дело № 2-202/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2010 года г.Владикавказ
Судья Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО - Алания Хадикова И.С.,
с участием помощника прокурора Промышленного МО г.Владикавказа РСО-Алания Хетагуровой А.М.,
при секретаре судебного заседания Туаевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного МО г. Владикавказа РСО-Алания в интересах несовершеннолетних с круглосуточным пребыванием в государственном образовательном учреждении Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции о признании незаконным бездействия государственного образовательного учреждения Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, Министерства образования и науки РСО-Алания, Министерства финансов РСО-Алания в сфере противопожарной безопасности, обязании устранения нарушений Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленного МО г.Владикавказа обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие Министерства образования и науки РСО-Алания по невыполнению обязанностей по своевременному и полному финансированию Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции в сфере противопожарной безопасности и обязать устранить нарушения ФЗ РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года; о возложении на Министерство образования и науки РСО-Алания обязанность финансирования мероприятий в сфере пожарной безопасности Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции для устранения нарушения правил и норм пожарной безопасности в срок до 14.12.2009 года; об возложении на Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции обязанность по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании Государственного пожарного надзора ГПН по ПМО г.Владикавказа.
В судебном заседании прокурор уточнил требования и просил срок устранения нарушений определить двухмесячный после вступления решения в законную силу.
В ходе рассмотрения дела, Прокурор обратился с дополнительным заявлением, которым наряду с Министерством образования и науки РСО-Алания и Центром психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции просил обязать Министерство финансов РСО-Алания финансировать мероприятия в сфере пожарной безопасности в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции.
В обоснование заявленных требований Прокурор пояснил, что 12 ноября 2009 года прокуратурой Промышленного МО г. Владикавказ совместно с отделением государственного пожарного надзора по Промышленному МО проведена контрольная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в государственном образовательном учреждении Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, расположенном по адресу: ... В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения, по которым в адрес директора систематически вносились предписания об обязательном устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно п.1.4 Устава Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, утвержденного 18 декабря 2006 года, его учредителем является Министерство образования и науки РСО-Алания, которое является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет контроль за деятельностью образовательного учреждения. На обращения прокуратуры об устранении выявленных нарушений Министерство образования и науки РСО-Алания ссылалось на отсутствие финансирования, гарантировало выполнение всех требований, однако до настоящего времени большинство нарушений не выполнено.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Промышленного МО г.Владикавказа Хетагурова А.М., пояснила, что Министерство образования и науки РСО-Алания должно было обратиться в Министерство финансов РСО-Алания с ходатайством о выделении необходимых средств для устранения нарушений в сфере пожарной безопасности. Однако никаких доказательств подобных обращений им представлено не было.
В ходе судебного заседания представитель Министерства образования и науки РСО-Алания Базаева О.М., действующая на основании доверенности № ... от 28.09.2009 года заявленные требования не признала, пояснив, что согласно п.2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Аналогичные положения содержатся в части 3 ст. 11 Закона РСО-Алания «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение, находящееся в собственности РСО-Алания, финансируется за счет средств республиканского бюджета РСО-Алания. При этом, вопросы финансирования образовательных учреждений относятся к ответственности республиканского бюджета РСО-Алания. Имущество Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции находится в собственности РСО-Алания, а не Министерства образования и науки РСО-Алания. Финансирование Лицея осуществляется из республиканского бюджета РСО-Алания. Следовательно, вопросы отсутствия или недостаточного финансирования Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции к ответственности Министерства образования и науки РСО-Алания не относятся. Заявки на финансирование регулярно направляются Министерством образования и науки РСО-Алания в Министерство финансов РСО-Алания. По ст. 226 (код по экономической классификации «прочие услуги») Министерству образования РСО-Алания было выделено:
- в 2008 году - ... р., что составляет ... % от запланированной суммы;
- в 2009 году - ... рублей, что составляет ... % от запланированной суммы;
Недостаточное финансирование Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции в 2009 году по ст. 226 является следствием недостаточности средств, выделяемых Министерству из республиканского бюджета, который является дефицитным. Как следует из Программы реформирования региональных финансов РСО-Алания на 2009-2010 годы, уровень фактического дефицита составляет 11 процентов от налоговых и неналоговых доходов. В условиях недофинансирования Министерство образования и науки РСО-Алания вынуждено производить распределение бюджетных средств с учетом типов образовательных учреждений и уровня их оснащенности охранно-пожарным оборудованием. Не выделение финансовых средств из республиканского бюджета Министерству образования и науки РСО-А, которое по своему статусу не располагает собственными средствами и лишено источников доходов, является обстоятельством, свидетельствующим не только об отсутствии вины Министерства в сложившейся ситуации, но и о невозможности выполнения Министерством требований, изложенных в заявлении. Подавляющая часть средств, выделенных из республиканского бюджета в 2008 и 2009 года по ст. 226 (код экономической классификации), была предназначена для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений.
