Решение Прокурор в интересах неопределенного круга лиц о понуждении в совершении действий



Дело № 2-378/2011

Поступило в суд

«16» мая 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 года пгт. Промышленная

Промышленновский районный суд Кемеровской области в составе судьи Бондаревой Л.В.,

при секретаре Лысак Т.Н.,

с участием истца – прокурора Промышленновского района Кемеровской области Шурыгина И.В.

представителя ответчика - директора МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа» Вербовской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленновского района Кемеровской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» д. <.....> о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию.

В обосновании своих требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, гарантирующего право несовершеннолетних на получение основного общего образования в МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа».

В ходе проверки установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении не соблюдаются требования Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 01.12.2007г.).

В нарушение требований закона МОУ «Шуринская основная общеобразовательная школа», не имеющая свидетельства о государственной аккредитации, с 2007 года реализует образовательные программы, не имеющие подтверждения соответствия содержания и качества образования по образовательным программам.

Прокурор просит суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» пройти государственную аккредитацию и установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель истца - прокурор Шурыгин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить, просил установить ответчику срок для получения государственной аккредитации до <.....>.

Представитель ответчика Вербовская В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объёме, согласна с предложенным прокурором сроком для получения государственной аккредитации до <.....>, о чём представила письменное заявление, также пояснила, что лицензия была получена школой в ноябре 2010 года, аккредитация по графику должна была пройти в феврале 2011 года, но в 2011 году в школе нет выпускного 9-го класса, а в процессе аккредитации орган, проводящий аккредитацию должен проверить знания учащихся выпускного класса, поэтому сам аккредитационный орган перенёс аккредитацию школы на <.....> Сейчас школа находится в процессе реорганизации, её присоединят к Тарасовской СОШ, после чего их лицензия утратит силу и аккредитация по этой лицензии школе соответственно тоже не понадобится. В следующем учебном году у них в школе может быть 1 ученица выпускного 9-го класса, если она не поступит в лицей. Тогда можно будет проводить аккредитацию.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ч. 1, 2, 23 ст. 33.2 Закона от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» Государственная ак­кредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех ти­пов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены феде­ральные государственные стандарты или федеральные государственные тре­бования.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образова­тельным программам, реализуемым образовательным учреждением, феде­ральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответствен­ности экспертов за проведение и качество экспертизы.

При государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1)         экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для го­сударственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения,
необходимых для определения его типа и вида.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и квалификации по аккредитационным образовательным программам.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

Как установлено в судебном заседании, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская средняя общеобразовательная школа» в 2005 году прошла государственную аккредитацию, по результатам которой ей установлен государственный статус и 23.06.2005 года выдано свидетельство о государственно аккредитации.

Согласно Постановлению Администрации Промышленновского района от 29.06.2007 года "О реорга­низации муниципальных образовательных учреждений Промышленновского района" муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская средняя общеобразовательная школа» реорганизована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа». Однако, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» до настоящего времени не прошло государственную аккредитацию и не получило свидетельства о государственной аккредитации.

В нарушение вышеуказанных требований закона, муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа», не имеющее свидетельства о государственной аккредитации, с 2007 года реализует образовательные программы не имеющие подтверждения соответствия содержания и качества образования по образовательным про­граммам.

Отсутствие свидетельства о государственной аккредитации муниципального общеобразовательного учреждения «Шуринская основная общеоб­разовательная школа» ставит под угрозу содержание и качество реализуе­мых образовательным учреждением образовательных программ и подготов­ки учащихся образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, лишает их возможности закон­ного получения документов государственного образца о получении основно­го общего образования.

Предъявление прокурором района исковых требований в интересах неопределённого круга лиц – учащихся образовательного учреждения обусловлено тем фактом, что они в силу своего несовершеннолетнего возраста не в состоянии самостоятельно защищать свои права и потому нуждаются в правовой защите со стороны государства. Невозможность предъявления таких требований законными представителями несовершеннолетних обусловлена тем, что они находятся в зависимом положении от ответчика. До настоящего времени законными представителями учащихся образовательного учреждения не были предъявлены иски в защиту интересов своих детей, несмотря на нарушение законодательства об образовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона "Об образовании" образовательное учреждение по решению учредителя может быть реорганизовано. Под реорганизацией образовательного учреждения понимается изменение организационно - правовой формы образовательного учреждения и его статуса. При этом устав образовательного учреждения, его лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Согласно п. 16 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ N 3266-1 освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Из п. 2 ст. 27 указанного Закона РФ N 3266-1 следует, что образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Таким образом, образовательное учреждение, не имеющее государственной аккредитации, не вправе выдавать выпускникам документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Указанное нарушает права учащихся на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, подтверждённое документом государственного образца.

Поскольку защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц обеспечивается правосудием и нарушение этого права установлено в судебном заседании, с учётом отсутствия выпускного класса в школе в 2011 году и предстоящей реорганизации образовательного учреждения, суд полагает необходимым иск прокурора удовлетворить и обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеобразовательная школа» пройти в установленном законом порядке государственную аккредитацию в срок до <.....>, в связи с чем признание иска ответчиком принимается судом.

Согласно п. 9 и 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере <.....> руб., от уплаты которой истец освобождён, подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Промышленновского района Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шуринская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, обязании пройти государственную аккредитацию, удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шуринская основная общеоб­разовательная школа», находящееся по адресу: <.....>, пройти государственную аккредитацию в срок до <.....>.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Шуринская основная общеоб­разовательная школа» в доход федерального бюджета <.....> руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Л.В. Бондарева