п.Промышленная 20 июля 2011 года Промышленновский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Масловой Е.А., при секретаре Земсковой Т.А., с участием истца – прокурора Мугиновой О.М., представителя ответчика – Топольской Л.А., представителя третьего лица – Коробкова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора Промышленновского района к Администрации Падунского сельского поселения о понуждении к выполнению действий У С Т А Н О В И Л : Прокуратурой района проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Промышленновского района полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности в вышеуказанной сфере. Проведенной проверкой 20-<.....> отделение надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России установлено, что ответчиком не разработан план гражданской обороны, руководителем органа местного самоуправления не утвержден порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, не назначен работник по гражданской обороне, не разработаны функциональные обязанности работника по гражданской обороне, не разработан план основных мероприятий муниципального образования на год, не проведено повышение квалификации в области гражданской обороны главы сельского поселения, не проводится обучение населения в области гражданской обороны, отсутствует программа обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, не установлены специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, не определена общая потребность в объектах гражданской обороны; не определены номенклатура и объемы запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, не определен перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки. Также в ходе проверки, проведенной 20-<.....> отделением надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области выявлены следующие нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации Падунского сельского поселения: не разработан план действий сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководителем органа местного самоуправления не пройдено повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; не проводится обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; не предусмотрено расходами бюджета муниципального образования создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, ответчиком нарушены нормы положений Федерального закона от <.....> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О гражданской обороне» от <.....>, истец указывает, что при выявленных нарушениях и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы и права неопределенного круга лиц и муниципального образования. Истец просит совершить ответчика необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности. В судебном заседании истец – прокурор Мугинова О.М. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении и просил его удовлетворить. Считает необходимым установить срок для совершения действий до <.....>. Представитель ответчика исковые требования признал, обязуется выполнить данные действия в установленный срок. Третье лицо с исковыми требованиями согласен, не возражает о совершении действий ответчиком. Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Ст. 45 ч.1 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно пп.8 и 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от <.....> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ от <.....> «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. В соответствии с п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством. Пунктами 4,12,15.1,15.2,15.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от <.....> №........ установлено, что план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне). Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации). Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: По обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; по световой и другим видам маскировки: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; Согласно п.п.4,5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от <.....> №........ обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются -учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по" месту работы, учебы и месту жительства граждан. Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб- муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; В соответствии с п.9 Порядка создания убежищ и иных -объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны. Пунктом 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ установлено, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Судом установлено, что проверкой, проведенной 20-<.....> отделением надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области, установлено, что администрацией Падунского сельского поселения вопреки требованиям вышеуказанного законодательства о гражданской обороне: не разработан план гражданской обороны; руководителем органа местного самоуправления не утвержден порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны; не назначен работник по гражданской обороне, не разработаны функциональные обязанности работника по гражданской обороне; не разработан план основных мероприятий муниципального образования на год; не проведено повышение квалификации в области гражданской обороны главы сельского поселения (начальника гражданской обороны); не проводится обучение населения в области гражданской обороны; отсутствует программа обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования; не установлены специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; не определена общая потребность в объектах гражданской обороны; не определены номенклатура и объемы запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств; не определен перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки. Ответчику было направлено предписание от <.....> №........,4/1-21 об устранении вышеуказанных нарушений, однако до настоящего момента данные нарушения не устранены. Кроме того, в силу ст.4, ст.7 Федерального закона от <.....> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Согласно ч.2 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправлений самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения Статья 24 и статья 25 Федерального закона от <.....> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливают, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Согласно пунктов 3,7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов. В соответствии с п. 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для руководителей органов местного самоуправления повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет. Согласно пунктов 6,7,8,10,23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <.....> №........ на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы являются: на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Также установлено судом, что в ходе проверки, проведенной 20-<.....> отделением надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области выявлены следующие нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации Падунского сельского поселения: не разработан план действий сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководителем органа местного самоуправления не пройдено повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; не проводится обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; не предусмотрено расходами бюджета муниципального образования создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные нарушения также не устранены. Таким образом, суд приходит к выводу, что иск прокурора Промышленновского района подлежит удовлетворению. Ответчик исковые требования полностью признал. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Промышленновского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации Падунского сельского поселения о понуждении к выполнению действий удовлетворить. Обязать Администрацию Падунского сельского поселения к совершению действий, указанных в предписании отделение надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России, а именно: разработать план гражданской обороны, руководителем органа местного самоуправления утвердить порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, назначить работника по гражданской обороне, разработать функциональные обязанности работника по гражданской обороне, разработать план основных мероприятий муниципального образования на год, повысить квалификацию в области гражданской обороны главы сельского поселения, организовать проведение обучение населения в области гражданской обороны, разработать программу обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, установить специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, определить общую потребность в объектах гражданской обороны; определить номенклатуру и объемы запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, определить перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки. А также разработать план действий сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководителем органа местного самоуправления пройти повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; организовать проведение обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; предусмотреть расходами бюджета муниципального образования создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установить срок для совершения данных действий до <.....>. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено <.....>. Судья: Е.А. Маслова.Дело № 2-525/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах
местного самоуправления постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.