В соответствии с условиями, заключенных между Федеральным агентством по образованию и Правительством РСО-Алания в 2008 и 2009 годах соглашений, республика должна была обеспечить финансирование проектных и монтажных работ по установке охранно-пожарного оборудования, поставляемого Федеральным агентством по образованию. В результате проведенных мероприятий в 2008 году были оснащены системами оповещения 25 учреждений, системами автоматической пожарной сигнализации (АПС) - 43 учреждения, кнопками вызова - 53 учреждения. В 2009 году системами оповещения были оснащены 55 образовательных учреждений, системами АПС- 55 учреждений, кнопками экстренного вызова - 67 учреждений. Министерство образования и науки РСО-А обеспечило в 2008-2009 годах проведение торгов и запросов котировок на выполнение строительно-монтажных работ по установке систем охранно-пожарной сигнализации в 9 образовательных учреждениях. В 2008 году в республике была принята Республиканская целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2008-2010 годы, разработанная Министерством образования и науки РСО-Алания. На реализацию мероприятий указанной программы было выделено из республиканского бюджета в 2008 году ... рублей (из запланированных ... руб.), в 2009 году - ... руб.( из запланированных ...), которые были израсходованы на установку в образовательных учреждениях систем АПС. При таких обстоятельствах утверждение заявителя о бездействии Министерства образования и науки РСО-Алания являются безосновательными. Большинство нарушений пожарной безопасности, указанных в заявлении прокурора Промышленного МО, отсутствуют. Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на которые в заявлении делается ссылка, к образовательным учреждениям, не применяются. Утверждение прокурора о нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются безосновательными, поскольку такая категория детей в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции не содержатся. Заявленные прокурором требования об устранении нарушений пожарной безопасности расплывчаты, противоречивы, не учитывают специфику действительно имеющихся нарушений и способов их устранении и являются невыполнимыми.
В ходе судебного заседания директор Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции Цуциева Ж.Ч., действующая на основании приказа № ... от 13.08.1992 года, заявленные требования не признала и пояснила, что финансовое состояние учреждения не позволяет самостоятельно устранить выявленные нарушения правил, так как учреждение является государственным, предпринимательской и иной приносящей доход хозяйственной деятельностью не занимается, кроме того, учреждение недостаточно финансировалось по статьям и объемам, необходимым для удовлетворения требований пожарной безопасности, мною неоднократно направлялись письма главному распорядителю бюджетных средств - Министерству образования и науки РСО-Алания о выделении дополнительных средств, для выполнения мероприятий, согласно требованиям пожарной безопасности. В отношении нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщила, что в учреждении нет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На заявки по финансированию мероприятий для устранения выявленных нарушений соблюдения правил пожарной безопасности на территории Центра - Министерством образования и науки РСО-Алания приняты меры, а именно:
- выделено для установки на территории Центра охранно-пожарное оборудование на сумму ... рублей (март 2009 г.) и финансирование на сумму ... рублей для оплаты выполненных строительно-монтажных работ по установке автоматической пожарной сигнализации (подрядчик был определен по запросу котировок через Министерство образования и науки РСО-Алания).
-установлена и в настоящее время действует автоматическая пожарная сигнализация (на первом этаже установлена в ноябре 2009 года, на втором этаже установлена в январе 2010 года).
-выделено 15 огнетушителей на сумму ... рублей (февраль 2008 года).
-установлена и действует тревожная кнопка (февраль 2009 года)
-произведена в замен устаревшей обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (февраль 2009 года);
-рабочие места персонала, обслуживающего ночующих детей обеспечены газодымозащитными комплектами. Все виды нарушений требований пожарной безопасности, указанные в Предписании, которые могли быть устранены, практически устранены, на все иные необходимы значительные финансовые средства.
