Решение о признании права на приватизированную квартиру, признание недействительным отказа в приватизации квартиры



Дело № 2-389/2011

Поступило в суд

«19» мая 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года пгт. Промышленная

Промышленновский районный суд Кемеровской области в составе судьи Бондаревой Л.В.,

при секретаре Лысак Т.Н.,

с участием представителя истца – Лупан Л.А.,

представителя ответчика – Хасановой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кущенко А.Д. к Администрации Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизацию и обязании заключить договор приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Кущенко А.Д. обратилась Промышленновский районный суд с иском к Администрации Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизацию и обязании заключить договор приватизации.

Просит суд признать недействительным отказ в приватизации занимаемой Кущенко А.Д. квартиры по адресу: <.....> <.....>; признать за Кущенко А.Д. право на приватизацию <.....> <.....> <.....>; обязать Администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области передать <.....> <.....> <.....> в собственность Кущенко А.Д., заключив с Кущенко А.Д. договор передачи квартиры в собственность граждан по правилам ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; взыскать с Администрации Промышленновского района Кемеровской области в пользу Кущенко А.Д. затраты на юридическую помощь по составлению искового заявления в размере <.....> рублей, затраты на доверенность в размере <.....> рублей, затраты на оплату услуг представителя в размере <.....> рублей, возврат госпошлины в размере <.....> рублей.

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что <.....> нанимателю Кущенко Н.С. (мужу Кущенко А.Д.) как участнику Великой Отечественной войны была предоставлена квартира по договору найма жилого помещения по адресу: <.....> <.....>. Наймодателем является Администрация Промышленновского района Кемеровской области.

Как следует из п. 2 Договора найма жилого помещения от <.....> помимо нанимателя в данной квартире имеет право постоянно проживать Кущенко А.Д., которая тоже является участником Великой Отечественной войны.

Кущенко Н.С. умер <.....> (свидетельство о смерти №........ №........).

Как следует из ответов первого заместителя главы Промышленновского района Кемеровской области Фриз В.В. (от <.....> №........, от <.....>№........) спорная квартира была приобретена по договору купли-продажи в <.....> года в муниципальную собственность Промышленновского района и решением районного Совета народных депутатов №........ от <.....> отнесена к служебному жилищному фонду, что является причиной для отказа в приватизации.

Согласно решению Промышленновского районного Совета народных депутатов от <.....> №........ жилому помещению по адресу: <.....>, <.....> присвоен статус служебного жилого помещения. В соответствии с п. 2 данного решения указанное жилое помещение предоставляется гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с муниципальными предприятиями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (ред. от 30 июля 2010 года) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

На момент возникновения спорных жилищных отношений действовал Жилищный кодекс РСФСР. Согласно ст.ст. 101, 102 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается Правительством РФ.

Ни Кущенко Н.С., ни Кущенко А.Д. не состояли в трудовых отношениях ни с Администрацией Промышленновского района Кемеровской области ни с муниципальными предприятиями, что подтверждается записями в трудовых книжках Кущенко Н.С., Кущенко А.Д. На момент предоставления жилья Кущенко Н.С., Кущенко А.Д. являлись пенсионерами.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Как следует из ответа первого заместителя Главы района Фриз В.В., подготовленного руководителем юридического отдела Администрации Промышленновского района Кемеровской области Хасановой С.С. (от <.....> №........ №........), решением районного Совета народных депутатов №........ от <.....> указанная квартира отнесена к служебному жилому фонду. Однако об этом решении наниматели спорной квартиры ничего не знали. Более того, в этом же ответе указано, что распоряжением Администрации района №........-р от <.....>, служебная квартира предоставлена участнику ВОВ Кущенко Н.С., в связи с его нахождением в трудной жизненной ситуации, при отсутствии иного свободного жилья. <.....> с Кущенко Н.С. и членом его семьи истицей, был заключен договор социального найма жилого помещения.

Распоряжение Администрации Промышленновского района №........-р от <.....> никакого отношения к спорной квартире не имеет.

Согласно ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

Решения администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находится эта квартира, о предоставлении Кущенко А.Д. данной квартиры как служебного жилья не существует.

В соответствии со ст.ст. 47, 105 ЖК РСФСР ордер на жилое помещение является единственным основанием для вселения в жилое помещение.

Ордер на вселение супругам Кущенко А.Д. не выдавался. Отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

В соответствии с положениями ст.ст. 5, 6, 15 ЖК РСФСР жилищный фонд включал:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд при этом находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах рабочих, курортных и дачных поселках подлежали постепенной передаче ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в срок, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:

1) руководили подведомственным жилищным хозяйством;

2) обеспечивали сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;

3) осуществляли государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль использованием и сохранностью жилищного фонда;

4) распределяли жилую площадь и предоставляли гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;

5) решали другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, ЖК РСФСР и иным законодательством РСФСР.

Таким образом, <.....> Администрация района могла предоставить Кущенко Н.С. и его супруге - истице Кущенко А.Д. спорную квартиру только из числа жилищного фонда, находящегося в их ведении, то есть из государственного жилищного фонда, находящегося в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов).

