Дело № 2-243/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пгт. Промышленная 29 июня 2012 года Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Костеренко К.А., с участием прокурора Мугиновой О.М., истца Бычковой Г.М., представителя истца Браиловского В.В., представителя ответчика и третьего лица Хасановой С.С., представителя ответчика Безруковой А.П., представителя третьего лица Ващенко Е.А., при секретаре Беляковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычковой Г. М. к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, причиненных принятием незаконных правовых актов, и компенсации морального вреда; по заявлению Бычковой Г. М. о признании решений органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ и №........ от <.....> в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы – незаконными, У С Т А Н О В И Л: Бычкова Г.М. обратилась в суд с иском к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании бездействия незаконным, взыскании материального ущерба, причиненного бездействием, и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Бычкова Г.М. является собственником жилого помещения и потребителем коммунальных услуг по адресу: <.....>, с <.....>. В состав домовладения входит баня. Состав семьи изначально был 5 человек, но по разным жизненным ситуациям состав семьи менялся. С 2005 года в квартире проживало 2 человека, а с декабря 2009 года - 3 человека, при социальной норме жилой площади на двух человек – 42 м?, а при трех проживающих – 60 м?, данная площадь содержит соответственно 51,6 и 33,6 м? свыше социальной нормы. С указанного года по настоящее время Бычкова Г.М. регулярно и своевременно оплачивает получаемые коммунальные услуги по тарифам и в объёме, устанавливаемыми ежегодно решениями Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения. Задолженности по квартплате нет. Таким образом, обязанности собственника истица выполняет в полном объёме. Оплату коммунальных услуг в период с января 2006 года по апрель 2010 года вносила в ООО «СЕЗ ЖКУ» п. Промышленная, с мая 2010 года и по настоящее время - в ООО «Дом Сервис» п. Плотниково. Решениями Плотниковского Совета народных депутатов №........ от <.....> и №........ от <.....> совокупная стоимость потребляемых коммунальных услуг при неизменном наборе и объёме с <.....> к концу 2005 года в части сверхнормативного потребления увеличена на 57% (вместо 15%) за счет отопления на 97%, что не соответствовало действующему законодательству в сфере регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги, нарушало права и законные интересы граждан на доступность коммунальных услуг и доступность их оплаты, противоречило Федеральному закону от <.....> №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ст.6, Постановлению Правительства РФ «Основы формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги» №........, Приказу ФСТ России от <.....> №........-з/4 «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год», а также Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........ «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год по Кемеровской области» в соответствии приложения №........ по Промышленновскому району, к которому относится Плотниковский сельский совет, предельный индекс роста платы населения за коммунальные услуги определён не более 15% на 2006 год по отношению к действующим тарифам на коммунальные услуги на конец 2005 года. Все последующие решения в период с 2007-2011 года об увеличении тарифа за отопление сверх социальной нормы базировались на неправомерно увеличенном тарифе в 2006 году. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п.4 ст.7 ФЗ №........ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). По факту незаконного повышения указанного тарифа обращалась в различные инстанции. В результате оплаты услуги по незаконно завышенному тарифу потребители указанной услуги понесли убытки в размере разницы между незаконным тарифом и тарифом, который должен быть принят на законном основании, за период с <.....> по <.....> За указанный период незаконно было удержано (переплачено) Бычковой Г.М. по квартире <.....> руб. плюс по бане <.....> руб. итого <.....> рублей. За минусом федеральной льготы как инвалиду <.....>) переплата составила <.....> рублей. Бездействиями администрации и Совета народных депутатов она перенесла нравственные страдания. Ее нравственные страдания связаны с негативными переживаниями от нарушения прав как потребителя, вызванные неоправданным и неправомерным увеличением платы за отопление с 2006 года, с необходимостью в течение 6 лет обращаться с требованиями в различные организации, для защиты нарушенных прав; с последующим обращением в суд для защиты нарушенных прав. Считает также нанесением ей морального вреда и вынужденную необходимость обратиться повторно в суд, которая вызвана нежеланием власти решить в законном порядке, предусмотренном в части 6.1 ст.6 ФЗ №........ от <.....>, вопрос перерасчета и возврата переплаты без судебных разбирательств. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации Плотниковского сельского поселения по непринятию своевременных нормативно-правовых решений по реализации: части 6.1 ст. 6 Федерального закона от <.....> №184-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановления Департамента Цен и Тарифов Кемеровской области №........ от <.....> и №........ от <.....