В ходе судебного заседания представитель Министерства Финансов Сугаров С.Р., действующий на основании доверенности №... от 25.12.2009 года заявленные требования в отношении Министерства Финансов просил оставить без удовлетворения, считая их необоснованными по следующим основаниям.
Министерство финансов РСО-Алания является финансовым органом, на который возложены полномочия по организации исполнения республиканского бюджета, установлении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета и кассового плана исполнения республиканского бюджета по составлению и ведению сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и лимитов бюджетных обязательств. В своем заявлении Прокурор не отразил нормы права, которые он считает основанием своих требований, более того не указал, в чем заключается бездействие государственных органов и самого Учреждения, и какие действия и в каком порядке ответчики должны осуществить. Требование возложить обязанность финансирования мероприятий в сфере пожарной безопасности достаточно расплывчато, поскольку не позволяет конкретно определить, что должно быть сделано ответчиками. Требуя возложить на Министерство Финансов РСО-Алания обязанность по финансированию мероприятий в сфере пожарной безопасности в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции прокурор, тем самым, ставит вопрос о возложении обязанности исполнить возложенные на государственный орган функции. Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства не исполнения возложенных на Министерство Финансов РСО-Алания полномочий. Министерство Финансов РСО-Алания осуществляет исполнение республиканского бюджета по расходам в соответствии с утвержденными показателями, по мере исполнения бюджета по доходам. Финансирование Министерства образования и науки РСО-Алания осуществлялось и осуществляется в переделах денежных средств, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год, что говорит об отсутствии фактов бездействия. Как усматривается из республиканского бюджета на 2008 год денежные средства на реализацию Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2008-2010 годы, предусмотрены не были. В 2009 году в республиканском бюджете на указанные цели было предусмотрено ... р.. в республиканском бюджете 2010 года также предусмотрено ... р. При этом, согласно ст. 22 Закона РСО-Алания от 21.12.2009 № 60-ФЗ, действие Закона РСО-Алания от 09.07.2008 года № 32-РЗ «О республиканской целевой программе «Безопасность образовательного учреждения» на 2008-2010 годы» в части расходов, не обеспеченных финансированием приостановлено с 01.01.2010 года по 31.12.2010 год. Статья 158 Бюджетного кодекса РФ наделяет главного распорядителя бюджетных средств следующими полномочиями: по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; по исполнению соответствующей части бюджета; по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи. Данные полномочия позволяют главному распорядителю, то есть Министерству образования и науки РСО-Алания, самостоятельно изыскать в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств денежные средства на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в подведомственных ему учреждениях. Как усматривается из предоставленных Учреждением документов, и признается сторонами, в 2009 году были осуществлены большое количество мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции. По мере изыскания дополнительных возможностей для финансирования, осуществление этих мероприятий будет продолжаться.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Правительства РСО-Алания Галуев А.Д., действующий на основании постоянной доверенности от 24 ноября 2009 года, в ходе судебного заседания поддержал доводы представителя Министерства Финансов РСО-Алания и пояснил суду, что Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции является подведомственной организацией. Финансирование Центра осуществляется через Министерство образования и науки РСО-Алания, которое направляет в Министерство финансов РСО-Алания заявки на финансирование подведомственных учреждений. Проект бюджета составляется Министерством финансов РСО-Алания, в который закладываются и суммы, предусмотренные поступающими заявками. Проект Закона о бюджете на соответствующий финансовый год поступает в Правительство РСО-Алания, который является коллегиальным органом, утверждающим проект в окончательном варианте. Правительство РСО-Алания утвержденный проект передает в Парламент РСО-Алания. Бюджет принимается в форме закона. За пределы этого закона Министерство финансов РСО-Алания, как исполнительный орган, выйти не может. Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются Министерству образования и науки РСО-Алания, которое является окончательным распорядителем средств.
В ходе судебного заседания главный специалист - государственный инспектор Промышленного МО г. Владикавказа по пожарному надзору Е.О.К.., действующий на основании служебного удостоверения ГПН № ... показал, что 12 ноября 2009 года отделом государственного пожарного надзора по Промышленному МО совместно с прокуратурой Промышленного МО г.Владикавказа была проведена контрольная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в государственном общеобразовательном учреждении Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, в результате которой были выявлены многочисленные нарушения. Последняя проверка Центра состоялась в январе 2010 года, ранее выявленные нарушения за исключением трех пунктов, до настоящего времени не устранены. Соответствующее предписание № ... направлено в адрес директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции Цуциевой Ж.Ч.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Заявление подано в порядке ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей оспаривание решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, дающей ему право обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оспаривается бездействие органов исполнительной власти по соблюдению требований ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года в государственном образовательном учреждении Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции.