При предоставлении указанной квартиры супругами Кущенко А.Д. не было допущено неправомерных действий, а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления служебного жилого помещения не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя квартиры.

В договоре найма жилого помещения не указано, что данная квартира предоставлялась супругам Кущенко А.Д. как служебная, ордер на квартиру не выдавался.

В договоре найма жилого помещения от <.....> указано, что данный договор заключен на 5 лет. Срок действия данного договора истек <.....>.

Поскольку договор найма жилого помещения по своей природе является гражданско-правовым договором, истица считает, что к нему могут быть применены нормы ГК РФ о договоре.

Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 1 ст. 683 ГК РФ).

Вопрос о выселении проживающих в квартире лиц не ставился. Истица имеет в спорной квартире постоянную регистрацию по месту жительства. Таким образом, с истицей Кущенко А.Д. заключён бессрочный договор.

В соответствии с ч. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от <.....> N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой" ст. 40 Конституции РФ, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

При таких обстоятельствах оснований расценивать спорную квартиру как служебную не имеется, супруги Кущенко А.Д., в том числе истица, считали, что занимают квартиру на условиях социального найма, из чего можно сделать вывод о том, что спорная квартира предоставлена по договору социального найма.

Из ответа депутата избирательного округа №........ Совета народных депутатов Кемеровской области Емельянова Ю.П. от <.....> №........ следует, что данная квартира распоряжением Главы Промышленновского района от <.....> отнесена к помещениям специализированного жилищного фонда. При этом в ответе имеется ссылка на ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 11 июня 2008 года) "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения не подлежит приватизации.

Имеется распоряжение Администрации Промышленновского района Кемеровской области от <.....> №........, которым жилое помещение, расположенное по адресу: <.....> <.....>, предназначенное для социальной защиты отдельных категорий граждан, отнесено к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ.

Отказ в приватизации противоречит определению Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2002 года № 316-О "По жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного, А.П. Бобрус и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которому ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Между тем положение ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вводя запрет на приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, препятствует гражданам в осуществлении ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ), получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье из государственного и муниципального жилищного фонда в собственность, а, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ), а также возможности требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечения одинаковых правовых предпосылок для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ), что фактически свидетельствует об отступлении от провозглашенного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства прав и свобод граждан и о дискриминации их в зависимости от места жительства и рода занятий.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения относится либо к государственному, либо к муниципальному жилищному фонду. При этом имеется в виду не то особое жилье социального использования (интернаты, дома для престарелых и др.), которое действительно имеет целевое назначение и не должно подлежать приватизации, а жилищный фонд, который расположен вне территорий социальных учреждений стационарного типа, не составляет с ними единой инфраструктуры и предоставляется именно работникам этих учреждений.

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание отдельных положений нормативного акта не соответствующими Конституции РФ является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Как указал Конституционный Суд РФ в своём определении, положение ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, является аналогичным положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, а потому не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.

С 01 марта 2005 года действует ЖК РФ.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).

Виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение, установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Использование жилого помещения в качестве специализированном жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения определенному виду жилых помещений специализированного жилищном фонда в соответствии с настоящими Правилами (п. п. 2, 3, абз. 3 п. 14, Л 15 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищное фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений").

Согласно ст. 99, ч. ч. 2, 7, 8 ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения собственника помещения о предоставлении такого помещения в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <.....> №........ следует, что квартира по адресу: <.....> <.....> находится в собственности Муниципального образования Промышленновский муниципальный район Кемеровской области, отнесение данной квартиры к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано.

Решение собственника Муниципального образования Промышленновский муниципальный район Кемеровской области о предоставлении Кущенко А.Д. в наём спорной квартиры как специализированного жилого помещения, предназначенного для социальной защиты отдельных категорий граждан, отсутствует. Типовой договор найма специализированного жилого помещения с Кущенко А.Д. не заключался.

Как следует ст. 96 ЖК РФ, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

Истица Кущенко А.Д. к данной категории граждан не отнесена.

Пункт 7 в договоре найма жилого помещения о том, что «Наниматель» не вправе приватизировать жилое помещение, вселять других лиц без согласия «Наймодателя» не может расцениваться как предоставление жилья в помещении специализированного жилищного фонда, данный пункт ставит запрет на приватизацию только без согласия «Наймодателя».

Оснований полагать, что данная квартира относится к помещениям специализированного жилищного фонда нет.

В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" наниматель и члены его семьи наделены равными правами, вытекающими из договора найма жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и Наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Согласно ст. 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. При этом изменение договора найма в случае смерти нанимателя или его выбытия осуществляется независимо от возражений со стороны наймодателя.

Ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 11 июня 2008 года) "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия все) совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 N 1541-1 (ред. от 11 июня 2008) приватизации жилищного фонда в Российской Федерации")

Для восстановления нарушенного права Кущенко А.Д. была вынуждена обратиться за юридической помощью по составлению искового заявления, за оказание которой она оплатила <.....> руб., что подтверждается квитанцией, а также оплатила за доверенность <.....> руб.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15 ГК РФ).