> «Об утверждении порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области». Обязать Плотниковский поселковый Совет в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объёме допущенные нарушения прав граждан и их интересы в полном объёме понесенных убытков от неправомерно завышенного тарифа, произвести пересмотр размера подлежащей внесению платы, в части размера тарифа за отопление свыше социальной нормы с <.....> по <.....> в порядке, установленном в части 6.1 статьи 6 Федерального закона от <.....> №184-ФЗ и Постановления №........ Департамента Цен и Тарифов Кемеровской области п.2.3. Суммы необоснованно (по незаконно завышенным тарифам) оплаченных платежей, зачесть при расчете размера платы в последующий период 2012 года. Возместить вред, причиненный незаконным бездействием администрации, Советом народных депутатов Плотниковского сельского поселения, в результате оплаты по незаконно завышенным тарифам за период с <.....> по <.....> в сумме <.....> рублей, путем зачета при оплате в последующий период 2012 года за счет средств местного бюджета. Взыскать с ответчика моральный вред <.....> рублей и судебные расходы. В судебном заседании от <.....> истица уточнила свои исковые требования, отказалась от иска в части взыскания компенсации на инфляцию за 6 лет, приходящуюся на сумму <.....> рублей. Определением Промышленновского районного суда от <.....> судом принят отказ от иска в части взыскания компенсации на инфляцию на 6 лет на сумму <.....> рублей. В судебном заседании <.....> истица Бычкова Г.М. уточнила свои исковые требования к ответчику. Просит суд признать незаконными решения органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения, на основании которых ей нанесен материальный ущерб: №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ и №........ от <.....> в части определения размера тарифа за отопление свыше социальной нормы, принятых с нарушением: а) части 6.1 статьи 6 Федерального закона от <.....> №184-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», б) Приказа ФСТ России от <.....> №........-з/4 «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006год», а также Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........ «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан и иных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год по Кемеровской области» приложения №......... Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по неисполнению ст. 16 ГК РФ, ст. 6 ФЗ №........ от <.....> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановления Департамента Цен и тарифов Кемеровской области №........ от <.....> и №........ от <.....> «Об утверждении порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области». Взыскать понесенные убытки, реальный ущерб, причиненный принятием незаконных решений органом местного самоуправления Плотниковского сельского поселения, в результате оплаты по незаконно завышенным тарифам за период с <.....> по <.....> в сумме <.....> руб., за счет казны муниципального образования. Взыскать с ответчика <.....> руб. в качестве возмещения морального вреда, судебные расходы. <.....> определением Промышленновского районного суда привлечен в качестве соответчика по иску Бычковой Г. М. к Администрации Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и взыскании ущерба; в качестве заинтересованного лица по заявлению о признании решений органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения незаконными - Совет народных депутатов Плотниковского сельского поселения В судебном заседании истица Бычкова Г.М. расширила исковые требования в части взыскания убытков: просит взыскать с ответчика убытки, причиненные ей принятием органом местного самоуправления незаконных решений, в сумме <.....> рубля. В остальной части исковые требования – без изменения. Истец Бычкова Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Продублировала доводы, изложенные в исковом заявлении и в письменных пояснениях. Представитель истца Браиловский В.В, действующий на основании доверенности со всеми полномочиями, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика и третьего лица Хасанова С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в части признания решений Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения незаконными, взыскания материального ущерба за период март 2009 года – декабрь 2011 года признала, в остальной части материального ущерба и компенсации морального вреда не признала. Пояснила, что обжалуемые решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения противоречат федеральному и областному законодательству, в настоящее время являются недействующими. Материальный ущерб подлежит взысканию только за последние три года, т.е. с <.....> по <.....> в связи с пропуском истцом срока исковой давности. Моральный вред не подлежит взысканию, т.к. не доказан истицей. Представитель ответчика Безрукова А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично: в части признания решений Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения незаконными, взыскания материального ущерба за период с <.....> по <.....> в размере <.....> рубль, в остальной части – не признала. Предоставила в судебное заседание свой расчет материального ущерба. В судебном заседании представитель третьего лица Ващенко Е.А., действующая на основании доверенности со всеми полномочиями, исковые требования признала в части, согласилась с доводами представителя ответчика и третьего лица Хасановой С.С. Выслушав истца, представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные истцом, законные, обоснованные и подлежат удовлетворению частично в силу нижеследующего. Согласно ч.1 ст.157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от <.....