Из представленных суду материалов усматривается, что обращению в суд предшествовали следующие мероприятия.
Проведено оперативное совещание при прокуратуре РСО-Алания от 10.02.2009 года, из протокола которого усматривается, что было принято решение об издании прокуратурой, МВД Республики и ГУ МЧС России по РСО-Алания совместного приказа «О проведении комплекса мероприятий по проверке объектов с массовым пребыванием людей», а также об утверждении графика проведения комплексных проверок социально-значимых объектов, расположенных на территории РФ. По результатам проведенных проверок 20 февраля 2009 года было направлено Представление за подписью заместителя прокурора республики К.К. Габриелян в адрес Председателя Правительства РСО-Алания об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности на социально-значимых объектах республики.
В соответствии с Представлением прокурора, Правительство РСО-Алания провело проверку противопожарного состояния объектов социальной защиты, здравоохранения и образования и Информация о мерах по обеспечению пожарной безопасности на социально значимых объектах РСО-Алания за подписью заместителя Председателя Правительства РСО-Алания направлена в адрес заместителя прокурора РСО-Алания Г.К.К..
В силу п.4 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Аналогичные положения содержатся в части 3 ст. 11 Закона РСО-Алания «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение, находящееся в собственности РСО-Алания, финансируется за счет средств федерального бюджета РСО-Алания. При этом вопросы финансирования образовательных учреждений относятся к ответственности республиканского бюджета РСО-Алания.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В силу требований ст. 18 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится, кроме иных, разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ.
Материалами настоящего гражданского дела достоверно установлено:
- Согласно Уставу, Учредителем Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции является Министерством общего и профессионального образования РСО-Алания (в настоящее время Министерство образования и науки РСО-Алания). Деятельность Центра финансируется Учредителем, источником финансирования являются средства республиканского бюджета, выделяемые в порядке, устанавливаемом Учредителем в соответствии с действующим законодательством.
- Имущество Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции находится в собственности РСО-Алания, а не Министерства образования и науки РСО-Алания. Финансирование Центра осуществляется из республиканского бюджета РСО-Алания, что сторонами не оспаривается.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которое приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из приведенных выше требований закона, регламентирующих порядок финансирования общеобразовательных учреждений, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Вопросы финансирования относятся к ответственности республиканского бюджета РСО-Алания.
Министерством образования и науки РСО-Алания суду были представлены следующие доказательства:
- письмо №... от 16.03.2009 года, из которого усматривается, что Министерство образования и науки РСО-Алания обращалось в Министерство финансов РСО-Алания с просьбой выделить ... рублей для устранения нарушений правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки учреждений образования в 2009 году сотрудниками государственного пожарного надзора. В перечне учреждений - Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции;
- письмо № ... от 30.03.2009 года, из которого усматривается, что Министерство образования и науки РСО-Алания просит Министерство финансов РСО-Алания выделить ... р. для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в подведомственных образовательных учреждения. В перечне учреждений - Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции;
- Соглашение № ... между Федеральным агентством по образованию и Правительством РСО-Алания от 28.09.2007 года о сотрудничестве по оснащению общеобразовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием, средствами защиты и системами видеонаблюдения в рамках реализации мероприятия «Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
- Соглашение № ... между Федеральным агентством по образованию и Правительством РСО-Алания от 17.10.2008 года о сотрудничестве по оснащению общеобразовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием, средствами защиты и системами видеонаблюдения в рамках реализации мероприятия «Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
- приказ № ... от 23.12.2008 года, согласно которому с баланса Министерства образования и науки РСО-Алания на баланс Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции передано охранно-пожарное оборудование.
Из представленных суду данных следует, что Министерству образования и науки РСО-Алания в 2008 году по ст. 226 (код экономической классификации «прочие услуги») было выделено ... рублей, что составляет ... % от запланированной суммы, в 2009 году - ... рублей, что составляет ... % от запланированной суммы. Подавляющая часть этих средств израсходована на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений, они распределены по всем подведомственным образовательным учреждениям, которых у Министерства образования и науки РСО-Алания - 45.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что финансирование Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции осуществляется из республиканского бюджета Министерством финансов РСО-Алания через Министерство образования и науки РСО-Алания. Заявки Министерства образования и науки РСО-Алания в течение 2008-2009 г.г. о выделении денежных средств на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений подавались и были заложены в проектах бюджета, однако в полном объеме выполнены не были.
