Дело № 2-378/2011 Поступило в суд «16» мая 2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2011 года пгт. Промышленная Промышленновский районный суд Кемеровской области в составе судьи Бондаревой Л.В., при секретаре Лысак Т.Н., с участием истца – прокурора Промышленновского района Кемеровской области Шурыгина И.В. представителя ответчика - директора МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа» Вербовской В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленновского района Кемеровской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию, У С Т А Н О В И Л : Прокурор района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» д. <.....> о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию. В обосновании своих требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, гарантирующего право несовершеннолетних на получение основного общего образования в МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа». В ходе проверки установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении не соблюдаются требования Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 01.12.2007г.). В нарушение требований закона МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа», не имеющая свидетельства о государственной аккредитации, с 2007 года реализует образовательные программы, не имеющие подтверждения соответствия содержания и качества образования по образовательным программам. Прокурор просит суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» пройти государственную аккредитацию и установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Представитель истца - прокурор Шурыгин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить, просил установить ответчику срок для получения государственной аккредитации до <.....>. Представитель ответчика Вербовская В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объёме, согласна с предложенным прокурором сроком для получения государственной аккредитации до <.....>, о чём представила письменное заявление, также пояснила, что лицензия была получена школой в ноябре 2010 года, аккредитация по графику должна была пройти в феврале 2011 года, но в 2011 году в школе нет выпускного 9-го класса, а в процессе аккредитации орган, проводящий аккредитацию должен проверить знания учащихся выпускного класса, поэтому сам аккредитационный орган перенёс аккредитацию школы на <.....> Сейчас школа находится в процессе реорганизации, её присоединят к Тарасовской СОШ, после чего их лицензия утратит силу и аккредитация по этой лицензии школе соответственно тоже не понадобится. В следующем учебном году у них в школе может быть 1 ученица выпускного 9-го класса, если она не поступит в лицей. Тогда можно будет проводить аккредитацию. Заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации муниципальных образований. В соответствии с требованиями ч. 1, 2, 23 ст. 33.2 Закона от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные стандарты или федеральные государственные требования. Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы. При государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: 1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; 2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и квалификации по аккредитационным образовательным программам. Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет. Как установлено в судебном заседании, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская средняя общеобразовательная школа» в 2005 году прошла государственную аккредитацию, по результатам которой ей установлен государственный статус и 23.06.2005 года выдано свидетельство о государственно аккредитации. Согласно Постановлению Администрации Промышленновского района от 29.06.2007 года "О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Промышленновского района" муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская средняя общеобразовательная школа» реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа». Однако, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» до настоящего времени не прошло государственную аккредитацию и не получило свидетельства о государственной аккредитации. В нарушение вышеуказанных требований закона, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа», не имеющее свидетельства о государственной аккредитации, с 2007 года реализует образовательные программы не имеющие подтверждения соответствия содержания и качества образования по образовательным программам. Отсутствие свидетельства о государственной аккредитации муниципального общеобразовательного учреждения «Шуринская основная общеобразовательная школа» ставит под угрозу содержание и качество реализуемых образовательным учреждением образовательных программ и подготовки учащихся образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, лишает их возможности законного получения документов государственного образца о получении основного общего образования. Предъявление прокурором района исковых требований в интересах неопределённого круга лиц – учащихся образовательного учреждения обусловлено тем фактом, что они в силу своего несовершеннолетнего возраста не в состоянии самостоятельно защищать свои права и потому нуждаются в правовой защите со стороны государства. Невозможность предъявления таких требований законными представителями несовершеннолетних обусловлена тем, что они находятся в зависимом положении от ответчика. До настоящего времени законными представителями учащихся образовательного учреждения не были предъявлены иски в защиту интересов своих детей, несмотря на нарушение законодательства об образовании. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона "Об образовании" образовательное учреждение по решению учредителя может быть реорганизовано. Под реорганизацией образовательного учреждения понимается изменение организационно - правовой формы образовательного учреждения и его статуса. При этом устав образовательного учреждения, его лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. Согласно п. 16 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ N 3266-1 освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Из п. 2 ст. 27 указанного Закона РФ N 3266-1 следует, что образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Таким образом, образовательное учреждение, не имеющее государственной аккредитации, не вправе выдавать выпускникам документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Указанное нарушает права учащихся на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, подтверждённое документом государственного образца. Поскольку защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц обеспечивается правосудием и нарушение этого права установлено в судебном заседании, с учётом отсутствия выпускного класса в школе в 2011 году и предстоящей реорганизации образовательного учреждения, суд полагает необходимым иск прокурора удовлетворить и обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» пройти в установленном законом порядке государственную аккредитацию в срок до <.....>, в связи с чем признание иска ответчиком принимается судом. Согласно п. 9 и 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере <.....> руб., от уплаты которой истец освобождён, подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Промышленновского района Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию, удовлетворить полностью. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа», находящееся по адресу: <.....>, пройти государственную аккредитацию в срок до <.....>. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Шуринская основная общеобразовательная школа» в доход федерального бюджета <.....> руб. государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Л.В. Бондарева
необходимых для определения его типа и вида.