> №........ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», ст.28 Закона Кемеровской области «О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области» размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7 Федерального закона от <.....> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 вышеуказанного Федерального закона). Судом установлено, что <.....> Плотниковским сельским Советом народных депутатов было принято решение №........ «Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» (л.д.49). Указанное решение было опубликовано в газете «Эхо» №........ от <.....>. Вступило в законную силу по истечении 10 дней с момента опубликования. В указанном решении были утверждены нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, в том числе на отопление. Закрепленные в решении нормативы и тарифы были приняты на 2006 год. <.....> Плотниковским сельским Советом народных депутатов было принято решение №........ «О внесении изменений в Решение №........ от <.....> «Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» (л.д.52). Указанное решение также было опубликовано в газете «Эхо», вступило в законную силу с момента подписания и распространяло действие на правоотношения с <.....>. <.....> принято решение №........ «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год», <.....> - №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год», <.....> - №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год», <.....> - №........ «О внесении изменений в решение от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги», <.....> - №........ «Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги». Указанные нормативные акты органа местного самоуправления устанавливали размер платы граждан за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги, в частности отопление. Данные нормативно-правовые акты были обнародованы. Из анализа норм действующего законодательства Российской Федерации, а именно Указа Президента Российской Федерации <.....> №........ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от <.....> №........ «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг», Постановления Правительства РФ от <.....> №........ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (период действия Постановления с <.....> по <.....>) следует, что органы местного самоуправления плату граждан коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, должны были устанавливать в соответствии с Основами ценообразования, действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом тарифы для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов их потребления, регулировались региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Тарифы для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых сверх нормативов их потребления и социальной нормы площади жилья, должны были устанавливаться в соответствии с действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства Основами ценообразования, в размере 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат. Постановлением Правительства РФ от <.....> №........ «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» устанавливались федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе: Федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Федеральным законом от <.....> №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» устанавливаются основы государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, вводятся предельные (минимальные и максимальные) уровни цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Ранее установленные тарифы подлежали пересмотру и приведению в соответствие с установленными предельными индексами в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми утверждаются и вводятся в действие указанные предельные индексы. В соответствии со ст.18 Федерального закона от <.....> №210-ФЗ было установлено, что на 2006 год установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года. Приказом Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/<.....> год были утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). В Информационном письме Федеральной службы по тарифам от <.....> № ДС-37/12 по вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 разъяснялось, что предельные индексы роста тарифа относятся только к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов. Предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), установлены в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 год и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на <.....> Приказ Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год». Таким образом, с <.....> Федеральным законом от <.....> № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» путем ежегодно устанавливаемых предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса введен государственный контроль уровня цен и тарифов организаций коммунального комплекса. В соответствии с Федеральным законом от <.....> № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Постановлением Правительства РФ от <.....> №........ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», с 2006 года тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг, предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов их потребления, устанавливаются в пределах региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, рост тарифов ограничивается устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами. Тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг, предоставляемых сверх нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, устанавливаются в размере 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства основами ценообразования, рост тарифов ограничивается устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами. Приказом Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 по субъектам Российской федерации были утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год. Согласно Приложению №........ к Приказу Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4, на 2006 год по Кемеровской области предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги соответственно затратам по оказанию коммунальных услуг, был утвержден на уровне 120%. Согласно Приложению №........ к Приказу Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 максимальная величина роста тарифов па тепловую энергию, в среднем по Кемеровской области должна была составить 115%. На 2006 год по муниципальным образованиям Кемеровской области предельные индексы роста тарифов были установлены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........ «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год в Кемеровской области». Предельные индексы были установлены с учетом ранее принятых решений региональной энергетической комиссией (РЭК) об установлении тарифов на тепловую энергию на 2006 год. Приложением №........ к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........ предусмотрено, что по всем муниципальным образованиям Кемеровской области предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год были установлены на уровне 115%, в том числе и по муниципальному образованию Промышленновский район Кемеровской области. По Кемеровской области Приказом Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год были установлены на уровне 120%, максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию была утверждена на уровне 115%. По всем муниципальным образованиям Кемеровской области Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги были установлены на 2006 год на уровне 115%, в том числе и по муниципальному образованию Промышленновский район Кемеровской области. Таким образом, максимальная величина роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, включая отопление, по Промышленновскому району на 2006 год была установлена в размере 115% и плата граждан, в том числе и п. Плотниково, за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги должна была увеличиться не более чем на 15%. В судебном заседании было установлено, что индекс роста платы граждан <.....>, установленный решением Плотниковского Совета народных депутатов на 2006 год от <.....> №........, за жилищно-коммунальные услуги в пределах норматива потребления и стандарта социальной нормы площади жилья по отношению к уровню на конец 2005 года соответствовал величине максимального возможного роста, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №........, индекс роста стоимости коммунальных услуг сверх норматива и стандарта социальной нормы площади жилья был завышен и не соответствовал Приказу Федеральной службы по тарифам от <.....> №........-Э/4 и Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от <.....> №......... Указанное не оспаривалось ответчиком (заинтересованным лицом) в судебном заседании, подтверждается показаниями представителей третьего лица, свидетеля Игиной О.А., письменными материалами дела. В соответствии с требованиями ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Каких-либо доказательств законности нормативно-правовых актов в обжалуемой части стороной заинтересованного лица не представлено. В материалах дела имеется заключение судебной экспертизы №........ от <.....>, проведенной по гражданскому делу по заявлению Бычковой Г. М. о признании незаконным нормативного акта органа местного самоуправления, принятого с нарушением требований нормативных правовых актов органов федеральной и областной власти, имеющих большую юридическую силу. Однако, оценив с позиции ст.67 ГПК РФ данное доказательство, суд считает возможным принять его в качестве письменного доказательства по данному гражданскому делу. Указанное доказательство суд считает допустимым и достоверным, т.к. оно соответствует требованиям гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные выводы суда также подтверждаются заключением судебной экспертизы №........ от <.....>. Поэтому решение Плотниковского Совета народных депутатов от <.....> №........ в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы суд считает незаконным, противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу. Все последующие решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения (от <.....> №........, от <.....> №........, от <.....> №........, от <.....> №........, от <.....> №........) были приняты на основании тарифов, установленных решением от <.....> №......... Об этом в судебном заседании пояснили представители ответчика и третьего лица. Следовательно, также в части платы за отопление, предоставляемой сверх социальной нормы, являются незаконными. Решение Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от <.....> №........ было принято до вступления в действие Федерального закона от <.....> №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», до введения предельных индексов роста стоимости коммунальных услуг. Следовательно, соответствует действующему на момент его принятия законодательству как федеральному, так и областному, и является законным. Несмотря на то, что вступало оно в силу с <.....