При таких обстоятельствах доводы прокурора о бездействии Министерства образования и науки РСО-Алания по невыполнению обязанностей по своевременному и полному финансированию Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции в сфере противопожарной безопасности, являются необоснованными. Финансирование образовательных учреждений относится к ответственности республиканского бюджета Республики Северной Осетии-Алании, в связи, с чем обязывать Министерство образования и науки РСО-Алания финансировать мероприятия в сфере противопожарной безопасности Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции нет оснований.
Рассматривая требования к Министерству финансов Республики Северная Осетия Алания суд учитывает, что Министерство финансов РСО-Алания, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденном постановлением Правительства РСО-Алания № 271 от 07.10.2005 года, составляет проект республиканского бюджета РСО-Алания, утверждает и ведет сводную бюджетную роспись республиканского бюджета РСО-Алания, представляет в Правительство РСО-Алания отчетность об исполнении республиканского бюджета, осуществляет методическое руководство в области бюджетного планирования. Министерство финансов РСО-Алания осуществляет исполнение республиканского бюджета по расходам в соответствии с утвержденными показателями, по мере исполнения бюджета по доходам. Финансирование Министерства образования и науки РСО-Алания, как и других получателей бюджетных средств, осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» от 9 июля 2008 г. № 33-РЗ, организует составление проекта республиканского бюджета, составляет его и представляет в Правительство РСО-Алания Министерство финансов РСО-Алания, составление проекта республиканского бюджета обеспечивает Правительство РСО-Алания, рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет об его исполнении Парламент РСО-Алания.
Таким образом, Министерство образования и науки РСО-Алания и Министерство финансов РСО-Алания, действуют в пределах своей компетенции по решению вопросов противопожарной безопасности. Из представленных суду материалов следует, что выполнено определенное количество мероприятий по обеспечению в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции мер противопожарной безопасности, устранении выявленных нарушений, выделены определенные средства противопожарной безопасности.
По вопросу ответственности Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании Государственного пожарного надзора ГПН по ПМО г.Владикавказа, суд учитывает, что для устранения выявленных нарушений требуется значительные финансовые средства, которых у Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции нет. Дополнительные средства на проведение мероприятий в сфере пожарной безопасности Центру психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции выделены были после вмешательства органов прокуратуры. Таким образом, требование возложить на Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции обязанность устранить выявленные нарушения является невыполнимым.
Прокуратура РСО-Алания в Представлении от 20.02.2009 г. на имя председателя Правительства РСО-Алания констатировала, что вопросы выполнения противопожарных мероприятий требуют значительных финансовых вложений, как органами исполнительной власти, так и администрациями местного самоуправления районов республики. Председателю Правительства предложено в рамках представленных полномочий инициировать вопрос внесения изменений в Закон РСО-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на 2009 год» в части финансирования республиканских целевых программ, касающихся пожарной безопасности.
Суд, принимая во внимание важность проводимых прокуратурой мероприятий по выявлению нарушений требований Закона «О пожарной безопасности», актуальность поставленных вопросов о соблюдении требований пожарной безопасности в государственном общеобразовательном учреждении Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции и в других общеобразовательных учреждениях, тем не менее, не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором Промышленного МО требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных прокурором Промышленного МО г.Владикавказа РСО-Алания требований о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки РСО-Алания по невыполнению обязанностей по своевременному и полному финансированию Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции в сфере противопожарной безопасности и обязании устранить нарушения ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; о возложении на Министерство образования и науки РСО-Алания обязанности финансирования мероприятий в сфере пожарной безопасности Центра психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции для устранения нарушения правил и норм пожарной безопасности в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу; о возложении обязанности на Министерство финансов РСО-Алания финансировать мероприятия в сфере пожарной безопасности в Центре психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции; о возложении на Центр психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции обязанность по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании Государственного пожарного надзора ГПН по ПМО г.Владикавказа - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в десяти дневный срок со дня его вынесения в Верховный суд РСО-Алания.
Судья И.С. Хадикова