью двух скважин без специального разрешения (лицензии) на право добычи подземных вод, нарушается установленный законом порядок недропользования, и в частности порядок использования подземных водных объектов. Как установлено в судебном заседании, невыполнение ОАО «Титово» обязательств по соблюдению законодательства в части добычи подземных вод для производственных нужд с помощью двух скважин без специального разрешения (лицензии) на право добычи подземных вод нарушает права и интересы Российской Федерации как собственника указанного вида природного ресурса, на что требуется судебная защита, в связи с чем иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. Предложенный прокурором срок совершения действий ответчиком также не оспорен, суд находит его достаточным, в связи с чем указанный срок подлежит применению судом. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 206 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Титово» о присуждении к исполнению обязанности, обязании направить заявку для получения права пользования недрами удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Титово» в срок до <.....> направить в Управление по недропользованию по Кемеровской области заявку с приложением документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 «Правил рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2004 г. N 6197, утв. Приказом МПР России от 29 ноября 2004 г. N 710) для получения права пользования недрами (добычу подземных вод). Взыскать с Открытого акционерного общества «Титово» 4000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Л.В. Бондарева
21.02.1992г. (далее Закон о недрах): недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.