> и распространяло свое действие на 2006 год, принято оно было в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В связи с этим суд считает необходимым признать нормативные правовые акты: решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от <.....> №........ «О внесении изменений в Решение №........ от <.....> «Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения», от <.....> №........ «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год», от <.....> №........ «О внесении изменений в решение от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги» недействующими в части установления тарифа за отопление свыше социальной нормы со дня его принятия. Поэтому требования истца Бычковой Г.М. в этой части подлежат удовлетворению. Судом установлено, что вышеуказанные нормативно-правовые акты в настоящее время являются недействующими, т.к. утратили свою законную силу. Однако суд считает необходимым признать их недействующими со дня их принятия в обжалуемой части, т.к. они до настоящего времени нарушают законные права и охраняемые интересы истицы Бычковой Г.М. Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически привело бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд. Это не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу. Утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Такая утрата не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (ст.13 ГК РФ). Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от <.....> №........-О. Истицей предъявлены исковые требования о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по неисполнению ст. 16 ГК РФ, ст. 6 ФЗ №........ от <.....> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановления Департамента Цен и тарифов Кемеровской области №........ от <.....> и №........ от <.....> «Об утверждении порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области». Суд считает указанное требование истицы обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с требованиями Федерального закона от <.....> N 131-ФЗ Как было установлено в судебном заседании представительным органом местного самоуправления принимались нормативно-правовые акты, не соответствующие федеральному и областному законодательству. Органами федеральной власти и власти субъекта Российской Федерации Кемеровской области принимались нормативные правовые акты по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, обязывающие применять предельные индексы роста стоимости коммунальных услуг. Представительный орган муниципального образования Плотниковское сельское поселение в нарушение требований законодательства, имеющему большую юридическую силу, не принимал решений во исполнение указанного законодательства. Принимаемые им решения не соответствовали требованиям действующего в то время законодательства. Если органы местного самоуправления не исполняют свои обязанности, исходя из их полномочий и требований законодательства, то это является бездействием указанных органов и их должностных лиц. Несмотря на то, что Советом народных депутатов Плотниковского сельского поселения принимались решения о тарифах граждан на жилищно-коммунальные услуги, им не выполнялись требования закона о предельных индексах роста цен на жилищно-коммунальные услуги. Указанное, по мнению суда, является бездействием. Истицей заявлены исковые требования о взыскании в ее пользу убытков, причиненных ей принятием незаконных решений, в сумме 21722,04 рубля. Согласно ст.13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В соответствии с требованиями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в частности возмещения убытков. В силу ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.16 ГК РФ). Суд считает, что принятием незаконных в части платы граждан за отопление сверх социальной нормы решений орган местного самоуправления муниципального образования «Плотниковское сельское поселение» причинил истице Бычковой Г.М. убытки, т.к. внося плату за отопление по завышенным тарифам, Бычкова Г.М. понесла реальный ущерб. Решением Промышленновского районного суда от <.....> признано недействующим Постановление Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размера тарифа за отопление сверх социальной нормы» со дня вступления решения в законную силу. Решение суда вступило в законную силу. Решением суда также было установлено незаконное завышение тарифа за отопление сверх социальной нормы. Следовательно, убытки причинены истице за период с <.....> по <.....>. Истицей предоставлен расчет понесенных ею убытков, которые составляют 21722,04 рублей. Судом проверен расчет истицы. Суд считает его основанным на требованиях закона, обоснованным. Истицей использованы при подсчете суммы, пересмотренные Советом народных депутатов Плотниковского сельского поселения на основании решения Промышленновского районного суда, утвержденные представительным органом местного самоуправления решением от <.....> №......... Сам расчет и подходы, использованные истицей, не оспаривались стороной ответчика в судебном заседании. В судебном заседании, оспаривая убытки, причиненные истце, сторона ответчика заявила о применении срока исковой давности, который в соответствии с требованиями ст.196 ГК РФ составляет три года. В силу ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч.1 ст.200 ГК РФ). Суд считает, что право на обращение о взыскании убытков у истицы возникло только после принятия Советом народных депутатов Плотниковского сельского поселения решения от <.....