Истица понесла расходы на оплату государственной пошлины в размер <.....> руб. (ст. 333.19 НК РФ, абзац 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в ред. от 02 июля 2009 года) О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») размер которой в соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика. С ответчика, согласно ст. 100 ГПК РФ, подлежат взысканию в пользу истца затраты на оплату услуг представителя в размере <.....> руб.

Согласно требованиям ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

Также следует учитывать постановления Пленума Верховного Суда РФ, принятые на основании ст. 126 Конституции РФ и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле.

В связи с изложенным и на основании ст.19, 27, 35, 40, 55, 126 Конституции РФ, ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в ред. от 02 июля 2009 года) О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. ст. 2, 4, 7, 8, 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 11 июня 2008 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой", Определения Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2002 года № 316-О "По жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного, А.П. Бобру с и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п. п. 2, 3, абз, 3 п. 14, п. 15 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", ст. ст. 15, 420, 422, 423, 425, 432, 672, 674, 683, 686 ГК РФ, ст. ст.60, 82, 92, 93, 96, 99, 100 ЖК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. ст. 3, 22, 24, 46, 48, 49, 88, 94, 98, 100, 131, 132 ГПК РФ, истица обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебное заседание истица Кущенко А.Д. не явилась, представитель истицы Лупан Л.А., действующая на основании нотариальной доверенности со всеми полномочиями, просила суд рассмотреть дело по существу в отсутствие истицы, заявила о частичном отказе от иска в части требования о взыскании судебных расходов: затрат на юридическую помощь по составлению искового заявления в размере <.....> рублей, затрат на доверенность в размере <.....> рублей, затрат на оплату услуг представителя в размере <.....> рублей, возврата госпошлины в размере <.....> рублей, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель ответчика Хасанова С.С., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании иск признала полностью, о чём представила письменное заявление, приобщённое к делу.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что уточнённые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ о равенстве всех перед судом и законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств и частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.07.1991, с последующими изменениями и дополнениями, "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 того же Федерального закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно представленным истицей документам, она проживает и постоянно зарегистрирована по адресу: <.....> <.....> <.....> в изолированном жилом помещении – квартире, которая с <.....> года была предоставлена на законном основании супругу истицы - Кущенко Н.С., умершему <.....> Указанное подтверждается также договором найма жилого помещения от <.....>

Истица является единственным лицом, обладавшим правом на заключение договора найма данной квартиры после смерти своего супруга. Других лиц, обладающих правом на приватизацию указанного жилого помещения не имеется.

По данному делу в соответствии со статьей 56 ГПК РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела ответчик должен был предоставить доказательства того, что <.....> на момент предоставления в пользование супругу истицы не относилась к государственному жилищному фонду или являлась служебным жилым помещением, то есть не подлежала приватизации, а также была предоставлена именно как служебное жилое помещение.

Решение Промышленновского районного Совета народных депутатов от <.....> №........ о присвоении статуса служебного жилого помещения квартире по <.....> <.....> не влияет на права истицы на приватизацию занимаемого ею жилого помещения по указанному адресу, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на <.....> согласно Выписке не значится сведений о том, что данное жилое помещение, принадлежащее Муниципальному образованию Промышленновский муниципальный район Кемеровской области, является служебным, а также не предоставлено доказательств того, что данное жилое помещение предоставлялось супругу истицы в <.....> году или самой истице именно как служебное жильё.

Поскольку такие доказательства ответчиком не представлены и в деле отсутствуют, то суд должен исходить из требований вышеназванных норм Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", учитывая также, что и при переходе государственного предприятия в иную форму собственности в силу статьи 18 того же Федерального закона право на приватизацию жилого помещения сохраняется.

Согласно ст. 12 ГК РФ, гражданину предоставлена возможность обращения в суд с иском о признании права собственности, согласно которой защита гражданских прав осуществляется судом путем признания права.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из судебного решения, устанавливающего гражданские права.

С учётом вышеизложенного, суд считает, что истица доказала наличие у неё права на приватизацию занимаемого ею жилого помещения по адресу: <.....> в связи с чем отказ в приватизации указанного жилого помещения незаконен.

Таким образом, суд находит заявленные уточнённые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью, в связи с чем принимает признание иска ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Уточнённые исковые требования Кущенко А.Д. к Администрации Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизацию и обязании заключить договор приватизации удовлетворить в полном объёме.

Признать недействительным отказ в приватизации занимаемой Кущенко А.Д. квартиры по адресу: <.....> <.....>.

Признать за Кущенко А.Д. право на приватизацию <.....> <.....> <.....>.

Обязать Администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области передать <.....> <.....> <.....> в собственность Кущенко А.Д., заключив с Кущенко А.Д. договор передачи квартиры в собственность граждан по правилам ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Л.В.Бондарева