> №........, в котором плата за отопление сверх социальной нормы площади жилья была пересмотрена. Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги был введен на всю совокупность предоставленных жилищно-коммунальных услуг. За какую услугу плату увеличить в большем размере, за какую в меньшем – это прерогатива только органа местного самоуправления. После пересмотра платы и установления ее размера у истицы возникло право на обращение в суд за защитой своего нарушенного права. Несмотря на то, что истица с 2006 года обращалась в различные инстанции по поводу предположения о завышенном тарифе за отопление, суд считает, что Бычкова Г.М. о нарушении своего права узнала только после пересмотра тарифа органом местного самоуправления. Указанное не отрицалось и стороной ответчика в судебном заседании от <.....>. Поэтому суд считает необходимым восстановить полностью нарушенное право истицы и взыскать в ее пользу сумму причиненных ей убытков полностью. В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с требованиями ч.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Таким образом, убытки в размере <.....> рублей подлежат взысканию в пользу истца с казны муниципального образования Плотниковское сельское поселение Промышленновского района Кемеровской области. Истцом заявлено требование о компенсации ей морального вреда, причиненного в результате принятия незаконных решений представительным органом местного самоуправления Плотниковского сельского поселения, в размере <.....> рублей. Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от <.....> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В судебном заседании истица пояснила, что ей органом местного самоуправления был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Она перенесла эмоциональные переживания, чувство отчаяния, подавленности, гнева, стыда, ущербности, состояние бесполезной траты нервов, являясь человеком пожилого возраста. Указанные доводы истицы подтвердили в судебном заседании свидетели Герасимова Н.Б., Наврось Н.М., Бычков А.А. Свидетели Герасимова и Наврось не являются родственниками истице, у суда нет оснований не доверять указанным свидетелям, т.к. они не являются каким-либо образом заинтересованными лицами в исходе данного спора. Поэтому суд считает требования истицы в этой части законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако сумму компенсации морального вреда в размере 20000 рублей суд считает завышенной. Суд считает необходимым взыскать с казны муниципального образования компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей. При подаче искового заявления истица уплатила государственную пошлину в размере <.....> рублей. Являясь инвалидом 2 группы, истица в соответствии с п.2 ч.2 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, прилагаются справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Поэтому суд считает необходимым разъяснить истице Бычковой Г.М., что она вправе обратиться в Промышленновский районный суд с отдельным заявлением о возврате из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины в размере <.....> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бычковой Г. М. к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, причиненных принятием незаконных правовых актов, и компенсации морального вреда; по заявлению Бычковой Г.М. о признании решений органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ и №........ от <.....> в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы незаконными - удовлетворить частично. Признать решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от <.....> №........ «О внесении изменений в Решение №........ от <.....> «Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения», от <.....> №........ «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год», от <.....> №........ «О внесении изменений в решение от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги», от <.....> №........ «Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги» в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы незаконными и недействующими со дня их принятия. Признать бездействие органа местного самоуправления Совета народных депутатов муниципального образования Плотниковское сельское поселение Промышленновского района Кемеровской области по непринятию в соответствии с требованиями закона платы граждан за отопление сверх социальной нормы – незаконным. Взыскать с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г. М. материальный ущерб в размере <.....> Взыскать с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г. М. компенсацию морального вреда в размере <.....> рублей. В остальной части признании противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, решение органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения №........ от <.....> и взыскании компенсации морального вреда в размере <.....> рублей - отказать. Разъяснить Бычковой Г. М., что она вправе обратиться в Промышленновский районный суд с отдельным заявлением о возврате из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере <.....> рублей Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое стороны могут получить с <.....>. Судья К.А. Костеренко
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все полномочия органов муниципальных образований и местного самоуправления допускается только в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.